День 15 июля вошел в историю мусульман Нижегородщины не только как символ торжества исторической справедливости (пусть и изрядно запоздалый) в масштабах отдельно взятого района. Он стал еще и первой культурной и духовной инъекцией в умирающее тело татарской нации, нуждающееся в длительном и усердном лечении от поразившего его вируса духовно-нравственного упадка, который быстро развивается в благоприятной среде распространившегося безбожия и безнравственности.
В этот день в селе Сафаджай Пильнинского района Нижегородской области прошли массовые мероприятия, направленные на возрождение национального и религиозного сознания второй в России государствообразующей нации. Они были организованны Духовным управлением мусульман Нижегородской области, Исламским институтом им. Хусаина Фаизханова при поддержке администрации села и Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание».
Программа памятных мероприятий началась с посещения могил выдающихся татарских деятелей: имам-хатыба, основоположника медресе села Сафаджай Хабибуллы-ишана Альмухаммятова, мецената и основателя первой в селе каменной мечети Шарафетдина хаджи Сираджетдинова и мусульманского ученого, просветителя и общественного деятеля Хусаина Фаизханова.
Затем в мечети-медресе села прошла научно-практическая конференция «Мусульманское образование татар-мишарей Волжско-Сурского региона: история и современность» с участием ряда крупных ученых из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Уфы и других городов. Она была приурочена сразу к нескольким знаменательным событиям: 190-летию со дня создания первого Сафаджайского мектебе при первой Соборной мечети, 120-летию со дня создания первого новометодного джидидистского медресе при Нижегородской ярмарочной мечети и 100-летию со дня создания медресе им. Мухсина Хабибуллина в селе Сафаджай.
По окончании конференции состоялось торжественное открытие мемориального памятника в честь имамов и наставников, безвинно репрессированных в 1937 году, которому предшествовали митинг и поминальный намаз.
В завершении торжеств гостей и участников ждал роскошный обед – традиционный плов, татарская выпечка, сладости, фрукты и чай.
По-видимому, важность этого события оценили не только нижегородские татары и мусульманская общественность России, но и представители местных и областных властей. Представитель губернатора зачитал приветствие главы области Валерия Шанцева организаторам, участникам и гостям мероприятия. В нем, в частности, говорилось: «Проведение такого праздника культуры на нижегородской земле чрезвычайно важное событие. Сердечной благодарности и безусловного уважения заслуживает действие общественных и духовных организаций региона, взявших на себя труд в организации столь ответственной, государствообразующей, просветительской и благотворительной работы. Ваша ярко выраженная объединяющая просветительская миссия служит консолидации усилий власти, духовенства и общества для взаимодействия в области нравственного, идеологического строительства, социального служения и экономического сотрудничества…».
Как отметил один из организаторов – председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов, «этот торжественный день явил собой яркий пример трепетного отношения народа к родной культуре, традициям, национальным героям».
В продолжение этой мысли уместно привести слова американского философа, поэта и эссеиста Джорджа Сантаяны: «Кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь». В этот день нижегородские мусульмане показали, что они не просто хорошо помнят свое прошлое, они дают уникальную возможность всем нам по-новому взглянуть на отдельные этапы нашей общей истории, извлечь из нее ценные и поучительные уроки.
По материалам конференции
Особого внимания заслуживает межрегиональная научно-практическая конференция «Мусульманское образование татар-мишарей Волжско-Сурского региона: история и современность». Прозвучавшие в ходе нее доклады раскрывали важные исторические предпосылки современных проблем отношения государства и ислама.
Доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российской Академии правосудия Айдар Хабутдинов рассказал о роли и значении новометодных джадидских медресе в жизни татарского народа, которые пришли на смену морально устаревшей и не отвечавшей духу времени старометодной системе образования Бухары и Заказанья. По его словам, величайшим достоинством джидидских медресе является то, что, во-первых, они не давали мусульманам ассимилироваться в большом городе, а во-вторых, они защищали последователей ислама от проникновения радикальных учений. Поэтому авторитетные татарские религиозные деятели, такие как Риза Фахреддин, Габдурахман Русули и Шакир Хиялетдинов не раз обращались к властям с просьбой позволить им создать джадидские медресе во избежании кризисов и дабы закрыть дорогу проявлению невежества. К сожалению, все эти просьбы не нашли понимания у руководства советского государства, что в последствии привело к негативным результатам. Как отметил Хабутдинов, заслуга села Сафаджай заключалась именно в том, что в нем было открыто одно из первых джадидских медресе, несмотря на тот факт, что все новометодные мусульманские учебные заведения были, прежде всего, городскими.
Известный российский культуролог, в прошлом ведущий религиозных программ на Радио России Сергей Маркус призвал вернуть исконные родные имена нашим городам, селам, деревням, улицам, площадям. «Почему мы, встретившись здесь, в селе Сафаджай, до сих пор называем его каким-то странным названием – „Красная горка“? – отметил Сергей Маркус. – Что такое „Красная горка“? Это или коммунисты придумали, имея в виду цвет крови, пролитой пролетариатом в борьбе против буржуазии, религии и Бога? Или эта „Красная горка“ напоминает о православном празднике, связанным с катанием окрашенных в красное яиц с горок? Но ваши предки жили здесь более 500 лет: где здесь вы видели горы? Село это носит старинное, чудесное название – Сафаджай („место для покоя, блаженства“), этимология которого очень глубока, духовна». Культуролог напомнил, что сейчас по всей России идет процесс возвращения исконных имен. По его словам, этим активно занимается Союз православных граждан, который вкупе с вновь созданным общественным движением «Возвращение» настойчиво добивается возвращения старых названий московским улицам, площадям и особенно станциям метро. «Давайте вслед за нашими православными собратьями создадим общемусульманское движение за возвращение исконных, исторических имен нашим городам, селам, улицам, фамилиям и именам», – призвал Сергей Маркус.
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института Татарской энциклопедии АН РТ Хамзя Абдулкаюмов в своем сообщении напомнил об уроках насильственной христианизации народов Поволжья. Он отметил, что в последнее время Русская православная церковь и государство, как и в былые времена, почти объединились. Не без участия государства идет безудержная пропаганда только одной религии. То и дело приходится слышать экстремистские лозунги «Россия – для русских». Здесь слышен отзвук далекого прошлого, когда церковь не только располагала правами высшей власти в пределах церковного управления, но и пользовалась значительным влиянием на жизнь самого государства.
Большое внимание привлек к себе доклад сотрудника нижегородского архива, кандидата философских наук Бориса Моисеевича Пудалова «Из исторического опыта преподавания национальных дисциплин в российских школах». Собирая материалы для своей работы, касающейся еврейского национального образования в России в 1920-ых годах, вышедшей на английском языке в Израиле, он сравнил опыт еврейской общины с попытками татар и поляков наладить процесс своего национального образования. Как отметил Борис Пудалов, все национальные общества считали необходимым изучать в качестве национального компонента родной язык, родную литературу, в качестве факультатива родную музыкальную традицию и в обязательном порядке родную религиозную традицию. По словам исследователя, татары особо настойчиво отстаивали свои права на национальное образование. Они обращались во Всероссийский центральный исполнительный комитет, пытались прорваться к его председателю Калинину, в народный комиссариат по просвещению, обращались в губернский отдел народного образования. Пудалов обратил внимание на то, что попытки части национальной общественности поиграть с коммунистическими властями, ограничив религиозную традицию, желая сохранить школу, все равно кончились расстрелом всех национальных деятелей, пытавшихся поиграть в эту игру.
ИА «IN»
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: