Личность в контексте истории: Мухаммад ибн Абдель Ваххаб

Во время Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба насилие было главным способом решения конфликтов

Во время Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба насилие было главным способом решения конфликтов

Теги:



9
20 Января 2017г. (21 Раби ас-сани)
Пожалуй, ни одна персона в истории ислама после Благословенного Пророка и праведных халифов не является столь известной как шейх Мухаммад ибн Абдель Ваххаб. И подтверждением ее значимости является неоднозначное, часто полярное отношение к этому деятелю в прошлом и современности. Конечно, все мы прекрасно осознаем, что в истории есть и личности, что называется с « обратным знаком» – такие, о которых порой лучше забыть, чем лишний раз вспоминать. Но относится ли к таковым Мухаммад ибн Абдель Ваххаб. Именно поэтому его и следует прежде оценить жестко в контексте истории – как его времени, так и нашей эпохи, и уже потом делать выводы. Для того, чтобы выводы не превратились в часто искаженные стереотипы, мы и делаем здесь такую попытку.

Полное имя нашего героя – Мухаммад ибн Абдель Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид аль-Мушаррафи ат Тамими. Такая длиннота в написании имени обусловлена арабско-аравийской традицией т.н. «насаба», включающей в личное имя также имя отца, деда и более отдаленных предков по мужской линии, что и имеет место в нашем случае. Иногда Абдель Ваххаба обозначают как ат-Тамими, что является «нисбой» – обозначением племенной или этнической принадлежности, а Мухаммад был выходцем из аравийского племени Бану Тамим, в котором его отец считался одним из авторитетных улемов. Но наиболее широко он известен как Абдель Ваххаб, что весьма символично, учитывая религиозное мусульманское значение этой личности. «Слуга Дарующего», – так переводится с арабского « абдель Ваххаб». Можно также добавить, что «ваххаб» (дарующий) – это одно из 99 прекрасных имен Аллаха.

Будущий улем родился, по предположительным данным, в 1703 году в городе Уяне, расположенном в Неджде на Аравийском полуострове. С самого раннего детства он обучался религиозным наукам, а в возрасте 12 лет женился и отправился в хадж в Мекку и Медину.

Этот хадж затянулся на несколько лет, так как Мухаммад использовал его и для обучения исламским наукам. Главным его наставником был Абдаллах ибн Ибрагим ибн Саиф, который представил молодого человека еще одному известному улему тех времен Мухаммаду Хайя ас-Синдхи, о котором говорили, что он является последователем суфийского тариката накшбандийя. В то же время Хайя нетерпимо относился к привнесению чуждых сути ислама народных обычаев, таких как поклонение на могилах «святых» (вали) по сути часто превращавшееся в поклонение этим самым святым, а вовсе не Всевышнему. Эти взгляды он передал и своему юному ученику.

Этот факт, на наш взгляд, опровергает расхожее мнение о неприятии последователями Абдель Ваххаба суфиев и суфизма. Речь идет, скорее, об отторжении привнесения в ислам народных обычаев явно языческого происхождения, носителями чего были представители некоторых заблудших суфийских тарикатов. Ведь уже с IX- X вв такое явление, как суфизм, можно было разделить на «коранический» и «некоранический». Представители первого течения придерживались мнения, что тарикат может существовать лишь в рамках ислама и основываться на шариате. Последователи второго течения считали, что суфизм шире ислама, суфием может быть и не обязательно мусульманин, а в учение суфизма вполне возможно привнесение элементов неисламских учений и религиозных практик.

После окончания обучения в Медине Абдель Ваххаб отправляется в южноиракский город Басра, однако довольно скоро местные жители, напуганные его радикализмом, изгонали молодого богослова. Также следует отметить, что в Басре, как и южном Ираке вообще, очень было сильно влияние шиитов.

Мухаммад возвращается в родной город Уяна, где очень быстро находит последователей, среди которых и правитель рода Тамим Усман ибн Муаммар. Ибн Абдель Ваххаб активно поддерживал амбициозные стремления правителя «установить свою власть над Недждом, а возможно и за его границами». Со своей стороны правитель обещал поддержать Мухаммада в намеченных им реформах религиозных практик. Так, он дал разрешение на то, чтобы сравнять с землей могилу сподвижника Пророка Зайда ибн аль-Хаттаба, практически ставшую объектом религиозного культа для местных жителей. Кроме того, правитель лично принял участие в кампании по вырубке пальм, почему-то считавшихся у Бану Тамим «священными», лично срубив наиболее почитаемые из них.

Вести о происходящем в Уяне дошли до другого влиятельного в Неджде правителя, главы клана Бани Халид Сулаймана ибн Мухаммада ибн Гурайра, владыки оазисов аль-Хаса и Катиф. Он пригрозил ибн Муаммару, что не позволит ему собирать налоги с некоторых объектов собственности, принадлежавших Бану Тамим, но находившихся на территории Бану Халид, если… Абдель Ваххаб не будет убит, либо изгнан из Уяны. Так он был вынужден покинуть родной город.

Изгнанного улема приютил эмир соседнего оазиса Дириях Мухаммад ибн Сауд. Вскоре выяснилось, что они являются полными единомышленниками в том, что касается вопроса об изменении взгляда на религию и ее очищение от позднейших и чуждых ее природе элементов. Они заключили соглашение, на основе которого намеривались вернуть аравийских арабов к «истинному» исламу. Источники сообщают, что при первой встрече между Абдель Ваххабом и бин Саудом состоялся такой разговор: «Этот оазис – твой, не бойся здесь врагов своих. Если даже весь Неджд постановит изгнать тебя, мы никогда не пойдем на это», – сказал бин Сауд. В свою очередь Абд аль-Ваххаб ответил: «Ты – глава этого города и мудрый человек. Дай мне клятву, что начнешь джихад против неверных. За это ты станешь имамом, лидером местной мусульманской общины, а я буду отвечать за богословские вопросы» ( этот диалог приводится в « Истории Саудовской Аравии» Мадави аль-Рашида).

Такое соглашение и было заключено, наряду со взаимной клятвой в лояльности, в 1744 году. Оно, по сути, заложило правовой фундамент того саудовского государства, что существует и поныне. Суть его в разделении властей. Правитель (эмир, а впоследствии король (малик) отвечает за политические и военные вопросы, а религиозный глава имеет полный авторитет в сфере своей компетенции. Все муфтии Саудии, вплоть до нынешнего, принадлежат к семейству али-Шейх и являются прямыми потомками Мухаммада ибн Абдель Ваххаба. А 1744 год стал датой основания первого саудовского государства сегодня занимающего большую часть Аравийского полуострова.

О личной жизни богослова известно лишь то, что еще в Ираке он женился на богатой женщине и после ее кончины унаследовал средства и собственность покойной. У богослова было шесть сыновей – Хуссейн, Абдулла, Хассан, Али, Ибрагим и умерший молодым Абдель Азиз. Каждый из этих сыновей основал рядом со своим домом собственное медресе, где изучали исламские науки молодые люди не только из Дирияха, но и из других мест Аравии. Это придало роду Абдель Ваххаба авторитет в религиозно-правовых вопросах, сравнимый с авторитетом дома Саудов в вопросах военно-политических.

Скончался Мухаммад ибн аль абд уль-Ваххаб 22 июня 1792 года в весьма преклонном возрасте.

Сегодня имя улема из Неджда стало нарицательным, поскольку термином «ваххабизм» обозначают экстремизм и даже терроризм, возникающий в мусульманской среде. Но насколько объективно его подобное использование, в том числе и как юридически значимого определения (такие попытки предпринимаются, в том числе и в России), представляет собой очень большой вопрос.

Абдель Ваххаб не создал нового направления в мусульманском богословии. Хотя его перу принадлежит около двадцати сочинений. Улем всего лишь определенным образом расставил акценты на основе распространенного среди аравийских арабов ханбалитского мазхаба и учения выдающегося богослова и, по некоторым данным, суфия Ибн Теймийи. Ханбалитский мазхаб, действительно, наиболее консервативен с точки зрения интерпретации исламского вероучения и права. Так при использовании Сунны применялся принцип «марфу», то есть во внимание принимались лишь сведения, исходившие непосредственно от Пророка. Что касается иджмы (согласованного мнения), то использовалась иджма сахабов Пророка и никакая более. А для выработки фетв основатель мазхаба ханбалитов предпочитал использовать хадисы со слабой степенью достоверности, чем пускаться в умозрительный «кияс» (собственное суждение по аналогии). Такой «ультраконсервативный» мазхаб, безусловно соответствовал культуре и ментальности арабов Аравии, осознававших и осознающих себя колыбелью ислама.

В своей главной книге «Китаб ат-Таухид» Абдель Ваххаб акцентирует внимание на трех аспектах: 1) строгое Единобожие, 2) поклонение только лишь Одному и Единому Аллаху, 3) признание « прекрасных имен» и атрибутов Аллаха, но лишь как попыток человеческого разума выразить то, что является, в принципе, невыразимым.

Вопросы вызывает предлагаемая Ваххабом попытка создать своего рода «иерархию грехов», где главным и непростительным грехом является «ширк» (придание Аллаху сотоварищей и поклонение кому-либо еще, кроме Аллаха). Понятие непростительного греха имеется в христианстве (т.н. «хула на святого духа»), но в исламе подход ко греху традиционно иной: только Аллах Всевышний решает простителен или непростителен тот или иной грех, и только в Его власти отпускать грех человеку. Наверное, неприятие вызывет и слишком широкое применение такфира, активная неприязнь к иудеям и христианам, обозначаемым как «кяфиры», что абсолютно противоречит духу и букве. Совершенно неприемлемы с точки зрения сегодняшнего дня насильственные методы «очищения» религии ислама. Об этом последнем обстоятельствеавтору этих строк часто говорили многие имамы ( в том числе отнюдь не последователи Абдель Ваххаба), одновременно ничуть не подвергая сомнению правомерность некоторых его богословских выводов.

Многое встанет на свои места, если взглянуть на проблему Ваххаба и так называемого «ваххабизма» со сравнительно-исторической точки зрения. Ни одной из ныне существующих монотеистических религий не удалось избежать отхода, причем значительного от изначальных принципов и практик. Особенно явно это проявилось в «историческом» христианстве, адаптировавшем античную языческую культуру к абсолютно чуждому ей монотеизму, и к тому же сделавшем такой синтез вероучительной догмой. Поэтому и произошла в христианстве в XVI веке реформация Лютера и Кальвина, провозгласившая возврат к устройству раннехристианской церкви и опору на Библию, как единственный источник вероучения.

Довольно близкой аналогией христианской реформации в исламе является движение Абдель Ваххаба и возникшее в том числе и на его основе такое явление как салафизм. За двенадцать столетий существования ислама в нем тоже накопилось немало инноваций как религиозного, так и культурно-бытового характера (впрочем, вероисповедальная и другие составляющие именно в исламе образуют неразрывное единство). Став мировой, международной религией, ислам вобрал в себя элементы духовной культуры самых различных народов. Однако в силу отсутствия в исламе религиозного института, подобного христианской церкви, эти новшества не стали неукоснительными догмами, что позволило исламу сохранить больший потенциал к самоочищению и позитивным изменениям на этой основе. Ведь для арабов XVIII века, живших в границах Османской империи, тюркский «халифат» уже не воспринимался, как халифат в изначальном смысле этого слова, а в духе известного хадиса Пророка «Халифату быть тридцать лет (эпоха праведных халифов), после этого придет мулюкат (власть наследственных монархов)» (хадис известен из сборника имама Ахмада). Учитывая также, что Османская империя выступала по отношению к аравийским арабам как митрополия, это обстоятельство определило взаимосвязь религиозных изменений с национальными чаяниями арабов, что и обусловило остроту религиозных процессов того времени на полуострове.

Кстати, о насилии в религиозно-реформационных процессах. Оно ведь тоже было исторически обусловлено. Выступление Лютера и Кальвина породило в конечном итоге многолетние религиозные войны сначала в германских землях, а затем и по всей Европе. Кроме того заметим, что Мартин Лютер отличался жестким антисемитизмом. Однако же мы не именуем экстремистские движения, возникающие на христианской почве (а таковые имеются) «лютеранами», или как-нибудь еще подобным образом. В отношении мусульман, однако, подобное почему-то практикуется…

Вплоть до второй половины прошлого столетия мир не знал иного способа разрешения конфликтов и противоречий, кроме как насилие, часто военное. Активной миротворческой инициативы в те времена еще не сформировалось, а дипломатия служила лишь для того, чтобы подготовить оптимальную почву для войны, а затем прийти к неизбежному замирению с наибольшей выгодой для каждой из воюющих. Поэтому и акты насилия со стороны Абдель Ваххаба и его современников, если и нельзя принять человеку наших дней, то можно хотя бы понять…

Поэтому в отношении того течения, которое связывается с деятельностью Мухаммада ибн Абдель Ваххаба, более приемлем термин «салафизм», как обращение к раннему исламу, традициям и опыту «праведных предков». Пресловутый «ваххабизм» представляет собой очень частное явление в салафизме, к сожалению, не лишенное экстремистских элементов. Однако обобщающее применение этого определения ко всему консервативному направлению в исламе приводит к серьезной путанице, своим следствием часто имеющей обострение внутримусульманских отношений и отношений с представителями других религий. А такое положение вещей полностью противоречит духу ислама как мировой, монотеистической религии, исповедующей веру в того же Бога, в которого верят иудеи, христиане и представители других религиозных направлений.

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ханан Ар-рифаиий 21 Января 2017г.
Ответить

Ваххабизм нельзя называть салафизмом так как ваххабизм в своем антропоморфизме противоречит тому чему учили салафиты и тому что сказано в Коране, что нет ничего подобного Создателю.

Ханан Ар-рифаиий 21 Января 2017г.
Ответить

Насчет последователей М ибн Абд аль-Ваххаба, то например. Ибн Джамиль Зину и Фаузан аль Фаузан называли суфизм не исламским явлением и говорили что В исламе нет суфизма. кстати Ибн Таймия не был столь категоричен в отрицании суфизма. Он то отрицал то признавал зиярат и тавассуль. У него не было четкой позиции по этим вопросам. А современные ваххабиты категорически против суфизма отсюда следует то что идет процесс радикализации ваххабизма. Апогеем радикализаци ваххабизма является ИГИЛ ведь не секрет. что идеология этой группировки постороена преимущественно на ваххабизме с некоторыми заимствова...
Читать дальше

Garib 20 Января 2017г.
Ответить

Да помилует его Аллах. Великая личность в Исламе. Я читал его труды ещё в 90 - х годах и ни нашел ничего, противоречащиму 4 имамам Прямого Пути и Иждихада. Наоборот, он очень много лестного написал про имама Абу Ханифу, имама Аш Шафи`и, имама Малика и имама ибн Ханбаля. (Джами`ил Рахимуллахуль Аджама`ин). Однако куфарские СМИ видя огромную силу призыва этого реформатора Ислама, демонизировали его личность и всячески очерняют его, показывая бандитов, под видом его последователей. Да, он приказал засыпать семь колодцев Медины, водой из которого поливали голову Пророка (Мир Ему и благословение...
Читать дальше

Яндекс.Метрика