Аль-Афгани об особенностях христианства и ислама

Джемаль-ад-Дин аль-Афгани, известный исламский реформатр XIX века

Джемаль-ад-Дин аль-Афгани, известный исламский реформатр XIX века

Теги:




4
19 Августа 2014г. (22 Шавваль)
Приводим отрывок из недавно изданной в Москве книги «Философия современной мусульманской реформации» профессора Аль-Джанаби Матеем Мухаммеда.



Сравнивая христиан с мусульманами, аль-Афгани указывает, что руководители христиан подчиняют религию мирским задачам, в то время как лидеры мусульман ставят мирские дела на службу религии. Христиане хорошо управляются со своими мирскими делами в соответствии с потребностями земной жизни, между тем как мусульмане не действуют согласно учению ислама и из-за этого не справляются как с религиозными, так и с мирскими задачами. Христианство призывает к примирению, невмешательству в политику, оставлению «кесарю кесарева», отказу от личных, национальных и религиозных конфликтов, однако христиане поступают наоборот. Они не придерживаются норм и заветов христианства. В то же время читающий Коран узнающий его историю понимает, что в нем содержится призыв к использованию силы ради отстаивания справедливости и права. Между тем дела мусульман прямо противоположны тому, к чему призывает Коран: в своих словах и делах они бездеятельны и покорны. Все это выглядит так, говорит аль-Афгани, словно христиане придерживаются Ветхого Завета, а мусульмане – Нового Завета.



Сравнение, приводимое аль-Афгани, призвано подчеркнуть характер конфликта и специфику различий между западно-христианским и восточно-мусульманским мирами, имея целью пробудить активность мусульман в отношении этого нового вызова. Однако он не столько ставит вопрос в плоскость непосредственного противостояния, сколько хочет подчеркнуть существующую отсталость восточно-исламского мира и указать на возможные факторы его возрождения. В своей глубинной сути его подходы затрагивали скорее историческое, идейное, политическое и культурное противоборство с самими собой, нежели сравнение Запада с Востоком, христианства с исламом. Они готовили почву для выработки новой формулы исламской ориентальности в её противодействии не столько Западу, сколько самому себе. И в этом заключается значимый идейный подвиг аль-Афгани. Пытаясь нащупать причину прогресса европейского Запада, он видит её в его отходе от христианства. При этом он не столько ищет пороков в христианской религии, сколько изображает реальную действительность, в том числе такую, которая противоречит самим установкам ислама. Прогресс и подъем Запада, указывает аль-Афгани, не является следствием его приверженности христианству, а скорее наоборот. В отходе от религии он не видит добродетели, а усматривает в поведении европейцев нечто естественное и в определенной мере необходимое, расценивая это как возвращение к себе, к своим первоначальным истокам. Он полагает, что европейцы возродили свои древние, дохристианские (греческие и римские) традиции. Христианство для них было лишь «галошей», верхней одеждой. К успеху их привело обращение к собственным (античным) истокам. Основываясь на данной посылке, аль-Афгани пытается построить соответствующий вывод о том, что возрождение мусульман должно базироваться на их обращении к их первоначальным истокам. Источник силы, прогресса и процветания мусульман – это ислам, ибо у них нет истории помимо ислама.





Аль-Джанаби М. М., профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ahmet 20 Августа 2014г.
Ответить

«Таков Иса, сын Марьям! Таково истинное Слово, относительно которого они препираются» (Коран 19:34) Знают ли последователи Иисуса Мир Ему своего Мессию так, как знают его мусульмане? Любят ли они его так, как любят мусульмане? Что известно о месте Иисуса в исламе? Как правило, лишь то, что Коран отрицает божественную природу Мессии, признавая его только в качестве пророка-посланника. Однако, нельзя ограничиваться лишь этим утверждением, т.к. оно не передает в полной мере истинного положения Иисуса в этой религии. Да, в Коране есть немало упреков, обращенных к христианам, ...
Читать дальше

alhariya 19 Августа 2014г.
Ответить

Золотые слова!

Ahmet 20 Августа 2014г.
Ответить

«Таков Иса, сын Марьям! Таково истинное Слово, относительно которого они препираются» (Коран 19:34) Знают ли последователи Иисуса Мир Ему своего Мессию так, как знают его мусульмане? Любят ли они его так, как любят мусульмане? Что известно о месте Иисуса в исламе? Как правило, лишь то, что Коран отрицает божественную природу Мессии, признавая его только в качестве пророка-посланника. Однако, нельзя ограничиваться лишь этим утверждением, т.к. оно не передает в полной мере истинного положения Иисуса в этой религии. Да, в Коране есть немало упреков, обращенных к христианам, ...
Читать дальше

alhariya 19 Августа 2014г.
Ответить

Золотые слова!

Яндекс.Метрика