Газета «НГ-Религии» опубликовала статью, в которой раскрывается связь религиозного мировоззрения с COVID-диссидентством, ставшим наряду с самой инфекцией новым вызовом общественной безопасности. В материале отмечается контраст в подходе к эпидемии коронавируса нового типа и карантинным мероприятиям среди организаций и верующих разных религий.
Показательным стал один из двух праздников в исламе – Ураза-байрам, который традиционно собирает в мечетях огромные массы верующих. В этом году он обошелся без коллективной молитвы, и подавляющая масса верующих отнеслась к этому с пониманием. Более того в Дагестане, где сложилась одна из наиболее сложных эпидемиологических ситуаций, муфтият раскритиковал местных чиновников за то, что они не приняли своевременных мер по закрытию мечетей для массовых религиозных мероприятий. Не возникло проблем у властей и с иудейскими общинами, которые быстро приняли организованные карантинные меры.
Между тем, в православной среде активизировалась влиятельная часть духовенства и политически активных мирян, воспринявших в штыки решение о закрытии храмов. При этом некоторые епархии, православные организации и течения продемонстрировали изрядную независимость от руководства РПЦ в вопросе COVID-19. Согласно публикации, сейчас эти круги ратуют за прекращение карантина в большинстве регионов до 28 мая, чтобы верующие могли отправиться в церкви на празднование Вознесения.
– Тем большим контрастом выглядит то, как собираются выходить из карантина в Русской православной церкви, – говорится в статье. – Здесь существует мощное движение COVID-диссидентов, которому прочат разрушительную, но влиятельную роль в будущем Московского патриархата. Многие из них сами переболели коронавирусной инфекцией, но не утратили убеждения в том, что ревность в вере стоит выше общественных интересов. Руководство РПЦ вынуждено считаться с мнением этих людей, составляющих ядро церковного народа.
Таким образом, создается ситуация, когда РПЦ, находящаяся под мощным влиянием COVID-диссидентов, позже всех ввела карантин, а выходить из него будет первой, невзирая на интересы эпидемиологической безопасности.
– Напомним, – пишет «НГ-Религии», – что духовные управления мусульман в большинстве регионов России закрыли двери мечетей 18 марта. В тот же день перестали принимать прихожан синагоги Москвы и Петербурга. Спустя 11 дней патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал православных верующих оставаться дома. Но этому призыву предшествовала серия конфликтов правящих митрополитов с региональными и городскими властями из-за запретов на посещение церквей. После громких жалоб на «произвол» местных администраций РПЦ согласилась с тем, что необходимо отправить паству в самоизоляцию. Но напряжение столь высоко, что священноначалие не может справиться с негодованием наиболее рьяных верующих. Судя по всему, православные храмы действительно откроются раньше, чем мечети и синагоги. И это несмотря на то, что мусульмане сохраняют выдержку даже в один из двух своих главных религиозных праздников.
В материале подобное медицинское диссиденство во многом объясняется принятыми в православных храмах обрядами и церковными вероучительными особенностями:
– У христианской обрядности есть свои особенности. Церковные таинства сложнее совершать дистанционно. Сейчас по этой проблеме среди верующих интеллектуалов развернулись бурные дискуссии. Также большее значение, чем в исламе и иудаизме, в христианстве имеет посредничество духовенства во взаимоотношениях человека с Богом. Мусульмане и иудеи не имеют священства, связь со Всевышним в этих религиях происходит персонально – а значит, легче совершить индивидуальное богослужение на дому.
Резюмируя, автор выносит далекоидущее суждение о новых условиях, которые диктуют приоритет общественной безопасности над догмами отдельной конфессии, и призывает определиться с иерархией ценностей.
– Остается лишь открытым вопрос, насколько особенности обрядности и догматики той или иной религии могут быть существенным фактором для дифференциации отношения к общинам, когда речь идет об общественной безопасности. Здоровье – вот оно, его каждый из нас ощущает непосредственно. Метафизика религий – понятие гораздо более эфемерное, неизмеряемое. Иерархию ценностей все равно придется выстраивать, раз уж человечество оказалось в ситуации, когда на глобальном уровне подвергаются испытанию многие права человека, а не только свобода исповедовать веру в строгом соответствии с древними предписаниями, – говорится в публикации.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: