Ближний Восток – это географическая территория, включающая страны Западной Азии и Египет, имеющие выход к Красному морю, Арабскому заливу, Средиземному морю и Аравийскому морю. Впервые этот термин начали употреблять в Министерстве по делам Британской Индии (British India Office) в 19 веке, затем он получил широкое распространение благодаря эксперту по стратегическим вопросам в командовании американского ВМФ Альфреду Тайеру Махану, который применил его в 1902 г. для обозначения территорий, находящихся между Аравийским полуостровом и Индией.
Ближний Восток принадлежит к числу наиболее неспокойных регионов мира. Он был театром десяти войн, в том числе войны между арабами и Израилем, Ираком и Ираном, вторжение Ирака в Кувейт, оккупация Ирака США и Великобританией в 2003 г., израильская оккупация Палестины, израильское вторжение в Ливан, оккупация Ирака Ираном вслед за американским вторжением, установление иранского контроля над Ливаном через движение Хезболла, хуситский переворот против законной власти в Йемене, народное выступление в Сирии, которая стала территорией противоборства и влияния региональных и внешних сил.
Имеется несколько названий региона Ближнего Востока, где каждое подразумевает определенный политический аспект: «Ближний Восток», «Новый Ближний Восток», «Большой Ближний Восток». Последний термин ввела в употребление администрация президента США Джорджа Буша, подразумевая под ним обширную территорию, включающую все арабские страны, Турцию, территорию оккупированной Израилем Палестины, Иран, Афганистан, Пакистан. Данное название было в ходу в рамках глобального проекта по распространению политических и социально-экономических реформ в данном регионе. Проект был объявлен администрацией США в 2004 году на форуме восьмерки промышленно развитых стран. Понятия «Новый Ближний Восток» и «Большой Ближний Восток» отчасти совпадают, но имеют и различия с точки зрения геополитического распределения государств, которое диктуется теми или иными целями различных внешних сил.
I. Региональная безопасность. Факторы, влияющие на геополитические изменения на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Имеющая место в настоящее время анархия в области безопасности на Ближнем Востоке порождена рядом объективных и взаимодействующих факторов, наблюдаемых с 2011 года, когда началась волна народных революций в арабских странах. Цели этих революций переплелись с задачами, которые ставили перед собой великие державы, возникли и набирали силу террористические движения – все это привело регион Ближнего Востока в состояние хаоса. Этот хаос стал также естественным результатом эгоистического поведения внешних сил, преследующих свои собственные интересы. Среди них и интересы неарабских государств – Ирана и Израиля. Возможно, данная ситуация претерпит изменения и вновь произойдут события, подобные тем, что имели место в период арабских революций. То есть, не исключены новые перевороты в области политики и безопасности, которые изнутри приведут к переменам в регионе, с учетом опыта предыдущих выступлений и вызовов нового этапа.
Это предположение подкрепляется тем фактом, что имевшие место направления и механизмы революционных выступлений совпадали с интересами внешних сил и их задачами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. То есть, не исключено повторение известных ситуаций, поскольку сохранились породившие их факторы. Внешние силы пока еще не осознали, что они перешли все мыслимые границы в навязывании своих целей движениям, решающим те или иные арабские проблемы, пренебрегая правами и интересами собственно стран этого региона, содействуя разжиганию религиозных и этнических конфликтов. Внешние силы должны изменить свои подходы, быть более объективными, позволить народам этих стран сохранить минимум суверенитета, прав и интересов. Возможно, наиболее красноречивым определением для того, что происходит сейчас в странах Ближнего Востока, является следующее высказывание бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера: «Не в интересах Америки решать проблемы Ближнего Востока, нам надо держать в своих руках нити этих проблем и управлять ими». Проявление такого подхода мы наблюдаем в отношении всех вопросов, стоящих на повестке дня в арабском мире, вот уже шесть десятилетий по арабо-израильской проблеме, а ныне – в отношении Сирии. Факторы и угрозы, влияющие на геополитику и ситуацию с безопасностью на Ближнем Востоке, можно поделить на две группы: внутренние и внешние.
Можно выделить следующие внутренние угрозы в отношении региона, исходя из мнения Г. Киссинджера:
1. Устремления Ирана, пытающегося возродить роль Персидской империи
2. Устремления экстремистских группировок, пытающихся разрушить нынешнюю политическую структуру. В качестве примера назовем Шиитское народное объединение; шиитское движение Хезболла в Ливане; поддерживаемую Ираном шиитскую группировку Ансар Алла в Йемене; Исламское государство (Даиш), которое, по моему мнению, представляет собой орудие в руках разведслужб и не имеет реальной стратегии.
3. Внутренние межэтнические и межрелигиозные столкновения в отдельных государствах 4. Давления, испытываемые изнутри в отдельных государствах вследствие волнений по политическим и экономическим причинам.
Международные факторы и угрозы определяются планами и устремлениями внешних сил по отношению к странам региона. В журнале вооруженных сил США опубликована статья Ральфа Питерса, в которой он указывает на явления, свидетельствующие о происходящих в регионе изменениях. Так, если говорить о географии, наблюдается появление новых государств, а также разделение или слияние существующих. В статье приводится две карты: одна отражает существующие реалии Ближнего Востока, а другая – новое состояние, которого добиваются действующие здесь силы.
Автор статьи пытается оправдать планы этих сил рядом аргументов, в том числе: 1. Нынешние границы проведены произвольно Великобританией и Францией в 19 веке, они не являются справедливыми. 2. На Ближнем Востоке и в Северной Африке границы выглядят наиболее спутано и хаотично. Они являются причиной возникновения войн, поэтому их надо изменить, провести заново, предоставив этническим и религиозным меньшинствам возможность обрести отнятые у них права. 3. Хотя можно предположить, что в многонациональных и многоконфессиональных странах представители отдельных групп способны договориться между собой о сосуществовании, однако в большинстве случаев смешение разных этносов и верований оказывается проблемным , поэтому желательно пересмотреть карту Ближнего Востока.
Межгосударственные границы не являются незыблемыми, в наши дни многие из них претерпевают изменения, поэтому неправильно принимать тот аргумент, что эти границы отражают установившиеся в прошлом реалии, которые должны быть сохранены, и за это неизбежно приходится платить налог в виде возникающих проблем. Проведенные на Ближнем Востоке границы порождают административные проблемы как внутри самих государств, так и между ними. Особенно это проявляется в отношении меньшинств, а также в виде религиозного или националистического экстремизма, поэтому с данной ситуацией надо покончить.
В докладе содержится призыв к проведению необходимых перемен ради гуманитарных целей, обеспечения справедливости и демократии, установления баланса сил и решения ряда других задач, в том числе:
1. Покончить с несправедливостью, от которой страдают некоторые меньшинства на Ближнем Востоке 2. Вести глобальную войну с террором с опорой на дислоцированные в регионе американские силы и их союзников 3. Обеспечить ничем не ограниченный поток нефти на Запад 4. Обеспечить полный мир путем изменения геополитических границ между нынешними государствами региона, распространить в нем демократию.
Указанный доклад содержит несколько очень опасных моментов, а именно:
1. Попытка убедить, что предлагаемые изменения отвечают всеобщим интересам, в отличие от действий Великобритании и Франции (Сайкс-Пико) 2. Осуществление предлагаемых изменений границ, создание новой Карты Ближнего Востока не будет легким и быстрым делом. Для корректировки границ между странами потребуется как-то согласовать волю живущих там народов, а в настоящее время это представляется практически невозможным.
И в условиях недостатка времени для достижения указанной цели неизбежно придется пролить кровь. То есть указанный план предполагает задействовать фактор времени.
II . Сдерживающие факторы, необходимость перестройки в районах противоборства (между национальными интересами и внешними планами) Вокруг Ближнего Востока сосредоточены интересы и планы различных внешних сил, которые ведут к перекраиванию карты этого региона с учетом этнических и религиозных факторов. Наряду с этим действуют интересы региональных сил – Ирана и Турции, так что позволительно говорить о «притязаниях Ирана» и «прихотях Турции», хотя сравнивать эти два понятия будет правильней скорее с точки зрения культуры, чем политики. Между этими двумя участниками существует огромная дистанция, но вместе с тем в одном из них могут совместиться понятия «самый близкий» и «самый опасный», если мы начнем их сравнивать. Вопрос «самого близкого и самого опасного» закономерно возникает в контексте разговора о геополитических переменах на Ближнем Востоке. Он был предметом обширных дискуссий между политическими аналитиками самых разных направлений, где обсуждались устремления Ирана и Турции на Ближнем Востоке.
Заключение: Постконфликтное восстановление
Пока сложно представить, что кризисы в регионе скоро прекратятся и можно начинать думать о материальной и моральной перестройке. Это становится понятным, если всмотреться в переплетение внутренних и внешних факторов, а с другой стороны видно, что интересы внешних сил вступили в новый этап, где они пересекаются с попытками практического осуществления интересов сил, находящихся внутри этого региона, имея в виду Иран и Израиль. Факторы, препятствующие решению проблем безопасности на Ближнем Востоке можно свести к следующему:
1. Развитие ситуации в Регионе на нынешнем этапе, после периода арабских революций, привело к приходу политического руководства, которое создано волей внешних сил, не допускающих никаких политических изменений, не просчитанных ими. Нынешние политические руководители не могут воспринимать реалии арабских стран таким образом, чтобы это отвечало потребностям общества в этих странах, от них нельзя ожидать положительных изменений в арабских странах, несмотря на их попытки представить себя радетелями национальных интересов.
2. Социальные сети находятся под контролем политических сил и служб безопасности, которые таким образом управляют настроениями масс. Любой голос против влечет обвинения в преступных намерениях и суровое наказание. Господство либеральных средств массовой информации противоречит элементарным интересам и социальным правам народов арабского мира; под предлогом требований безопасности подавляются гражданские права.
3 . Созданная на Ближнем Востоке ситуация углубляет нарушение баланса в области безопасности и подготавливает новую картину будущего этого региона, которое планируется без участия собственно живущих в нем народов. Это новое будущее тщательно готовится, в нем определяются главные контуры влияния Ирана и Израиля, где на юге Ирака и Сирии уверенно действует рука Ирана, а на севере Ирака и Сирии – рука Израиля. Конкретные шаги в осуществлении такого сценария может видеть любой наблюдатель.
На новом этапе перестройки этого региона нам нужно осознать требования текущего политического момента и характер его будущего развития. Здесь имеются два аспекта: политический и аспект безопасности.
Политический аспект. Следует руководствоваться опытом Совета сотрудничества стран Арабского залива. Никто не может отрицать успехов данной организации в деле охраны интересов стран Залива, в том числе поддержания его безопасности, несмотря на растущие и множащиеся вызовы, которые ставят перед ней новые задачи. В этой связи я считаю целесообразным, чтобы данная региональная организация обратилась с просьбой о вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), тем более что в его уставе есть вид членства в качестве «партнера по диалогу». Можно предполагать, что в перспективе ШОС станет международной силой, равной блоку НАТО, а экономически и превосходящей его. Можно указать на важность установления сотрудничества между региональной силой – Советом сотрудничества стран залива – и ШОС именно на данном этапе реализации «трансконтинентальной» экономической политики Китая и его союзников («Шелковый путь»), которая предполагает обеспечение безопасности для успешного осуществления экономических программ.
Аспект военный и безопасности Арабская коалиция с целью восстановления законности в Йемене представляет собой пример ответа на проблемы региональной безопасности. Если бы не сговор и нерешительность международных сил в противодействии союзникам Ирана – остаткам мятежников в Йемене, результаты были бы более быстрыми и эффективными. Но вместе с тем уже достигнутые результаты играют положительную роль для ситуации внутри Йемена и заставляют внешние силы с уважением относиться к коалиции. Военный исламский союз для противодействия терроризму. Этот союз также играет региональную и международную роль. Он в том числе демонстрирует способность Королевства Саудовская Аравия и его союзников к сплачиванию военных сил исламских государств в противодействии терроризму по разным направлениям: идейному, финансовому, безопасности, а также демонстрирует серьезность намерения противодействовать террористам. Нам представляется, что борьба с терроризмом – эта та область, где Россия и исламские государства могут успешно сотрудничать, поскольку решают во многом схожие задачи.
Выступление Директора Центра информации и арабско-русских исследований
д-ра Мажида ат-Турки на VII Московская конференция по международной безопасности Министерства обороны РФ
Ответить
1. Нынешние границы проведены произвольно Великобританией и Францией в 19 веке, они не являются справедливыми. 2. На Ближнем Востоке и в Северной Африке границы выглядят наиболее спутано и хаотично. Они являются причиной возникновения войн, поэтому их надо изменить, провести заново, предоставив этническим и религиозным меньшинствам возможность обрести отнятые у них права. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Очень точно определены причины конфликтов на ближнем востоке.Автор ничем не опроверг эти факты. "Арабская коалиция с целью восстановления законности в Йемене представляет собой пример ответа на п