О российской политике в отношении Ближнего Востока

На фоне текущих международных и региональных событий, связанных, с одной стороны, с обострением противостояния между Россией и Западом, а с другой — с драматическими событиями на Ближнем Востоке (в том числе свержением режима президента Башара Асада в декабре 2024 года и прямым военным столкновением между Израилем и Ираном 13 июня 2025 года, а также продолжающейся второй год израильской войной в секторе Газа), российская политика в отношении Ближнего Востока переживает этап переосмысления. Основу этого переосмысления составляет стремление России реализовывать свои национальные интересы, сохраняя определённую дистанцию от происходящего в регионе и избегая прямого вовлечения.

Основные направления российской политики на Ближнем Востоке можно обобщить следующим образом:

1. Российско-иранская дружба, несмотря на разногласия

Отношения между Россией и Ираном можно охарактеризовать как дружественные. В январе 2025 года во время визита президента Ирана Масуда Безешкиана в Москву стороны подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. С 1990-х годов Россия участвовала в создании и обслуживании иранской ядерной программы, в частности, реактора в Бушере — основного источника электроэнергии в Иране.

Конфликт России с Западом в Украине стал поворотным моментом в отношениях с Ираном: Тегеран, по некоторым источником, поставлял Москве беспилотники типа Shahed-136 и Mohajer-6, а также баллистические ракеты, что усилило российские позиции в украинском конфликте.

Однако, несмотря на дружбу, Россия не заинтересована в том, чтобы Иран стал ядерной державой, учитывая возможные последствия для баланса сил в Закавказье и Центральной Азии — регионах, которые Москва считает зоной своего традиционного влияния.

Существуют и другие спорные вопросы между сторонами, включая конкуренцию на нефтяных рынках и борьбу за влияние в Закавказье и Центральной Азии. Иран также недоволен тем, что, по мнению некоторых источников, Россия проявила безразличие к войне Израиля и США против Ирана, начавшейся 13 июня 2025 года, из-за своей занятости в Донбассе и нежелания дальше провоцировать Запад и Израиль.

2. Отношения между Россией и Израилем

Эти отношения характеризуются стабильностью с элементами непостоянства, чередующимися фазами потепления и охлаждения. После начала украинского конфликта Россия восприняла Израиль как часть западного лагеря — были подтверждения, что Израиль поставлял Украине вооружения, включая системы ПВО. Это привело к временному охлаждению отношений, но стороны продолжили координацию по ряду региональных вопросов, прежде всего по Сирии — при Башаре Асаде — с целью предотвращения прямых военных столкновений.

После победы Дональда Трампа на выборах отношения улучшились, и Москва попыталась использовать связи между Биньямином Нетаньяху и Трампом как канал для диалога с Вашингтоном. Как сказал Владимир Путин: «Израиль — особое государство, потому что значительная часть его населения говорит по-русски и культурно связана с Россией».

По палестинскому вопросу: Россия официально придерживается позиции поддержки решения о двух государствах и осуждает израильские поселения, однако на практике рассматривает Израиль как особого партнёра в сфере безопасности и экономики. Во время войны в Газе (2024–2025 гг.) Москва оказала некоторую символическую помощь жителям Газы, частично через ООН, но избегала открытой конфронтации с Израилем, считая, что Тель-Авив способен эффективно выстраивать закулисные связи с Западом.

3. Россия и государства Персидского залива

Отношения России с арабскими монархиями залива, особенно с ОАЭ и Саудовской Аравией, основываются на взаимных интересах. Конфликт в Украине придал этим отношениям новый характер. Страны Персидского залива заняли сбалансированную позицию по отношению к конфликту: их лидеры посещали Москву, принимали российских официальных лиц, способствовали обмену пленными и детьми, и отказывались поддерживать антироссийские резолюции в ООН.

После введения западных санкций против России, ОАЭ, и особенно Дубай, стали ключевым финансовым хабом для российских компаний. Это усилило влияние Эмиратов на Москву. С Саудовской Аравией усилилась координация по вопросам ценообразования на нефть.

ОАЭ присоединились к группе БРИКС, и Саудовская Аравия также стремится к вступлению.

4. Российско-турецкие отношения: хрупкий союз и стратегическое соперничество

Связи между Россией и Турцией представляют собой сложное сочетание сотрудничества и конкуренции. Это один из ключевых факторов, формирующих российскую политику на Ближнем Востоке:

Экономическое сотрудничество: наблюдался рост торговых и энергетических связей, включая проект «Турецкий поток». Однако в последнее время рост притормозился под давлением США и из-за турецких амбиций.

Стратегические разногласия

Украина: Турция поставляет Украине БПЛА Bayraktar, бронетехнику, строит корабли, но при этом не вводит санкции против России и выступает в роли посредника.

Закавказье: Соперничество в Армении и Азербайджане после войн в Нагорном Карабахе (2020 и 2023 гг.). Турция стремится усилить влияние в регионе, ослабляя позиции Москвы. В этом ей помогает и Израиль.

НАТО: Москва воспринимает Турцию как полноправного члена НАТО, несмотря на её периодическое «несогласие» с альянсом.

Сирийский вопрос: Свержение режима Башара Асада при участии Турции и при координации с британской разведкой стало тяжёлым ударом по российским интересам. Теперь основная цель Москвы — сохранить военные базы в Хмеймиме и Тартусе. При посредничестве ОАЭ предпринимаются попытки наладить контакт с новым сирийским режимом, который пока находится в стадии формирования.

5. Отношения с Египтом

Ограничиваются сотрудничеством в области энергетики (в частности, строительство АЭС в Дабаа), военных поставок и координацией в Ливии. Россия и Египет поддерживают связи с генералом Халифой Хафтаром. Египет стремится к стабильности на своей западной границе, в то время как для России ливийский вопрос — часть стратегии в Северной Африке и способ укрепить связи с африканскими племенами.

6. Иракский вопрос

Россия стремится укрепить своё присутствие в Ираке через энергетические компании и сотрудничество в сфере безопасности. Однако её влияние уступает американскому, западному и даже иранско-турецкому. Связи с курдским компонентом Ирака также остаются нестабильными.

Вывод

Россия, как глобальная держава, проводит на Ближнем Востоке прагматичную и гибкую политику, основанную на защите своих национальных интересов путём динамичных отношений с различными региональными игроками.

На фоне перераспределения сфер влияния после падения режима Асада, войны в Газе и эскалации между Израилем и Ираном, Москва стремится сохранить своё присутствие в регионе, одновременно избегая прямого вовлечения в конфликты — в условиях продолжающейся военной операции на Украине и конфронтации с Западом.

 

Али Абу Исам, политический аналитик

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика