Как постился Пророк

1210_1
Пророк (мир ему), не начинал поститься до тех пор, пока не показывался полумесяц, знаменующий начало месяца рамадан, либо об этом свидетельствовали, как правило, два заслуживающих доверия мусульманина или хотя бы один. Но когда не удавалось выявить полумесяц, и не было никого, кто мог бы засвидетельствовать его появление, или же ночь тридцатого шаабана была облачна, и наблюдение за полумесяцем было невозможно, он начинал пост по прошествии тридцати дней месяца шаабан.

Посланник Аллаха из предосторожности запрещал поститься в день или два дня, предшествующих началу месяца рамадан, если эти дни не совпадали со днями, в которые он обычно постился.Он не приступал к приему пищи до захода солнца. Разговлялся непосредственно после того, как солнечный диск скрывался за горизонтом, и приказывал сподвижникам торопиться с разговением и, не совершив ифтара, не приступать к вечерней молитве. Ифтар пророк предпочитал делать свежими финиками. Если таковых не находилось, то сушеными финиками. Если же и их не было, то делал несколько глотков воды. При этом он произносил: "Ушла жажда, и налились влагой вены, и получена награда по воле Аллаха".



Когда пророк отправлялся в поездку во время рамадана, он оставлял за собой выбор продолжать или не продолжать пост. Сподвижники тоже выбирали одно из двух: тот, у кого были силы, соблюдал пост – и в этом было благо для него, а тот, кто был слаб, разговлялся – и в этом было благо для него.



Не являлось обыкновением пророка устанавливать какие-либо ограничения дальности пути, для того чтобы приостановить пост. Более того, сподвижники, отправляясь в дорогу, принимали пищу, еще не выйдя за порог своих домов.



Во время поста в рамадан посланник Аллаха мог поцеловать кого-то из жен, однако он умел лучше кого бы то ни было из людей противостоять своим желаниями. Когда приближалась рассвет, а пророк еще находился в состоянии джанаба, он совершал полное омовение (гусл) после рассвета и затем постился.



На сухур он обычно ел финики и настоятельно советовал сподвижникам сделать сухур пусть даже большим глотком воды. Пророк задерживал сухур, принимая пищу незадолго до рассвета. Промежуток времени между сухуром пророка и утренней молитвой (фаджр) позволял прочитать примерно пятьдесят аятов из Книги Аллаха. Во время поста он использовал сивак, а также полоскал рот и нос, не давая воде проникнуть глубоко в них. Спасаясь от жажды или зноя, обливал голову водой.



Ночная молитва пророка



Посланник Аллаха (мир ему) проводил коллективный таравих намаз. В последствии он прекратил это делать, боясь, что ночной намаз может быть воспринят его уммой в качестве обязательного. Со смертью пророка это опасение потеряло значение, и предписание таравиха, совершаемого в джамаате, осталось на основании слов пророка: "Истинно, когда человек молится за имамом до тех пор, пока тот не закончит молитву, это записывается ему как будто он провел в молитве всю ночь".



Посланник Аллаха не молился больше одиннадцати ракаатов ни в рамадан, ни в другие месяцы. Иногда по окончании декламации Корана перед тем как совершить поклон он возносил молитву кунут. "О Аллах, веди меня дорогой прямой вместе с теми, кого ведешь Ты, и прости мне вместе с теми, кому прощаешь Ты, и поддержи меня вместе с теми, кого поддерживаешь Ты...".



Во второй половине рамадана сподвижники читали кунут, стоя после земного поклона, добавляя к нему слова проклятия неверующих. Имам говорил: "О Аллах, да будут прокляты неверующие, которые с Пути Твоего совращают и посланников Твоих отвергают и в обещанное Тобой не веруют и вносят раздор в ряды людей, и сеют страх в сердца их. О Господь Истины, пошли им наказание мучительное...". После чего имам читал салават пророку, просил наилучшего правоверным и молил о прощении их грехов. В заключении имам говорил: "О Аллах, одному Тебе мы поклоняемся, к Тебе взываем и пред Тобой падаем ниц. К Тебе одному мы стремимся в надежде на милость Твою и трепещем пред наказанием Твоим. Воистину, наказание Твое уготовано для тех, кого Ты счел врагом Своим...".В последней части витра (перед саламом или после него) он читал: "О Аллах, воистину, я ищу убежище в Твоей удовлетворенности от Твоего недовольства и в Твоем прощении от Твоего наказания. И я ищу убежище в Тебе от Тебя. Восхвалению Тебя не может быть счета, и Ты таков, каким восхвалил Себя". По окончании витра пророк (мир ему) трижды произносил: "Субхан аль-Маликиль-Куддус".



Посланник Аллаха (мир ему) после витра совершал намаз в два ракаата, в которых читал суру Аль-Зилзаль и Аль-Кафирун, и повелевал своей умме делать то же самое.



Аиша, супруга пророка, говорила: "Когда наступали последние десять дней рамадана, пророк, туже затягивал пояс изара и проводил ночи в поклонении и будил свою семью на молитву". (Приводится у аль-Бухари и Муслима). Ученые говорят о двух значениях слов "затягивал пояс изара": первое – отдалялся от жен, второе – проявлял еще большее рвение и усердие в совершении добрых дел. Они также отмечают, что, прилагая особые усилия в последние 10 дней, пророк стремился встретить (Ляйлятуль Кадр) Ночь Могущества.



Итикаф пророка во время рамадана



Посланник Аллаха (мир ему) совершал итикаф в последние 10 дней рамадана. Он читал утреннюю молитву (фаджр) в мечети и начинал итикаф.



Он устанавливал небольшую палатку в отдаленном углу мечети и стелил себе там постель. Он позволял своим женам посещать его во время итикафа, не будучи близок с ними в это время и не целуя их. И расставался с ними в дверях мечети. Пророк разрешал женщине совершать итикаф как с мужем, так и отдельно. Будучи в состоянии итикафа, он не покидал мечети, за исключением тех случаев, когда этого требовали важные общественные дела.



Пророк о Закят аль-Фитр



Посланник Аллаха (мир ему) обязывал мусульман: молодых и старых, мужчин и женщин, свободных и рабов жертвовать "саа" (мера веса, приблизительно равная 2 килограммам) фиников или "саа" ячменя или "саа" сухого сыра или "саа" изюма или половину "саа" пшеницы или "саа" распространенного среди людей данной местности продовольствия. Сам он выплачивал Закят аль-Фитр натурой, а не наличными деньгами, обычно за день или за два до праздничной молитвы. Пророк имел обыкновение давать Закят аль-Фитр людям, испытывающим нужду (масакин). При этом он не делил их по категориям, указанным в суре Ат-Тауба (9:60). Он назначал кого-то из сподвижников ответственным за сбор и охрану Закят аль-Фитр.

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика