Какова парадигма нашего времени?

news-fUG4RKwC6u
Интересная статья философа Юрия Борева «Парадигма современной эпохи (исторические идеалы и смыслы бытия человека и человечества, формулируемые культурой)» опубликована в последнем выпуске издания «Советник президента» (№ 50). Автор замечает: «История человечества – смена парадигм. Человек, поняв, что живет ориентируясь на несовершенные идеалы, вырабатывает новую парадигму, прорывается в новую эпоху и строит жизнь соответственно новой формуле бытия. Жизнь становится сложней, напряженней, насыщеннее благами. Вскоре, однако, обнаруживаются изъяны парадигмы, наступает кризис, и возникает новая эпоха, опирающаяся на новую парадигму».

Ю. Борев описывает парадигмы прошлого: древнейшей эпохи, античности, Средних веков, эпохи Возрождения, классицизма, эпохи Просвещения и уже более близкие к нам – реализма, социалистического реализма и модернизма. Особо он отмечает восточную модель: «...развитие протекает не в европейской интенсивной форме, а в экстенсивной. Внутри внешне малоподвижного типа жизни происходят бурные процессы. Состояние мира – едино: парадигмы восточной культуры сопоставимы с западными, но они указывают не на идеалы и смыслы жизни, а на дао (путь)». С последним замечанием российского философа лично мне согласиться трудно: разве, скажем, в исламской парадигме не присутствуют и идеалы, и смысл жизни, и путь? В ней, в отличие от других парадигм, есть абсолютно все, что нужно человеку. Причем, не только на эту эпоху, но и на последующие, вплоть до наступления Судного дня. Но, конечно, для признания этой истины необходимо быть мусульманином…



С другой стороны, Борев, вероятно, в чем-то прав, когда указывает: «Наступившая после окончания „холодной войны“ новая эпоха впервые в истории человечества не имеет новой парадигмы, новой формулы бытия, идеалов и смыслов жизни. Образовалась мировоззренческая черная дыра. (Можно предположить, что автор – атеист, ибо у верующих людей таких дыр не бывает. Они появляются лишь в обезбоженном мире. – В. П.). Отсутствие современной парадигмы дает себя знать на каждом шагу: политики мира поступают как прагматики и не ищут стратегические решения. Другой пример: сегодня в культуре немало талантливых людей, но нет великих произведений. И их не будет, пока не будет новых идеалов и смыслов бытия. (Или же вспомнят про старые, давно известные, но не принятые по тем или иным причинам. – В. П.). Их поиск должен стать заботой всех, и особенно деятелей культуры и политиков. Хорошо бы ООН уделить внимание этой проблеме – ведь от нее зависит жизнь человечества…



Выскажу гипотезу о парадигме нашей эпохи, а дискуссия откорректирует ответ.



1. Человек (независимо от имущественного положения, национальной, расовой, классовой, конфессиональной принадлежности) - высшая ценность; принадлежность к человеческому роду обеспечивает распространение на личность прав человека и общечеловеческой солидарности. (Это, конечно, чистой воды масонский гуманизм, ибо, как известно, не все имеющие человеческий облик являются людьми. – В. П.).



2. Демократия – не панацея (она казнила Сократа и избрала Гитлера). Ныне она выказала свою слабость и на Западе, и в России, манипулируя людьми с помощью ТВ и др. СМИ, а должна бы с их помощью осуществлять обратную связь с народом. (А вот это совершенно правильно! – В. П.). Необходимо сочетание разумной, контролируемой обществом авторитарности с инициативной демократией… Инициативная демократия может опираться на опыт народа.



3. Необходимы: а) социальная конвергенция (Сахаров) - объединение (как в Китае или в Скандинавии) сильных сторон капитализма (рынка) и социализма, путем „не голого“ их отрицания, а путем отрицания-снятия „с удержанием положительного“, и интеграция в новую систему всего рационального из двух старых; б) геокультурная и геополитическая конвергенция (единение западного острого смысла и сумрачного гения и восточной вековой мудрости). Культура России с ее евразийскими корнями ныне особенно актуальна. Такое единение предполагает снятие напряженности (между бедными и богатыми, католиками и православными, христианами и мусульманами, традиционалистами и реформаторами, необразованными и образованными, глобалистами и антиглобалистами) не путем оружия, а путем диалога. (Демагогия и прокручивание давно заезженного масоно-окуджавского мотива „возьмемся за руки друзья“. – В. П.).



4. Отказ от государственного эгоизма – условие выживания человечества. По Канту, следует относиться к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. (Странно, но, судя по всему, наш философ не в курсе, что задолго до Канта о том же самом говорили все религии Откровения. – В. П.). Этот кантианский категорический императив должен воцариться и в межгосударственных отношениях.



Современную парадигму можно кратко сформулировать: процветание и глобальное единение человечества как рода, при сохранении многообразия национальных и государственных форм бытия и утверждении ценности личности. Это высшая стратегическая цель современного развития».



Многое в высказываниях Ю. Борева, наверно, способно вызвать раздражение и даже возмущение, однако он, как бы там ни было, поднял большую и важную тему, и начатый им разговор, хотелось бы надеяться, будет продолжен, в том числе и на нашем сайте.

Автор: Валерий Петров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика