0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


1085 лет назад наши предки пришли к самой передовой цивилизации в мире

Великие Булгары

Великие Булгары

Теги:

0
12 Июня 2007г.

Ровно 1085 лет назад произошло событие, перекроившее карту Восточной Европы и изменившее ее до неузнаваемости. Из массы племен и народов, исповедовавших различные религии и культы, выделилось одно, заявившее о своем добровольном подчинении воле Всевышнего…

В 922 году в процессе распространения Ислама на территории нынешней Российской Федерации был преодолен качественно новый рубеж – образовалось первое на этой земле государство, государственной религией которого был объявлен Ислам. Произошло это событие на краю цивилизованного мира того времени – самый северный форпост мусульманской цивилизации возник на Средней Волге, у места впадения в нее Камы. Время, когда Ислам проник на эти земли, точно установить сегодня не представляется возможным, место, откуда пришли сюда его первые проповедники, и имена тех, кто распространял свет Ислама на этой земле – тоже.

Но решающий поворот в истории Волжской Булгарии произошел в 921 году, когда хан Алмуш (Джафар) (правил в 886-929 гг. по милади), сын хана Шилки (Абдуллы) (правил в 877-886 гг. по милади), отправил посольство в центр исламского мира того времени, в Багдад, к халифу аль-Муктадиру, с просьбой «…присылки к нему вероучителей, чтобы преподать ему законы ислама, а также построить для него мечеть, в которой воздвиг бы для него кафедру-михраб, чтобы оттуда можно было бы от имени халифа произнести проповедь-хутбу в его собственной стране и во всех областях его государства». Ответное посольство не замедлило себя ждать, и уже в следующем, 922 году прибыло в Булгар. Секретарем посольства являлся ученый Ахмад ибн Фадлан, который оставил нам труд, до сих пор имеющий непроходящую научную ценность – «Рисаля» («Послание»). В своей книге ибн Фадлан описал нам быт булгар, башкир, гузов, русов, славян (как и иные арабские источники, он разделял русов и славян, не объединяя их в один народ), а также всех других народов, с представителями которых он контактировал в Булгаре либо по дороге туда. Булгарский хан же Алмуш-Джафар после отбытия посольства собрал джиен (собрание) беков, на котором было принято решение об объявлении Ислама государственной религией Волжской Булгарии.

Собственно, этот джиен, произошедший 11 июня 922 года, и считается датой принятия Ислама волжскими булгарами. Между прочим, до принятия ислама в Волжской Булгарии единственной монотеистической религией, заявленной в качестве государственной в Восточной Европе, был иудаизм в Хазарии. Хотя и здесь существуют огромные различия, видные, прежде всего, в том, что ислам в Булгарии, хотя и не стал религией большинства населения страны, тем не менее, был широко принят в народах, ее населяющих, в отличие от иудаизма, сфера распространения которого всегда оставалась очень узка.

До своего прихода в Волжскую Булгарию ислам прочно укоренился в Дербенте и среди горцев Южного Дагестана – лакцев, лезгин, табасаранцев. После походов Марвана Второго, вызванных хазарскими рейдами вглубь мусульманского государства, хазарские правители пошли на признание прав мусульман в своем государстве. Поэтому мы можем говорить о существовании общины правоверных на территории Хазарии примерно с тридцатых-сороковых годов восьмого века. Об этом же свидетельствуют и летописные источники. Но назвать точную дату, когда и как пришел ислам к булгарам, мы не можем.

Согласно одной гипотезе, одно из булгарских племен, баранджары, приняли Ислам сразу после походов Марвана в 737 (здесь и далее при подобном написании год хиджрыгод по милади) году, и переселились в новые места уже мусульманами. По крайней мере, ибн Фадлан писал: «Мы видели у них племя около пяти тысяч душ мужчин и женщин, всех до единого принявших ислам. Это племя называется Баранджар». Вместе с тем название «баланджар» принадлежало одному из хазарских городов, взятых Марваном и, в свою очередь, является родовым названием одного из хазарских или булгарских племен. Согласно другой версии, Ислам распространился здесь благодаря деятельности проповедников из Хорезма, занимавшихся здесь торговлей (Хорезм – местность в Средней Азии в устье Аму-Дарьи, в более широком понятии охватывает существенно большую территорию, включая часть современных Ирана и Афганистана). Одна из легенд в пользу этой гипотезы, приводимая аль-Гарнати, гласит: «А смысл слова «булгар» – «ученый человек». Дело в том, что один человек из мусульманских купцов приехал к нам из Бухары, а был он факихом, хорошо знавшим медицину, и заболела жена царя, и заболел царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился их недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру? Оба они сказали: «Да!» Он их лечил, и они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны. И пришел к ним царь хазар во главе большого войска, и сражался с ними, и сказал им: «Зачем приняли эту веру без моего приказа?» И сказал им мусульманин: «Не бойтесь, кричите «Аллах велик!» И они стали кричать: «Аллах велик!»… и сразились с этим царем, и обратили его войско в бегство, так что этот царь заключил с ними мир, и принял их веру, и сказал: «Я видел больших мужей на серых конях, которые убивали моих воинов и обратили меня в бегство». И сказал им этот богослов: «Эти мужи – войско Аллаха, великого и славного». У этой версии есть также и нелегендарные доказательства. Таковыми являются, например, распространение среди булгар ханафитского мазхаба фикха (мазхаб – юридически-правовая школа в Исламе). Ибн Фадлан пишет про муэдзина Алмуша-Джафара, что он «…призывая к молитве, икаму произнес дважды. А это при дворе халифа не принято». Ничем иным, кроме как свидетельством распространения среди булгар ханафитского мазхаба, это не является. Общим со Средней Азией стало позже и распространение суфийских тарикатов – накшбандия и ясавия. Факт широко используемого караванного пути из Хорезма в Булгар в ту эпоху документально подтвержден. Также в пользу «хорезмийской» версии проникновения Ислама к булгарам говорит и тот факт, что еще с древнейших времен в булгарском, а потом и в татарском языке закрепились персидские слова, используемые для обозначения религиозных терминов, при этом их арабские аналоги широкой массе неизвестны. Например, персидские «намаз» вместо арабского «салят», «ураза» вместо «саум», «пайгамбар» вместо «наби», «фарешта» вместо «малаика», «Худай» наряду с «Аллах» и т.д. Все эти слова являются живыми свидетельствами проникновения Ислама из Средней Азии, где персидский язык в то время был чрезвычайно распространен, в том числе и среди тюрков, и где эта лексика активно употреблялась. По-видимому, следует согласиться с тем, что проникновение Ислама в Волжскую Булгарию шло как из Халифата через Дербент, так и из Хорезма.

Ахмад Макаров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий