Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Классификация исламских ценностей

Человек сделан наместником Всевышнего на земле, чтобы преображать её

Человек сделан наместником Всевышнего на земле, чтобы преображать её

Теги:

0
16 Января

Исламские ценности основаны на вере во Всевышнего и в Судный День. Их источниками являются Коран и Сунна пророка Мухаммада. Они имеют целью подготовить человека к исполнению миссии, которая явилась целью его сотворения, таким образом, чтобы сделать его счастливым в этом мире и в мире вечном, оградить его от зла и пороков, в соответствии с его возможностями, способностями и историческими обстоятельствами. Это поклонение, которое совершает мусульманин и посредством которого он приближается к Аллаху. В соответствии с претворением в жизнь этих ценностей человек поднимается по ступеням религиозного и мирского совершенства. Поэтому исламские ценности невозможно разделить на нравственные ценности, связанные с миром вечным, и мирские ценности. Происходящее в земной жизни мусульманина отражается на его жизни в мире вечном. Однако они имеют два аспекта: аспект загробной жизни и аспект земной жизни.

Аспект загробной жизни. Это очищение и возвышение человека. Духовное проявление этих ценностей способствует повышению нравственного уровня человека. Однако он имеет и моральное проявление – хорошая репутация носителя этих ценностей и всеобщее уважение к нему. Ведь это человек, сумевший подняться над своими страстями и обуздать свои желания, человек, который расходует свои средства, отдаёт своё время и знание, тратит своё здоровье, не требуя материального возмещения, а лишь из стремления к довольству Всевышнего и раю.

Аспект мирской жизни. Эти ценности приносят своему носителю и обществу пользу в земной жизни. Они делают поведение человека положительным и полезным для тех, кто общается и взаимодействует с ним, и способствуют гармонизации отношений внутри общества. Исламские ценности способствуют возвышению человека и помогают ему снискать уважение окружающих, и они имеют материальное и моральное проявление, поскольку эти ценности упорядочивают поведение человека, приносят пользу ему самому и тем, кто имеет с ним дело, и создают безопасность в обществе. Этот мирской аспект подразумевается в исламской системе ценностей, когда говорится, что человек сделан наместником Всевышнего на земле, чтобы преображать её.

В свете всего вышесказанного становится ясно, что исламские ценности бывают нескольких уровней:

1. Основные ценности. На них основываются все остальные положительные ценности. Ислам требует от верующего придерживаться этих ценностей и запрещает ему придерживаться противоположенных им основных ценностей, на которых основываются все отрицательные ценности.

2. Индивидуальные религиозные ценности. Это ценности, которые очищают человека побуждают его духовно возвышаться, совершенствоваться. Это искренность, равнодушие к мирским благам (аскетизм), покаяние, упование на Аллаха, надежда на Его милость, любовь и страх перед Всевышним, постоянное воспоминание о том, что Всевышний видит Свои творения всегда и везде и знает о них всё, и согласование слов и поступков с этим обстоятельством человеческого существования, борьба с низменными побуждениями души, терпение, стойкость ради истины, правдивость в словах и делах, и так далее.

3. Общественные религиозные ценности. Это ценности, которые выходят за пределы человеческой сущности и оказывают влияние на окружающих. Это альтруизм, жертвенность, щедрость, смелость, свидетельство об истине, побуждение к одобряемому исламом и удерживание от порицаемого им, почитание родителей, поддержание родственных связей, целомудрие, милосердие, любовь к благим делам, верность обещанию, слову и договору.

Основные ценности ислама и все остальные, которые являются их ответвлением, это, по сути, ценности, принесённые всеми небесными религиями. Их цель – спасти человека и сделать его счастливым – в рамках общечеловеческих ценностей, обусловленных человеческой природой и свойственных человеческому сообществу.

А спасти человека и сделать его счастливым можно, только осветив ему путь в этом мире светом знания, устраняющим завесу невежества и позволяющим человеку увидеть истинный путь. Требуется предание себя Господу, которое излечивает недуг слепого следования собственным страстям. Требуется справедливость, которая заставляет жизнь протекать в согласии с мудростью. Требуется добродеяние (ихсан), которое являет собой высшую ценность индивидуального и общественного поведения и добавляет человеческой жизни красоты. На фундаменте из этих ценностей возвышается здание ислама со всеми его подробностями и ответвлениями. И эти ценности представляют сущность истинной покорности Всевышнему (ислама) в небесных посланиях со времён Ноя (Нуха) и до Мухаммада, поскольку у всех посланий одна основа и один источник, даже если они и были донесены до людей в разное время и практические законы, сопровождавшие каждое из них, соответствовали той эпохе, в которую оно ниспосылалось.

Автор: Маджид Ат-Турки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий