Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Понятие собственности в исламе

Конечный собственник – Бог, в силу того что Он Создатель. Наше право собственности – второго уровня владения. Мы вольны иметь благосостояние и увеличивать его законными способами без ограничений, если в курсе того, что капитал помимо прав имеет еще и обязанности. Назначение капитала – не только расти до бесконечности, но и выполнять обязательства перед обществом.

Предположения (коммунизма и капитализма), что существует неизбежный конфликт между личностью и обществом, отсутствует в исламе, где исходным посылом является баланс между обоими, – хрупкий баланс, который делает всех счастливыми. Этот баланс поддерживается не только сильной рукой закона, но и тем, что имеет даже большее значение, – угождением Богу, которое порождает счастье самоотдачи. Бог всегда в сбалансированности, которая и есть живая реальность – абсолютно бессмысленное понятие в материалистическом мировоззрении.

Эта новая философия доступна и достижима, но, конечно, не при ценностях свободной образовательной системы, мощных волнах идеологической обработки и социума, терпимого к несправедливости. Между тем общество настолько взаимодополняемо и интегрировано, что никому не позволено жить в изоляции – как в баснословности богатства, так и в крайнем упадке нищеты.

Более четырнадцати веков назад Умар, второй халиф ислама, постановил, что, если человек в городе умирает от нищеты, жители должны заплатить выкуп, как будто бы они его убили. Общество как «одно тело… если страдает один орган… другие объединяются для поддержки», по словам Пророка. Каждый гражданин имеет право на жизнь с определенным уровнем комфорта (а не просто прожиточного минимума). А так как существование на милостыню не поощряется, следовательно, права индивида включают в себя и право на доходное занятие.

Трудосберегающие технологии в таком случае могут быть допустимы как ответ на нехватку производств, но никогда для того, чтобы сэкономить на рабочих местах и ввергнуть трудящихся в безработицу. Человек имеет преимущество над машиной, и юридической нормой является приоритет коллективного блага над личным. Это не означает остановку технического прогресса, лишь то, что он обязан идти рука об руку с коррекцией его последствий. Рабочие должны иметь возможность покупать акции своей компании, поощряться в этом, – чтобы стереть поляризацию между трудом и капиталом, имея личную заинтересованность в ее развитии.

В исламе исходное положение состоит в том, что Бог перевел средства к существованию бедных в благосостояние богатых… и в Новом мировом порядке этот принцип может быть распространен на международные отношения. Другое правило в исламе: деньги как инструмент не могут умножать деньги, если не связаны с каким-либо производством. Поэтому ростовщичество в исламе считается незаконным. В последние десятилетия было написано много трудов о банкинге, свободном от ростовщичества, и многие банки, причем не только в исламских странах, но также в Европе и Америке, действительно стали первопроходцами этого эксперимента.

Автор: Хассан Хатхут

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий