Когда в прошлом году ушел из жизни первый президент Боснии Алия Изетбегович, во многих некрологах справедливо указывали, что он был не только политиком, но и крупным исламским мыслителем, а одна из турецких газет назвала его «королем современной философии».
Наиболее известные книги Изетбеговича: «Исламская декларация» и «Ислам между Востоком и Западом», переведенные на все основные языки, за исключением русского, стали бестселлерами повсюду, где живут мусульмане. Автор этих книг никогда не скрывал, что является убежденным сторонником «исламского порядка» и неоднократно отмечал в своих трудах, что каждое «истинно исламское движение» обязательно должно, быть к тому же, и «движением политическим».
Изетбегович открыто выступал против «западнических прогрессистов» и «модернистов», которые, по его мнению, в мусульманском мире представляет собой «воплощение всех бед и несчастий». Символом «модернистов» у него постоянно выступал Ататюрк, превративший Турцию в «третьестепенную страну». Единственный выход из сложившегося положения он видел в «формировании и объединении интеллигенции, которая мыслит и чувствует по-исламски. Эта интеллигенция высоко поднимет знамя исламского порядка и вместе со всеми единоверцами-мусульманами приступит к реализации исламского переустройства общества».
В «Исламской декларации» Изетбегович утверждал: «Исламское обновление не может начаться без религиозной революции, но оно не может успешно продолжаться и претворяться в жизнь без революции политической. Наш путь начинается не с захвата власти, а с завоевания людей». Далее он поднимал вопрос о переходе от религиозной мобилизации к политической борьбе. Партийные активисты призывались быть «в первую очередь проповедниками и только потом - солдатами».
«Исламское движение должно и может взять власть, как только в количественном отношении оно окрепнет до такой степени, что будет в состоянии не только изменить правящий режим, но и приступить к формированию новой власти, чтобы на практике реализовать исламскую религию, а не исламский государственный переворот», - писал Изетбегович.
Декларация Изетбеговича предлагает панисламистское видение мира, создание всемирного политического союза мусульман по примеру Европейского Экономического Сообщества. Авангардом же «исламского движения», согласно его мысли, должно стать молодое поколение, «родившееся в исламской колыбели, выросшее в унижении и горечи поражений, объединившееся в патриотическом порыве». В духе присущего ему панисламизма автор призывал к образованию «единой исламской общины от Марокко до Индонезии».
В самом конце своей жизни Алия Изетбегович говорил, что «если бы мне предложили жить еще раз, то я бы отказался. Но если я должен быть рожден вновь, то я предпочел бы свою жизнь».
А надо заметить, что на его долю выпало немало бед и испытаний: достаточно лишь вспомнить о том, что впервые побывав в тюрьме за свои убеждения в 1946 году, он опять оказался в заключении весной 1983 года после судебного процесса над тринадцатью активистами, обвиненными в «исламском фундаментализме». Всего же из-за своей верности исламским убеждениям он провел за решеткой 9 лет.
Революционер, государственный деятель и выдающийся мыслитель Алия Изетбегович продолжает оставаться «героем сопротивления» и примером для подражания далеко за пределами его родной Боснии.
Войти с помощью: