Болезнь...Одно из нелюбимых определений человечества. На дворе век XXI-й, с неимовернейшим развитием высоких технологий, но болезни и эпидемии вплоть до сего дня не покидают планетарное сообщество. Хотя, пусть это и прозвучит на первый вгляд парадоксально, именно потрясающие умы технические достижения приводят к новым формам болезней, часто выплескивающихся в различные виды онкологии.
Безусловно, мировое верующее сообщество (вне зависимости от принадлежности к той или иной конфессии) убеждено в Божественном происхождении любой болезни, как и всего, связанного с человеческой жизнью. Атеисты, естественно, придерживаются в корне иной точки зрения. Тонкость, однако, в том, что и сегодня нет некоего единого общепризнанного определения понятия «болезнь». Согласно ряда источников, под этим термином подразумеваются «возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов"(1).
Язык сломишь, однако, ну да ладно. В любом случае, если атеисты уверены в возникновении болезни без «внешнего» вмешательства, верующие, повторимся, считают наоборот. Другое дело, мусульмане убеждены, что «какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство ее исцеления»(2), благо, никто иной как Господь «исцеляет» заболевающих («Поэты»: 80). А вот форма избавления от напастей может варьироваться.
Немолчаливое сопротивление
Согласно размещенной на официальном веб-сайте прекрасного американского музыканта Дэвида Сэнборна информации, в трехлетнем возрасте он заболел полиомиелитом. «Частью его терапии» же стала игра на саксофоне(3).
Наверняка, связка между страшной болезнью ребенка и музыкальным инструментом может вызвать недоумение читателя, в свете чего целесообразно послушать непосредственно Д. Сэнборна. «Я не был похож на других детей, – с печалью в голосе вспоминает он, – вынужден был проводить много времени в постели». Его левая рука фактически не функционировала (4). Когда мальчику исполнилось 11 лет, а болезнь все не покидала его, «в качестве лечения врачи порекомендовали [ему] играть на духовом инструменте"(5), по утверждению докторов должном помочь «восстановить легкие"(6). Он прислушался к совету, тем более что лежа в постели, все время «слушал радио, ставшим моим театром воображения», и звуки музыки из Нью-Орлеана, Мемфиса казались ему «волшебными"(4). Взяв же в руки саксофон, мальчик «влюбился в него», озвучив желание играть только на нем(5).
Д. Сэнборн оказался уникально талантливой личностью. В 14 лет ему удосужилось играть с такими легендами, как Albert King и Little Milton. Ну а вслед за обучением музыке в Северо-Западном университете и университете штата Айова, где он играл и учился у маститого саксофониста JR Monterose, – участие в проектах знаменитых Stevie Wonder, «Rolling Stones», David Bowie, сотрудничество с блестящим Gil Evans и др. После чего – сольные концерты, со впечатляющим составом исполнителей. Результат 35-летней карьеры Д. Сэнборна – не один десяток альбомов, восемь из которых – золотые и один – платиновый; обладание шестью «Грэмми», продолжение карьеры, «раздвигающей границы и создающей музыку», направленную «прямо к сердцу» слушателя(3).
Правда, в медицине существует термин «синдром полиомиелита», означающий рецидив признаков полиомиелита у лиц, ранее переболевших этой болезнью (спустя 30-40 лет)(7). Возвратился недуг и к Д. Сэнборну. Но он вновь не сдался, пытаясь противостоять развитию болезни как посредством лечения, так и с помощью физических нагрузок в тренажерном зале(8). Эта внутренняя сила и настрой позволяют ему и ныне продолжать гастроли по всему миру. В подтверждение чего можно сослаться на факт его участия на ежегодном Бакинском джаз-фестивале 2013 г.
Приведем другой пример.
В 2014 г. известному комментатору и журналисту американского телевизионного канала TNT Крэйгу Сагеру поставили диагноз – острый лейкоз, в связи с чем пересадили костный мозг. Но рак вернулся, и врачи сообщили К. Сагеру, что его дни сочтены. Ответив: «еще не пришло время умирать, я надеюсь, поэтому думать и переживать по этому поводу я не хочу», он вновь подвергся операции по пересадке костного мозга и стволовых клеток. Последние были позаимствованы у сына, также спортивного обозревателя. После 82-дневной программы реабилитации, Сагер оказался дома, проходя под наблюдением врачей необходимые процедуры. Спустя некоторое время журналист услышал, что новые анализы показали хорошие результаты. А уже с началом нынешнего баскетбольного сезона Сагер – вновь в эфире на NBA TV, планируя освещать матчи баскетбольного турнира Олимпийских игр 2016 г. в Рио-де-Жанейро. Да, он должен периодически возвращаться в больницу в целях прохождения курса инъекций для лечения рака крови и костного мозга (при невозможности организма самостоятельно производить здоровые клетки крови). Но факт остается фактом: популярный ведущий не сдался на милость болезни. По его словам, огромным стимулом к лечению стали как желание вновь ощутить вкус от любимой работы, так и пожелания коллег по цеху и поклонников продолжать слышать его(9).
В свете рассматриваемого, нельзя не пройти мимо эпизодов из жизни известной российской писательницы Дарьи Донцовой, столкнувшейся с диагнозом – рак четвертой степени и услышавшей из уст московского профессора, что «жить тебе осталось, наверное, месяца три». «Страха смерти я не испытывала, – вспоминает она, – но у меня трое детей, пожилые мама и тогда еще живая свекровь, у меня собаки, кошка – умирать просто невозможно». Как следствие, 18 операций, нескольких сеансов облучения и ряд химиотерапий. После 8-ми часовой операции, когда она пришла в себя, по ее словам, у нее «образовалось свободное время». «Лежишь в палате, ничего не делаешь. Постоянно кто-то умирает, кого-то выносят. За полгода можно сойти с ума. Чтобы отогнать страшные мысли о близкой смерти, я начала сочинять». А когда уже оказалась дома, то прервала постельный режим: «взяла сумки и отправилась на рынок за продуктами».
Такой вот путь в литературу и возвращения к жизни прошла Д. Донцова, что явилось следствием ее понимания: она должна не просто безмолвно сопротивляться болезни, а продолжать активно жить и трудиться. Если бы не творческий порыв, то стала бы «разводить собак, я бы так построила день, чтобы мне все время было некогда. Нужно обязательно чем-то заниматься, хотя бы самозабвенно чистить пол. Не считайте себя больной. Никогда не произносите фразу: «Я умру!» Или: «Я умру, а они все меня вспомнят!» Это отнимает силы к чему-либо двигаться. Обязательно надо что-то делать». Да, после страшного диагноза можно «пожалеть себя первые два часа», но затем «вытереть сопли и понять, что это не конец. Придется лечиться. Рак лечится. По крайней мере, лечение продлевает жизнь"(10).
Возможно, прочитавшие эти строки зададутся вопросом – а причем тут предварившая описание этих случаев кораническая констатация об исцелении больных Всевышним? Разве не врачи и самостоятельные шаги «приговоренных к смерти» помогли им вернуться к нормальной жизни? Но можем ли мы быть уверены, что не Господь направлял этих людей к тем или иным действиям?
Не исключено, кто-то в свете сказанного сошлется на одну из основателей движения «самопомощь» – Луизу Хей, т. к. она использует термин «аффирмация», подразумевающий формулы самовнушения, помогающие человеку настроить свое сознание на положительную волну, «формируя» будущее, к которому хочется прийти. Да, Л. Хей видит точку силы «в наших умах», ибо «мы сами выбираем себе свои мысли и во что верить». Но в то же время, по ее словам, каждый из нас связан «с Бесконечным Разумом, со Вселенской Силой, давшей нам жизнь, через искру внутреннего света». А в основе Высшей силы, любящей «все свои творения» и управляющей «всем в нашей жизни», лежит «доброе, светлое начало». Осознавая это, желательно быть правдивыми «по отношению к себе и другим»: раз «существует Сила Вселенной, которая намного мудрее и могущественнее человека, и что мы – ее частичка», то для нас открывается «путь к познанию своих безграничных возможностей"(11).
Говоря иными словами, Л. Хей блестяще выводит связку между «самопомощью» и «движением» (сигналами, знаками, конкретными направлениями) Высшего Разума в сторону своих созданий, с чем невозможно не согласиться. Ибо духовный фон, как бы кто и не признавал этого, может оказаться важнейшей нитью для успешного прохождения болезни.
Медицина и матрица духовности
По словам викария Санкт-Петербургской епархии, ректора Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, кандидата медицинских наук Преосвященного Константина (Горянова), для верующего сообщества «главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен?». Почему поражающий тело недуг так или иначе «задействует душу человека, в которой следует видеть и образ Божий?», – задается он вопросом. Подчеркивая, что Библия не занимается анатомией и, физиологией, а прямо и четко указывает на земное «в узком, а также в планетарном смысле этого слова», К. Горянов ссылается на библейский формат происхождения человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7)(12).
Аналогичная мысль сформулирована и в Коране, констатирующим, что, сотворив человека «из глины», Аллах «придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа», даровав нам «слух, зрение и сердца» («Поклон»: 7-9). Как раз в этой конкретизации однозначно просматривается связь Божественного создания с Творцом, что составляет основу духовной ипостаси индивидуума. Но насколько и в какой форме этот тончайший нюанс может проявляться при болезнях человека?
В результате исследований, специалисты онкологического центра «Моффит» (Moffitt Cancer Center, Тампа, штат Флорида, США) – Национального института рака – пришли к выводу, что верующие люди справляются с раком лучше, нежели атеисты; религия и духовность становятся утешением для большинства раковых больных, т. к. они верят в доброту Бога, отвечающего на молитвы. По словам одного из исследователей – Джима Хизера – «вследствии веры во Всевышнего», верующие осознают «как смысл и цель жизни, так и факт своей связи с источником значительно более крупного формата, нежели они сами», а это понимание облегчает борьбу с раковыми заболеваниями(13).
Схожие исследования были проведены и центром «Форбис» (Нью-Йорк, США), входящим в West Penn Allegheny Health System. Специалисты опросили 198 женщин с раком молочной железы на ранней и 86 женщин с идентичным диагнозом на поздней стадиях на предмет ощущения ими Божественной поддержки или озлобленности на Господа из-за развития болезни. По результатам наблюдения оказалось, что разочаровавшиеся в религии больше подвержены симптомам депрессии, испытывают неудовлетворенность от жизни, чаще сталкиваются с утерей здоровья, нежели верящие в Бога. Последняя категория даже на конечной стадии рака была настроена «значительно оптимистичнее и легче переносила лечение».
По словам медицинского директора центра Рэнди Эбера, «врачи часто не обращают внимания на духовно-религиозную стезю тяжелобольных», хотя большинство из них убеждены: «медики обязаны знать убеждения пациентов». «Результаты исследования продемонстрировали чрезвычайную полезность информации о религиозности и духовности больных, в особенности при наличии факта разочарования в вере», – резюмировал он(14).
В свою очередь, ученые клиники Маклина (McLean Hospital) исследовали связь между уровнем веры в Бога, ожиданием результатов лечения и их фактических итогов посредством наблюдения за 159-ю пациентами с различными формами психического расстройства. Специалисты оценивали шкалу депрессии, благополучия и риска членовредительства в начале и при завершении исследования. По результатам было установлено, что верующие в два раза чаще отвечают на лечение, нежели атеисты. Свыше 30% больных, не позицинирующих себя представителями той или иной конфессии, но имеющих умеренный или значительный уровень веры в Божественное, также видели преимущества в лечении, в отличии от неверующих.
Как следствие, ученые пришли к выводу: люди с умеренной и высокой верой могут достичь более положительных результатов в борьбе (в краткосрочной перспективе), чем не верящие во Всевышнего. «Вера способствовала не только улучшению психологического климата больного, – подчеркнул врач клиники и инструктор отдела психиатрии Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) Дэвид Розмарин, – но и снижала уровень его депрессии"(15).
Не случайно, первый инициатор количественного исследования здоровья и духовности в медицинской литературе и создавший в 1998 г. Центр духовности, теологии и здоровья (г. Дарем, Северная Каролина, США) Дэвид Б. Ларсон пишет, что «сила личной духовности человека или его религиозность» форматируются в благоприятный фактор для «предотвращения болезни, ее излечение и последующего выздоровления"(16). По его словам, «вера помогает справиться с тяжелой ситуацией», а «мировоззрение верующего способствует формированию у него внутренних мыслей», например, во время переживаемого стресса, на предмет: «А не является ли происходящее как бы уроком Бога?». Кроме того, эта категория лиц в сложные моменты верит, что «Господь исправит положение"(17).
Совместно с другими известными специалистами (на основе проводимых исследований) серьезность аспекта духовности пациентов на «медико-этическом поле» Д. Б. Ларсон видит в том, что в случае «пренебрежения к их духовным потребностям» при тяжелом заболевании, многие нуждающиеся в лечении не почувствуют его эффективности. Поэтому «матрица духовности больного» может оказаться основой серьезной болезни или инвалидности. По той причине, что, «матрица религиозной культуры» придает надежду больному, веру в будущее(18). Тем самым, «религиозные обычаи и верования» могут поспособствовать развитию «позитивного, оптимистичного
взгляда, помогающего ощутить смысл», обеспечивающий, в свою очередь, приближение к цели и мотивацию"(19).
В этом контексте, «взаимодействие» религиозности пациента, врачебной практики и благоприятного отношения к больному могут положительно отразиться на уменьшение депрессии, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, снижении высокого артериального давления, смягчении болевых ощущений, послеболезненном восстановительном процессе. Таким образом, «духовная поддержка» формирует надежду на жизнь через заботливые отношения и связь с высшей силой. Посему «для хронически больных и находящихся в терминальном состоянии [между жизнью и смертью] ракурс поддержания надежды должен включаться в сферу врача, ибо это может быть важно для пациента"(18).
В аспекте сказанного, конечно-же, возникает вполне резонный вопрос – хорошо, пусть врачи понимающе, мягко говоря, относятся к теме духовного оттенка своих больных, но насколько они могут посчитать действенной силу молитвы верующих?
Врачи – за молитвы?
Д. Б. Ларсон утверждает, что если пациент верит в потенциальную помощь в молитве, «скорее всего, в нужное время она будет более действенна». А это указывает «на клиническую важность изучения духовной и религиозной истории» для понимания, «как пациенты справляются с болезнью и в какой степени они используют эти вспомогательные механизмы"(16).Мало того, тот же Д. Б. Ларсон и др. ученые признают, что «на время отключения тяжелобольного надежда на жизнь может опосредованно поддерживаться через ритуал, медитацию, музыку, молитву, священные тексты или иные вдохновляющие чтения"(18).
Как подчеркивает в этой связи адъюнкт-профессор медицины Медццентра Джорджтаунского университета (штат Вашингтон, США) Дейл Мэтьюз (Dale Matthews), с началом его медицинской практики он столкнулся как с «обращением верующих больных к Богу с просьбой помочь им посредством химиотерапии», так и с молитвами родственников пациентов о поддержке последних. Опираясь на духовный фактор, больные и члены их семей не желали оказаться «заблокироваными разъединительной стеной, отделившей друг от друга медицину и религию на протяжении последних 500 лет». Ссылается Д. Мэтьюз и на результаты опроса (1998 г.), когда четверо из пяти респондентов признали «влияние веры на их здоровье». 2/3 опрошенных высказались за обращение с духовными вопросами к лечащим врачам; более половины – за совместную молитву больных и докторов.
По словам Д. Мэтьюза, «медицинская значимость веры» является, однако, вопросом не столь веры, сколь науки», ибо верующим удается испытывать меньшие страдания от боли и чаще избегать инвалидности; более скорыми темпами восстанавливаться после хирургического вмешательства. Молитвы же содействуют необходимым медицинским действиям. Вера придает больному оптимизм и надежду, ощущение смысла и цели, прочувствованность единства с семьей и обществом. Это не случайно, т. к. «молитва и поклонение благотворно влияют на стабилизацию пульса, давления, обмена веществ». И хотя очевидно, что сама по себе молитва не является панацеей, могущей заменить необходимые медицинские процедуры, она высвечивается дополнением к ним. Поэтому подход к лечению «должен совмещать молитву и лекарства: веру и медицину». «Преодоление стены разделения» между этими полями приведет «к новой модели медицинской помощи» – как бы единых действий тела, ума и духа. «Будем надеяться и молиться за примирение в ХХI веке этих двух ветвей жизни в деле вылечивания больных», – резюмировал Д. Мэтьюз(20).
В свою очередь, доктор медицины, экс-руководитель центра «Humana Medical City» в Далласе (штат Техас, США) и глава отделения нетрадиционной и альтернативной медицины Национального института здравоохранения, главный редактор издания «Alternative Therapies» Ларри Досси признает, что в свое время «избегал любых духовных или религиозных влияний в лечении, потому что считал себя врачом, применяющим только научные методы». В процессе исследований он «понял, что молитва может принимать разные формы. Во многих экспериментах, похоже, сама позиция веры – всеохватывающее чувство благожелательности и сопереживания, желание помочь и осознание единства с Высшей Силой в моменты крайней необходимости – настраивала человека на исцеление». Даже когда «исследуемый объект» помещали в оцинкованное помещение, «стены которого защищали от всех известных науке форм электромагнитной энергии», молитва «оказывала свое позитивное действие».
Когда я ознакомился с этими данными, продолжает он, ход моих мыслей изменился. Я говорил себе: «Похоже, молитва срабатывает. Это подтверждается научными данными. Не попробовать ли и мне использовать молитву в моей врачебной практике?». С течением времени у него появилось твердое убеждение, что не использовать молитву во врачебной практике «равнозначно отказу больному в том или ином сильнодействующем лекарстве или в хирургической операции». Посему он «не мог игнорировать свидетельства эффективности молитвы», хотя и испытывал при этом неприятное чувство, «будто предает заветы ученых-медиков». После многих месяцев раздумий, взвешивания всех «за» и «против», Л. Досси пришел к заключению, что ему «следует молиться за своих пациентов"(21).
Здесь же отметим, что и Л. Хей, чьи высказывания о связи человека с Высшей силой приведены выше, также подчеркивала осуществление данного «контакта» посредством молитвы(11).
В этом свете обратим внимание, что все приведенные мнения (убеждения) принадлежат не приверженцам Ислама. Но для самих мусульман в понимании вопроса именно в таком ключе ничего удивительного нет, т. к. Коран констатирует призыв Всевышнего к уверовавшим обращаться «за помощью к терпению и намазу» («Корова»: 153)? Кроме того, в Книге запечатлены слова Ибрахима (Авраама) в аспекте Аллаха, Который, в том числе, «сотворил меня и ведет прямым путем... кормит меня и поит... исцеляет меня, когда я заболеваю» («Поэты»: 80).
Исцеление и милость Всевышнего
Рассматривая аят о ниспослании Аллахом в Коране того, «что является исцелением и милостью для верующих» («Перенес ночью»: 82), один из основателей Исламской медицинской ассоциации Северной Америки (IMANA), специалист американской клиники «Акбар» и Института исламской медицины для образования и исследований (г. Панама, штат Флорида, США) Ахмад аль-Кади отмечает, что эффект исцеления не ограничивается рассмотрением болезней (бед) общества и целого мира, а распространяется на человека, способствуя укреплению его физико-психического здоровья и благополучия(22).
В данном контексте, комментируя процитированный аят, известный мусульманский правовед ХХ века, шейх Абд Ар-Рахман Ас-Саади отмечает, что Коран представляет собой источник исцеления и милости, «добраться» до которого удается лишь уверовавшим в Откровение, признающим истинность аятов и соблюдающих их на практике. По его словам, подразумевающееся здесь исцеление направлено на «избавление сердец от сомнений, невежества, порочных воззрений, вредных измышлений и дурных намерений"(23).
В этом аспекте Ахмед аль-Кади высказывается в том разрезе, что Коран выражает заботу о здоровье человека в нескольких ипостасях. В правовом ракурсе речь идет как о законодательном запрете действий, могущим нанести урон здоровью личности, так и соблюдении норм, укрепляющих организм. С другой стороны, Откровение предоставляет общие правила жизнедеятельности (поведения) творений Господа, которыми мусульманин должен руководствоваться повседневно. Правда, этот нюанс «положительно воздействует» на благополучие индивидуума в вопросе здоровья индивидуума как бы «косвенно». Но ведь Книга говорит и о прямом исцелении человека. Другое дело, если два первых пункта известны и хорошо изучены, «прямой лечебный эффект Корана на органы человеческого тела является новым полем», открытия которого только начинают проявляться и приближаться к нашему пониманию.
В целом, продолжает ученый, прямой лечебный эффект Корана был отмечен еще с момента его доведения до людей пророком Мухаммедом, да благословит его Аллах и приветствует. Непосредственно посланник и многие его последователи читали Откровение, передающие слова Всевышнего, больному (принцип «Рукия»). С того времени и функционирует вопрос о целительной силе Корана, т. е. об «объеме» его воздействия на людей. Так, спрашивается, чтение Книги (смысловая нагрузка аятов или эффект звуков от прочтения) помогает только слышащим и осознающим текст? Действует данный эффект исключительно на верующих? Конкретно какие болезни в большей степени могут вылечиться Кораном? Может ли Книга использоваться сама по себе или же ее лечебные свойства должны сочетаться с другими методами лечения?
В свое время, в целях получения ответов на эти и многие другие вопросы, в клинике «Акбар"была начата программа исследований. Проверялись физиологические изменения у лиц, которым читались коранические тексты. На первом этапе было выявлено как снижение в отдельные моменты «текстового» влияния на различные части тела, так и наличие в организме изменений, по цепочке передающихся от одного органа к другому. В частности, фиксировался положительный результат для «скелетной мышечной ткани, сердечно-сосудистой системы»; также удалось установить значительное влияние процесса на состояние людей, перенесших стресс (в различных проявлениях).
Тонкость тут – в достижении «физиологического эффекта» от коранического чтения в двух вариантах. Воздействие происходило и на воспринимавших смысловую нагрузку Божественных слов (как на арабском языке, так и благодаря переводу), и на непонимающих значимости слышаемого. Результаты исследования позволили Ахмеду аль-Кади вывести возможность «благоприятного влияния Корана на иммунную систему человеческого организма». По словам ученого, все эти эффекты, конечно же, не приведут к «полному устранению болезней», но поспособствуют получению возможностей для их физико-психического контроля и, в определенной степени, снижению болевых ощущений(22).
Заключение
Без сомнений, рассмотреть в одной статье большинство тонкостей озвученной темы не представляется возможным. Да и под силу ли это вообще кому-нибудь? Однако, как бы мы не убегали от обращения к этому серьезнейшему ракурсу, актуализировавшегося в сегодняшние дни, обойти его не представляется возможным. Уж слишком рядом болезни, недуги, смерть.
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов», – гласит Коран. Да, здесь напрямую о болезни не говорится, но аят объединяет эти моменты под названием «беда». А разве болезнь не входит в данный ряд? И случайно ли Творец призывает посланника обрадовать терпеливых из числа столкнувшихся с бедой, молвящих: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся», обещая им удостаивания «благословения своего Господа и милости», ибо «они следуют прямым путем» («Корова»: 155)?
В свете отмеченного, вспоминается хадис, называющий удивительным положение верующих, т. к. все в нем «является для него благом». Это никому не дано, за исключением поклоняющихся. Потому, радуясь чему-либо, верующий благодарит Аллаха, что «становится для него благом», однако, и при постижении горя, «он проявляет терпение», также становящимся благом для него(24). Но при этом актуализируется взятие у своего здоровья того, что «пригодится для твоей болезни"(25). Правда, к сожалению, к двум из предоставленных нам Создателем благ «многие люди относятся небрежно: здоровье и свободное время"(26).
Так что постараемся осмыслить эту констатацию, стремясь оберегать свою жизнь и жизнь близких от различного рода напастей, хотя бы соблюдением элементарных норм, способствующих укреплению нашего здоровья.
1.Болезни
http://my-health.ru/content/bolezni
2."Сахих» аль-Бухари, 5678
http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-al-buhari/78/1392#1870
3.Biography
http://www.davidsanborn.com/bio.html
4.Geoffrey Himes. David Sanborn: The Blues and the Abstract Truth
http://jazztimes.com/articles/20787-david-sanborn-the-blues-and-the-abstract-truth
5.David Sanborn on Polio, David Bowie and a New Solo Album
http://www.pledgemusic.com/blog/david-sanborn-interview
6.Shanon Cook. Once-stricken saxman: Music «gave me my life»
http://edition.cnn.com/2008/SHOWBIZ/Music/08/15/david.sanborn/index.html?eref=rss_latest
7.После полиомиелита, синдрома
http://elobot.net/posle-poliomiyelita-sindroma
8.Down Beat devotes cover story to David Sanborn
http://stljazznotes.blogspot.com/2007/02/down-beat-devotes-cover-story-to-david.html
9.«Спокойная жизнь закончилась». Сагер вернулся в эфир, победив рак
http://www.championat.com/basketball/article-234010-krejg-sager-vnov-rabotaet-na-matchakh-nba.html
10.Дарья Донцова: Как я победила рак
http://www.rg.ru/2006/09/29/doncova.html
11.Луиза Хей. Исцели себя сам
http://www.klex.ru/5hf
12.Преосвященный Константин (Горянов). Медицина в Библии
http://www.wco.ru/biblio/books/goriynov1/Main.htm
13.Religious people cope better with cancer...unless they think God is punishing them
http://www.telegraph.co.uk/news/science/science-news/11793286/Religious-people-cope-better-with-cancer...unless-they-think-God-is-punishing-them.html
14.Spiritual Outlook Can Affect Mental Health in Breast Cancer
http://www.medicinenet.com/script/main/art.asp?articlekey=103909
15.Rachel Reilly. The power of prayer: Believing in God can help treat depression
http://www.dailymail.co.uk/health/article-2314781/Believing-God-help-treat-depression.html
16.Дэвид Б. Ларсон и Сьзен С. Ларсон. Забытый фактор здоровья: медицинские исследования открывают эффективность религии. В кн. Роберта Л. Херрмана «Бог, наука и покорность: Десять ученых о теологии смирения»
http://in.prihod.ru/users/56/1156/editor_files/file/Bog%20_nauka%20i%20pokornost%20PDF.pdf
17.David Larson. Interview on the Role of Faith in Health
http://www.faithandhealthconnection.org/wp-content/uploads/2007/11/insight-on-the-news-david-larson-interview.pdf
18.Stephen G. Post, PhD; Christina M. Puchalski, MD, MS; and David B. Larson, MD, MSPH. Physicians and Patient Spirituality: Professional Boundaries, Competency, and Ethics
http://courses.washington.edu/bh518/Articles/physicians%20and%20patient%20spirituality%20-%20ann%20int%20med.pdf
19.David B. Larson, Susan S. Larson. Patient Spirituality and Mental Health: An Expanding Focus in Clinical Care and Research
https://www.rcpsych.ac.uk/pdf/larson1.pdf
20.Dale A. Matthews. Praying Is Good Medicine
http://www.wsj.com/articles/SB901170339352109500
21.Ларри Досси. Исцеляющие слова
http://naturalworld.ru/kniga_iscelyayushchie-slova.htm
22.Ahmed Elkadif. Health and Healing In The Qur'an
http://i-epistemology.net/v1/attachments/321_V2N2%20December%2085%20-%20A%20Elkadi%20-%20Health%20and%20healing%20in%20the%20Quran.pdf.
23.Толкование Священного Корана шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди
http://qurani-kerim.narod.ru/sady/017.htm
24."Сахих» Муслима, 2113
http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-muslim?q=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BC
25."Сахих» аль-Бухари, 7378
http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-al-buhari/97/1601#2126
26.Цит. по: Эльмир Кулиев. Используй свой шанс
http://e-minbar.com/success-secrets/ispolzuj-svoj-shans
Войти с помощью: