- историческая обусловленность исламской политической системы была гораздо больше чем ее обусловленность исламским правом;
- на сегодняшний день существует большой круг вопросов, связанных с исламской политикой, которые требуют повторного изучения и исследования;
- шариат не запрещает внедрение современных политических методов, таких как избирательная система, конституция (включая процедуру ее принятия) и деятельность конституционных учреждений.
В свою очередь член Европейского совета по исследованиям и фетвам Салах эд-Дин Аркадан акцентировал внимание на общих принципах и понимании исламской политики. Он отметил, что «исламские силы - как государственные, так и независимые - достигли серьезного успеха в утверждении принципа всеобъемлемости ислама, добившись того, что вопрос об исламе и мусульманах стал актуальным в политической, экономической, социальной и других сферах жизни». Однако этот успех, по его мнению, «носит не систематический характер, а эпизодически возникает как ответ на вызовы других сил».
«Мусульманам необходимо создавать учреждения, служащие политическими инструментами, такие как научно-исследовательские институты, социологические службы и т.д.», - подчеркнул ученый.
По словам Аркадана «эти учреждения призваны решать такие задачи как:
- разъяснение понятия «шура» (совещательность, коллегиальность) и механизмов ее реализации;
- разъяснение путей волеизъявления уммы через свободные выборы;
- ответы на вопросы, волнующие мусульман;
- изучение общественного мнения на основании общепринятых стандартов;
- разработка программ подготовки политических руководителей;
- разработка политических стратегий;
- прививание исламской политической культуры».
Мусульманский ученый и проповедник шейх Юсуф Кардави выразил несогласие с распространенным на западе тезисом - религия есть личное дело каждого человека. «Религия - это вера и действия человека, которые присущи ему от рождения до смерти», - сказал ученый.
Кардави коснулся доктрины «дар аль-ислам» и «дар аль-харб», отметив, что подробное изложение этой темы содержится в его новой книге «Понимание Джихада» («Фикх аль-Джихад»).
Говоря о проблеме единства мусульманской уммы, шейх Кардави подчеркнул, что оно включает «инстанционное единство», «пространственно-государственное единство (Вахда ад-Дар)», «единство управления».
Со своей стороны суданский исламский деятель, экс-министр вакфов Судана доктор Исам Башир высказал мнение, что «мирный переход власти - несмотря на заслуги тех или иных правителей - позволил бы умме избежать кровопролития».
Башир затронул и вопрос «аль-вилайа» (отношение мусульман к немусульманам). «Аль-вилайа в государстве учреждений отличается от аль-вилайа в государствах прошедших эпох, находящихся под единовластным управлением кадыя (судьи) или хакима (правителя). Сегодня появились государственные и судебные учреждения, которые регулируют деятельность кадыев и хакимов в соответствии с общеобязательными конституционными правилами», - подчеркнул Исам Башир.
По материалам «ИСЛАМ ОНЛАЙН»
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: