40-летие правления Муаммар Каддафи встречает триумфатором

Феномен ливийского лидера заключается в том, что он точно угадывает конъюнктуру

Феномен ливийского лидера заключается в том, что он точно угадывает конъюнктуру

Теги:



0
24 Августа 2009г. (03 Рамадан)
На следующей неделе ливийский лидер Муаммар Каддафи отметит 40-летие пребывания у власти. Со дня военного переворота 1 сентября 1969 года лидер ливийской революции единолично управляет самой богатой углеводородами страной Африки. Это рекорд среди ныне действующих глав государств мира.



Каддафи с его шатрами, верблюдами и "зеленой книгой" – один из самых колоритных лидеров планеты. Но больше, чем экстравагантное поведение, поражает его способность к политическому выживанию, пишет Федор Лукьянов в газете "Газета".



А ведь страна не просто была зачислена в категорию, как пишет автор, "государств-изгоев за многообразную поддержку терроризма", но и взяла на себя ответственность за взрыв пассажирского авиалайнера над шотландским Локерби в 1988 г. Однако Ливия не стала объектом вторжения, как Ирак, а Каддафи не только не повторил судьбу Саддама Хусейна, но превратился в XXI веке в желанного партнера ведущих мировых держав.



40-летие правления он встречает триумфатором. Домой вернулся освобожденный "из сострадания" агент ливийских спецслужб, который был приговорен в Великобритании к пожизненному заключению за организацию взрыва самолета. Кадры его встречи как героя в Триполи обошли телеэкраны мира. Днем ранее президент Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц принес Ливии глубокие публичные извинения за арест в Женеве год назад сына Каддафи Ганнибала и его жены, уличенных в избиении собственной прислуги. Мало сомнений в том, что подоплека обоих событий – большая нефть и огромные деньги.



Триполи после кратковременного ареста сына Каддафи и его жены разорвал дипотношения со Швейцарией, прекратил поставки нефти, из швейцарских банков было изъято около 5 млрд франков частных вкладов, а в качестве заложников в Ливии были интернированы двое швейцарских граждан. Кроме того, Каддафи пригрозил обнародовать факты о махинациях швейцарских банкиров и их роли в финансировании международного терроризма. В минувший четверг Швейцарская конфедерация капитулировала.



Феномен Муаммара Каддафи заключается в том, что он точно угадывает конъюнктуру. Он пришел к власти на волне национализма, захлестнувшего развивающийся мир и многие арабские страны. Затем встроился в систему, патронируемую СССР, но сохранял дистанцию, поскольку чувствовал нарастание другой тенденции – рост влияния ислама как политической идеологии.



После распада биполярного мира в условиях структурной неразберихи ливийский руководитель, как и ряд его коллег-диктаторов, стал наращивать собственный потенциал, в том числе и ядерный. Но, увидев военный разгром Саддама и оккупацию Ирака, Каддафи резко сменил тактику – добровольно раскрыл ядерную программу и помог изобличить пакистанского атомщика Кадир Хана, который наладил торговлю технологиями. Тогда же Триполи "рассчитался" и за Локерби, открыв путь к размораживанию отношений с Западом.



Однако победоносность Соединенных Штатов оказалась преувеличенной, а изменения в мировой сырьевой конъюнктуре превратили страны, обладающие запасами углеводородов, в важных политических игроков, с горечью констатирует автор. Разведанные запасы нефти в Ливии составляют 42 млрд баррелей, это крупнейшие залежи в Африке, а газовые запасы достигают 1,5 трлн кубометров и являются четвертыми по величине в Африке. Еще важнее географическое положение – в прямой доступности от европейского энергетического рынка, который отчаянно стремится к диверсификации источников.



Ливийский разворот в 2003 г. сторонники политики Джорджа Буша до сих пор приводят в качестве доказательства правильности иракской кампании – страна-пария испугалась и разоружилась перед лицом мирового сообщества. Даже если это было так, дальнейшие события показали, что Муаммар Каддафи совершил безошибочный шаг. Вот уже пять лет лидеры ведущих мировых держав – Франции, Великобритании, Италии, России – соревнуются в том, кто ближе подружится с завсегдатаем бедуинского шатра.



Немного отстают США, все-таки именно в Вашингтоне когда-то приняли решение нанести авиаудары по Ливии (Рейган в 1985 г.), а сбитый над Шотландией самолет был американским. Но предполагаемый визит Каддафи на Генассамблею ООН этой осенью, вероятно, позволит американской дипломатии наверстать упущенное, благо путь в Ливию проложила еще Кондолиза Райс. Комментаторы в Англии обратили внимание на то, что Вашингтон резко осудил освобождение Меграхи, но никаких конкретных действий, дабы его предотвратить, предпринято не было. Более того, на прошлой неделе в Триполи находилась делегация конгресса США во главе с Джоном Маккейном, который встречался с Каддафи и который выступает за расширение американо-ливийских связей.



Ливия – огромный резервуар углеводородов, за который конкурируют крупнейшие компании мира, а также привлекательный рынок технологий, вооружений и инфраструктурных проектов. Бизнес, частный и государственный, толкает свои правительства к нормализации отношений с Каддафи, который чувствует себя уверенно, как никогда, считает автор.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика