Этим летом случилось быть в Татарстане, в родимой стороне, в нефтяном краю. Край нынче собирается праздновать нешуточную дату в сентябре этого года – добычу трехмиллиардной тонны черного золота для страны Россия. Плакаты об этом вещают на каждом шагу в Бугульме, Лениногорске, а при въезде в Альметьевск вас встретит даже табличка «нефтяная столица Татарстана». В «столице» к празднику спешно асфальтировали центральную улицу, ведущую в аэропорт, не в последнюю очередь, наверное, для приезжих гостей. В Лениногорске успешно завершались работы по благоустройству вокруг территории памятника «Нефтяной фонтан». Аэропортовская дорога, железный монумент, речи гостей, поздравления – что еще нужно для праздника? Но, исходив вдоль и поперек все дороги и дорожки городов моего нефтяного края, задалась вопросом: неужели цифры добытой нефти, железный монумент важнее, чем комфортная жизнь людей, обеспечивавших некогда и обеспечивающих сейчас страну нефтью. Неужели отдав стране миллиарды тонн нефти, его жители не заслужили достойной жизни?
Между тем в этих городах уровень нищеты населения таков, что на дверях каждого из подъездов многих домов висят длинные списки должников по квартплате с суммами начисления в несколько десятки тысяч рублей, а по городу страшно и подумать какие цифры набегают. Многие подъезды в домах представляют картины после вражеской бомбежки. Отдельный разговор о благоустройстве, вернее о его отсутствии в кварталах за фасадами центральными улиц. В Лениногорске, например, есть места, где вообще нет такого понятия, как пешеходная дорожка: построены дома, в которых давно живут люди, есть улицы, но тротуары порой наличествует только по одной стороне улицы или домов. На самих же так называемых тротуарах, не считая отдельных участков вдоль центральных улиц, ходить в приличных каблуках опасно, если каблук не сломаешь, то есть вероятность – ногу. Потому что на пешеходных дорожках давно уже исчезло само понятие – асфальт, остались одни выбоины, ямы и галька, как напоминание былой советской цивилизации, элементом которой были асфальтированные пешеходные дорожки. В Лениногорске вдоль мечети проходит дорога, по которой оживленно проезжает транспорт, а для людей и односторонней пешеходной дорожки к храму не предусмотрено, зато к автомобильной дороге красиво обустроен цветник. На моих глазах едва не была сбита машиной пожилая прихожанка мечети, которая, как и все остальные, вынуждена была идти по довольно длинной оживленной трассе к автобусной остановке.
На окраинах городов со всех сторон районы с частной застройкой, где проживают такие же горожане. Районам этим столько же лет, как и самим городам. Лениногорск, Подлесные дубки. Трудно представить такое состояние дорог не то что в другом нефтяном краю, не говоря о ненавистном кое-кому из властей Западе, но в любой другой местности, где есть власть. За всю прошедшую снежную зиму, в один голос говорят жители, существующие улицы, как и по всему городу, чистились бульдозерами не много ни мало аж два раза! По большей части в зимнее время район, можно сказать, был отрезан от города. Во все остальные времена ехать по страшным ямам и колдобинам в этом районе общей протяженностью всех дорог от силы три километра без слез и замирания сердца нельзя. Машины скорой помощи что зимой, что летом отказываются ехать к больным людям.
Народ потерял веру в любую власть. Сколько лет стонет, а нынче грозит массовой неявкой на выборы, если говорят не изменится ситуация с дорогой в поселке. У меня сложилось впечатление, что в татарском нефтяном краю человеческая жизнь ничто. Зачем главе города И.А. Садриеву и его родному брату, который управляет в городе всеми вопросами благоустройства такое понятие, как пешеходные дорожки, они ведь по ним не ходят на работу, не гуляют по родному городу, не возвращаются с работы. Зачем главе города и его брату какой-то поселок Подлесные дубки, если они там не живут. Мне страшно представить, что будет с городом Лениногорском и его людьми, когда иссякнет добываемая всей стране нефть.
Войти с помощью: