Христиане на мусульманском Востоке

Когда говорят об исламском мире, то конечно, имеют в виду страны, где большинство населения составляют приверженцы ислама. Однако, не стоит рассматривать этот политико-географический ареал, как место, населенное исключительно ими.

Ближний Восток является колыбелью всех монотеистических религий, поэтому не приходится удивляться, что во многих мусульманских странах существуют большие христианские общины и соответствующие конфессиональные организации.

В первую очередь здесь стоит упомянуть Константинопольскую православную церковь (Вселенский патриархат). Стоит отметить, что на Четвертом Халкидонском соборе епископ Константинополя получил титул патриарха и был приравнен по статусу к Папе Римскому, а в 1054 году после раскола христианства стал первым среди предстоятелей всех православных церквей.

После переходе Константинополя под власть османов Константинопольский патриарх получил статус миллет-баши, то есть всю полноту духовной и светской власти над православными подданными султана. В настоящее время резиденция патриарха Константинопольской православной церкви находится в Стамбуле, однако самая крупная община его последователей проживает в США и насчитывает 1,7 миллиона человек. Существуют также большие общины приверженцев этой церкви в Германии и Австралии. Под юрисдикцией Константинопольского патриархата находится монашеская община святой горы Афон, располагающейся в Греции, тогда как православное население Греции окормляется поместной Элладской православной церковью.

Еще одна православная церковь Ближнего Востока – Греко-православный патриархат Александрии. Его канонической территорией считается вся Африка. Общая численность Александрийской православной церкви определяется в 700 тысяч человек. Наиболее многочисленная община последователей этой церкви проживает в Уганде (490 тысяч). Александрийская православная церковь имеет свое подворье в Москве.

Одной из старейших ближневосточных церквей является Иерусалимская. По преданию ее первым устроителем был апостол Иаков. Ее каноническая территория – Палестина и Иордания. Патриаршая епархия Иерусалима находится на территории восточной части святого города. В ее задачи входит сохранение христианских святынь Палестины. По традиции епископат Иерусалимской православной церкви назначается из греков, тогда как паства состоит в основном из арабов.

В Дамаске располагается патриарший престол еще одной православной церкви Ближнего Востока – Антиохийской. Ее каноническая территория – Сирия, Ливан, Иран, Кувейт и юг Турции. Общее число ее последователей определяется в 800 тыс. – 1 миллион человек. Более 600 тысяч из них проживают в Сирии и Ливане.

А вот знаменитый монастырь Святой Екатерины, располагающийся на территории Синайского полуострова принадлежит самой немногочисленной из всех поместных ближневосточных православных церквей – Синайской.

Кроме православных в регионе существуют также так называемые «нехалкидонские» церкви. Свое название они получили потому что не признали решения Халкидонского собора. Часть из них не приняла догмат о божественной природе Христа (несториане), и продолжила признавать лишь природу человеческую.

Монофизиты наоборот признают лишь божественную природу, отрицая человеческую. Одной из таких церквей является Ассирийская церковь Востока (несторианская), наивысший расцвет которой приходился на эпоху Арабского халифата. В настоящее время крупные общины ассирийцев имеются в Ираке, Сирии, Иране. За годы войн в ближневосточном регионе большое количество ассирийцев эмигрировало в США.

Широко представлена в регионе Армянская апостольская церковь (монофизитская) – одна из древнейших христианских церквей. Значительные общины этой церкви имеются в Иране (170 тыс.) Ливане (150 тыс.), Сирии (120 тыс.). Один из двух центров Армянской церкви Киликийский католикосат располагается в городе Антелиас, в Ливане, другой – В Эчмиадзине (Армения). Кстати, Эчимадзин имеет на Ближнем Востоке два патриарших престола – Иерусалимский и Константинопольский. Глава последнего во времена Османской империи – миллет-баши был главой духовной и светской власти для всех армян Османской империи.

В Сирии также существует Сирийская православная яковитская церковь (монофизитская), с центром в Дамаске. Число ее последователей составляет 200 тысяч человек.

Особо стоит отметить Коптскую православную церковь (монофизитскую), которая возникла в результате раскола Александрийской православной церкви и последующей внутрицерковной борьбы.
Ее этнической основой являются копты – потомки населения Древнего Египта, проживавшего на его территории до прихода арабов. Социальный статус коптов в Египте чрезвычайно высок. Составляя около 13% населения страны, они составляют около 30% национальной бюрократии. Заметно их присутствие и в офицерском корпусе вооруженных сил, особенно ВВС. Общая численность коптов – около 8 миллионов человек.

Кроме этого в Ливане существует еще одна христианская конфессия – марониты. Их вероубеждение составляет некий компромисс между учением ортодоксального православия и монофизитства, признавая наличие у Христа двух природ (божественной и человеческой), но объединенных одной божественной волей. Хотя они и не являются католиками, им исторически благоволит Франция, так как 1182 года Маронитская церковь находится в унии с Римско-католической и под юрисдикцией Римской курии. Учитывая тот факт, что Ливан был долгое время колонией Франции, в Конституции этой страны существует положение, что президентом ее может избираться только представитель маронитской общины. В Ливане насчитывается около 500 тысяч маронитов.

Еще одна многочисленная христианская деноминация Ближнего Востока – мелькиты-греко-католики, которых по всему миру насчитывается около 1 миллиона человек. Резиденция предстоятеля этой церкви находится в Дамаске.

Около 500 тысяч последователей у Католической церкви халдейского обряда, чей патриарший престол располагается в Багдаде.

Стоит отметить, что все эти многочисленные христианские деноминации в подавляющем большинстве возникли на Ближнем Востоке до так называемых арабских завоеваний, но приход мусульман в значительной степени укрепил базис их существования. Если византийцы всячески преследовали неортодоксальных христиан, то мусульмане, не вмешиваясь в тонкости межхристианских богословских дискуссий, всем без исключения даровали статус «Людей книги», и христианский религиозный плюрализм пышным цветом расцвел на Ближнем Востоке.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика