Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Основные принципы и отличия исламской экономической системы

8000 лет назад, произошло знаменательное событие в истории Человечества – в Центральной Палестине был основан первый в мире город – Иерихон (ныне – г. Ариха, Израиль). Первое поселение было небольшим – всего лишь 5000 человек могли назвать себя «горожанами». Однако, это был самый настоящий город – со своей центральной властью, с культурными центрами, с дорогами и с экономикой.

Слово «экономика» происходит от греческого Οίκονομηκος (ойкономекос) – «хозяйствование». Как следует из названия, экономика – это наука о использовании имеющихся ресурсов (трудовых, интеллектуальных, природных и т.д.) с целью удовлетворения насущных потребностей общества.

С самых древних пор, человеческие умы ломали голову над решением экономических проблем. Распределение ресурсов, мотивация, система управления финансовыми потоками, характер труда – различные вопросы вставали перед человечеством, бросая вызов цивилизациям. Следствие этих испытаний стало появление нескольких экономических и социальных теорий, каждая из которых по-своему давала ответы на вопросы, поставленные самой Жизнью.

Более того: именно на почве экономики образовались первые идеологии – комплексы морально-социальных установок, которые регулировали отношения между людьми. Именно идеологии подхватили впоследствии знамя религии в деле воспитания и объединения нации перед лицом внешних вызовов.

Ислам, будучи всеобъемлющей религией (и идеологией), не остался в стороне от экономических проблем. Шариат, базирующийся на Достоверной Сунне и Коране, даёт обширную базу для обустройства общества. Сразу после смерти Пророка (с.а.в.с.) возникла Исламская Экономика – система хозяйствования, используемая в Праведном Халифате.

Но есть ли место Шариатской Экономике в современном мире? Каковы её основные отличия от имеющихся моделей хозяйствования? Есть ли у неё перспективы? Эта статья попробует ответить на поставленные выше вопросы.

Существующие экономические системы

Чтобы понять место исламских финансов в мире, следует рассмотреть другие системы и понять их главные недостатки.
Существует 3 крупных типа экономических систем, каждая из которых, в свою очередь, может быть разделена на несколько подгрупп:

1) Капиталистическая (рыночная) система:
a) Либертарианская модель («свободный рынок»);
b) Государственный капитализм.
2) Социалистическая система;
a) Социал-демократическая модель;
b) Марксистская модель (и различные её производные).
3) Корпоративная (фашистская) система:
a) Национал-синдикализм;
b) Интегрализм («правый» социализм).

Рассмотрим каждую систему подробнее, уделив достаточное внимание как её плюсам, так и минусам.

Капиталистическая или рыночная экономика

Цель системы: увеличение прибыли.

Источники экономики: частная собственность (как личная, так и на «средства производства»), рыночная конкуренция.

Рыночная модель хозяйствования предполагает свободную конкуренцию предприятия. Основываясь на правиле «спрос рождает предложение», капитализм ставит своей задачей постоянное увеличение прибыли участников экономического процесса за счёт предоставления различных товаров и услуг, удовлетворяющих имеющийся спрос. При этом, источники дохода и методы достижения роста особо никого не волнуют.
Частная собственность и залогово-кредитная система – два столпа экономической деятельности в капитализме. Они упоминаются ещё основоположником данной модели – Адамом Смитом в труде «Благосостояние народов». Кредитная система обеспечивает удовлетворение спроса на ключевой торговый товар – на деньги. Частная собственность, в свою очередь, даёт возможность инициативным людям – предпринимателям – создавать различные блага и распределять их среди членов общества.

Либертарианская модель (Россия и бывшие соц. страны в 90-е, развивающиеся государства Африки и Латинской Америки) предполагает, что «рынок сам себя регулирует». Невидимая рука конкурентной борьбы, по мнению либертарианцев, должна убрать всех неэффективных членов экономической системы и оставить самых сильных. При этом, государство практически не вмешивается в хозяйственную деятельность – рынок сделает всё сам. Тот факт, что эффективность и полезность – вещи не синонимичные, либертарианцев не волнует.

Государственный капитализм (современная Россия, США, Саудовская Аравия, Израиль, КНР сегодня) предполагает, что экономика должна регулироваться «сверху» в целях обеспечения более честной конкуренции и поддержании набирающих силу игроков. В рамках этой модели, проводятся антимонопольные акции, поддержку получают малые и наукоёмкие предприятия. Однако, в остальном, система капитализма в странах с госкапитализмом полностью соответствует идее рыночного хозяйствования.

Основными преимуществами рыночной экономики являются:

• Товарный профицит – множество товаров и услуг;
• Конкуренция и, как следствие – направленность экономики на клиента и потребителя;
• Децентрализация экономики, её гибкость.
Однако, недостатков у этой модели тоже немало:
• За редким исключением – плохая социальная защищённость обычных граждан;
• Экономика направлена на «рост», т.е. повышение номинальных (нередко – экстенсивных) показателей, а не на реальное улучшение качества и гармонизацию общества;
• Источник дохода и полезность бизнеса не имеют особого значения. Развитие тех участников экономической деятельности, которые эксплуатируют человеческие слабости, но не приносят реальной пользы (производство алкоголя, сигарет, порнографической продукции);
• Общество потребления является продуктом и логическим завершением капиталистической системы. Многие философы и учёные (к примеру, Э. Фромм, Ж. Бодрияр) небезосновательно говорили о дегуманизации Homo Sapiens`а в условиях потребительской среды и «конце человека». И действительно, поскольку цель экономики в данной модели – рост и получение прибыли, человеку отводится роль простого потребителя, вся жизнь которого сводится к зарабатыванию минимума зарплаты и траты её на поддержание собственного существования, а также на «потребление» (зачастую – товаров и услуг, которые навязаны человеку агрессивной рекламой и стереотипными установками).

Социалистическая экономика

Цель системы: в идеале – освобождение человека от эксплуатации и наступления общества всеобщего равенства и справедливости (т.н. коммунизм, в реальности утопичен и недостижим). На практике – сглаживание социальных противоречий и выравнивание вверх уровня жизни всех членов общества.

Источники экономики: государственное планирование хозяйственной деятельности, система кооперативов и коллективных хозяйств (колхозов, сельских кооперативов, киббуцов). Мощная социальная поддержка всех слоёв населения, развитая система профсоюзов.

Социалистическая система экономики довольно контрастна: основное различие между моделями заключается в признании/отрицании права частной собственности на средства производства. Во всех социалистических системах существует развитая система социальнонаправленного налогообложения и социальной защиты населения.

Социал-демократическая модель (страны Скандинавии, ФРГ, Израиль до 70-х годов, Югославия, Алжир, Ливия до 2011 года) характеризуется мощной социальной поддержкой вкупе с признанием частной собственности на средства производства (в т.ч. – на уровне крупного бизнеса). Однако, в отличии от системы государственного капитализма, социально-демократическая модель облагает бизнес большими налогами (к примеру, в Швеции предприятия суммарно платят 53% от всего дохода в качестве налогового бремени). Государство активно вмешивается в дела предпринимателей: с одной стороны, «тонущим» фирмам и новичкам оказывается колоссальная поддержка, с другой стороны – государство чётко следит за соблюдением трудового законодательства и созданием социально ориентированных условий работы.
Марксистская модель – левый социализм (РСФСР в 1918-1921, СССР в 1929-1935 и 1965-1986, страны Варшавского договора, Вьетнам, Сирия в 1970х-1990х) предполагает отсутствие частной собственности на средства производства и тотальное регулирование экономики государством при помощи системы Государственного Планирования. При этом, ведущую роль в хозяйствовании занимают не предприниматели, но бюрократия.

Отдельно стоит выделить модель т.н. «сталинскую» модель экономики (существовала в СССР в 1935-1965). Являясь марксистской моделью левого социализма, данная модель, в то же время, признавала существование частной собственности на средства производства на уровне малого и среднемалого бизнеса. Инициативные люди могли объединиться в трудовые артели (аналог нынешних ОАО) и хозяйственные кооперативы (ИП и ООО). К началу ВОВ, к примеру, трудовые артели выпускали до 60% всех детских игрушек и порядка 40% обуви. На базе подобных артелей существовали даже свои исследовательские лаборатории.

Основными преимуществами социалистической экономики являются:

• Высокая степень социальной защищённости;
• Возможность реализовывать самые амбициозные экономические планы – государство всё равно просубсидирует проект;
• Низкий разрыв между бедными и богатыми;
Основные минусы социалистической модели хозяйствования:
• Социализм социал-демократического толка способствует социальному паразитизму и иждивенчеству – всё равно государство выдаст большое пособие по безработице. А значит, можно не работать (или работать спустя рукава);
• Огромное перенапряжение экономики из-за колоссальных социальных трат;
• В «левом» социализме – тотальная бюрократизация всего и вся при низкой экономической самостоятельности отдельных субъектов, как следствие – высокий уровень коррупции и кумовства, «блат», дефицит товаров и услуг и неэффективность;
• Общая неповоротливость государственной финансовой системы – в случае более-менее серьёзных отклонений от «нормы» экономика социалистического типа трещит по швам (яркий пример – «перестройка» в СССР).

Корпоративная или фашистская система экономики

Помимо двух основных систем хозяйствования – капиталистической и социалистической – можно выделить и «экономику Третьего Пути» - экономику фашизма. Сам термин «фашизм» стараниями советских и западных идеологов превратился в универсальное пугало для общественности, в синоним зла и разрушения (как, кстати, и Ислам – просто почитайте современные западные СМИ). Однако, следует понимать, что гитлеровский Рейх был национал-социалистическим, а не фашистским государством с экономикой, являющейся «мягкой» формой госкапитализма.

Цель системы: обеспечение интересов нации в рамках государства. Защита принципа «классового сотрудничества» и построение единого общества с направляемым развитием.

Источники экономики: корпорации или синдикаты – частные предприятия, объединённые в единую структуру. В рамках структуры осуществляется конкуренция, однако, сами структуры сотрудничают между собой на благо интересов страны. Социальные обязательства, при этом, ложатся на столько на государство, сколько на предприятия. В то же время, профсоюзы отсутствуют или выполняют декоративную функцию.
Национал-синдикализм (Италия при Муссолини, Турция в 1923-1950, ЮАР в годы апартеида, фактически – современная Япония и Южная Корея) предполагает усиление роли производственных синдикатов. Вся экономика представляет собой объединение крупных монополий (ширкет в Турции, дзайбацу в Японии, чёболь в Корее), внутри которых существует конкуренция, но между которыми – сотрудничество. Основная часть социальных обязательств ложится на сами компании. Низкая текучка кадров, корпорация по сути – государство в государстве.

Интегрализм или «правый» социализм (салазаровская Португалия, «Новое Государство» в Бразилии, Аргентина при Пероне, франкистская Испания, фактически – современный Иран, Беларусь, Тайвань) характеризуется большим уклоном корпоративной экономики в социализм. Неравенство между экономическими субъектами признаётся естественным, однако, правительство даёт каждому возможности для развития и экономической мобильности. Социальные обязательства ложатся как на государство (материальные выплаты), так и на компании-синдикаты (инфраструктурные проекты).

Основные плюсы корпоративной экономики:

• Интенсивное, а не экстенсивное развитие (самый яркий пример – система кайдзен в Японии);
• Возможность реализации смелых структурных проектов экономическими субъектами;
• Справедливое распределение ресурсов и благ – по результату труда и усилиям (а не просто по «труду», который может быть и контрпродуктивным).
Основные минусы:
• Сильная бюрократизация, как следствие – неповоротливость и коррупция;
• Небольшие права у профсоюзов (если они вообще есть);
• Социальный дарвинизм в крайних формах (выживает тот, кто лучше работает).

Исламская модель хозяйствования

Ислам всегда уделял важное место экономике. Многие аяты и хадисы свидетельствуют о необходимости честного и упорного труда (к примеру, сура 28 аят 77: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».

Однако, Ислам – это религия гармонии. А значит, экономика по Шариату немыслима без нравственно-моральных регуляторов. Сунна и Коран выступают в роли извечного «арбитра» при решении экономических вопросов.

Уникальность исламской экономической модели состоит в 4 особенностях:
1) Полный запрет на ростовщический процент, создание банковской системы, которая основана на системе займов и совместного участия банка-партнёра и предприятия-заёмщика. Основание для этого мы можем найти в книге «Исламские финансы и экономика», выпущенной университетом аль-Азхар, где в качестве аргумента приводятся служит 161 аят суры «Женщины»: «Наказали Мы их также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания». Запрет вполне рационален – ведь именно процентная банковская система лежит в основе всех капиталистических кризисов (т.н. кризисов перепроизводства);
2) Запрет на ведение дел с активами/пассивами, которые ещё не были произведены, манипуляция только имеющимися товарами и услугами (что, практически, обозначает отказ от современной биржевой торговли). Основание для запрета мы можем найти в той же книге «Исламские финансы и экономика», где в качестве аргумента приводятся слова Всевышнего Аллаха «Поистине, не говори: я сделаю это завтра, но добавляй – я сделаю это завтра, если пожелает Всевышний», которые ясно указывают на то, что нельзя надеяться и полагаться на вещи, которые отсутствуют в данный момент;
3) Важность источника дохода и запрет на некоторые неполезные виды народного хозяйства, принцип «халяльности» экономики – вытекает из очевидных запретов Ислама на свинину, алкоголь, золотые украшения для мужчин, порнографию и проституцию и т.д.;
4) Не только налоговая, но и социальная ответственность субъектов экономической деятельности. Огромную роль играет благотворительность и участие в социальных проектах со стороны бизнеса, обязанностью является закят (для физических и юридических лиц, кроме фермерских хозяйств) и ушр (для фермерских хозяйств). Бизнес с точки зрения Ислама обязан вносить свой посильный вклад в различные социальные проекты на благо общества (образовательные, в сфере здравоохранения, инфраструктурного строительства). Основание для этого – 195-й аят суры «Корова»: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро», а также хадис из Сахиха аль-Бухари от Абу Мусы (р.а.): ««Верующие подобны единому строению, разные части которого укрепляют друг друга» и при этом сцепил свои руки так, что пальцы одной руки прошли между пальцами другой» (Достоверный хадис).
Важно отметить, что среди исламских экономистов всех направлений (и шиитов, и суннитов) распространена идея т.н. «таухидной» экономики или «экономики адаба». Впервые эта идея была предложена в Иране после Исламской революции в 1979. Суть идеи – распределение благ в пользу самых трудолюбивых (тех, результат труда которых наиболее ценен) и богобоязненных. Таким образом, таухидная экономика обращает внимание не только на труд и его результат, но и на благочестие и нравственные качества субъектов экономической деятельности.

Таким образом, Исламская экономическая модель отличается от всех вышеперечисленных хозяйственных систем:

• Важностью соответствия экономической деятельности стандарту «халяль»;
• Отсутствием традиционной биржевой торговли и банковского процента (который наличествовал даже в марксистском социализме);
• Подчинение экономики интересам общества и уммы в целом при сохранении классовой системы, классовое сотрудничество без приоритета интересов государства и нации интересам каждого отдельного человека;
• Торговля и манипулирование только имеющимся (или производящимися) активами, без торговли «мыльными» пузырями и «возможными» товарами;
• На основании аята 15 суры 65 («Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения») некоторые исламские экономисты делают вывод о существовании 3 видов собственности: частной, государственной и общенациональной. К последнему виду чаще всего относят природные и земельные ресурсы, которые принадлежат всему народу и могут быть использованы только в интересах общедоступного инфраструктурного строительства.
Работает ли Экономика Шариата?
Опыт ряда стран Исламского мира показывает, что экономика по Шариату не просто работает – она работает хорошо. Приведём несколько примеров:
• Экономика ОАЭ и Бахрейна, начиная с 1990-х годов, переходит преимущественно на исламскую основу. Результат не заставил себя ждать: обладая крупными, но не самыми большими запасами нефти, крайне засушливым климатом и практически нулевым инвестиционным потенциалом, эти две страны смогли направить доходы от продажи нефти на ряд структурных проектов. Как следствие – для граждан этих государств были созданы роскошные условия жизни, целые провинции (например, эмират Шарджа и Дубаи в ОАЭ) с пустынным климатом были превращены в садово-парковые зоны. Однако, к сожалению, в туристических зонах экономика работает по капиталистическим принципам, поэтому, говорить о полном переходе этих двух стран на шариатские финансы ещё рано;
• Малайзия, перейдя на исламскую экономику, смогла значительно поднять свои экономические показатели, превратившись во вторую (после Сингапура) страну Юго-Восточной Азии по уровню развития. Кризис в Азии 1997, кризис 2008 ударили по экономики федерации очень слабо – во многом, благодаря исламскому банкингу;
• Хотя Иран выше и был отнесён к государствам с фашистской экономикой, можно смело говорить о высокой степени исламизации государственных финансов Республики. Как следствие – Иран из бедной аграрно-добывающей страны за 30 лет, в условиях международной изоляции и серьёзных санкций смог стать одним из самых развитых государств региона, единственной страной «третьего мира», реализовавшей свою собственную успешную космическую программу. Нынешний Иран – самодостаточное государство с высокой степенью социальной поддержки населения, ведущий производитель ПО, автомобилей и вооружения в Исламском мире. Расходы на НИОКР и процент наукоёмких производств в экономике страны – один из самых высоких в регионе (выше только у Израиля).

Возникает вопрос: почему же такая замечательная экономическая модель не была реализована в других регионах с преобладанием мусульманского населения? Дело в том, что у исламской экономики есть всего один, но очень жирный минус — она напрямую зависит от качества людей, которые её строят. К сожалению, большинство современных мусульман очень пассивны даже в отношении исполнения своих основных религиозных обязанностей. Что уж говорить о попытках построения гармоничного мусульманского общества?

Как видим, вопреки всем ожиданиям, исламская экономика доказала свою жизнестойкость. И будем надеяться, что этот пример – пример успешной, справедливой и социально ответственной экономики – повлияет в скором времени и на финансы в нашей стране. Нам же, мусульманам, следует не только изучать вопросы исламских финансов, но и принимать активное участие в развитии шариатского хозяйствования в повседневной жизни. Нам следует предпочитать исламские банки немусульманским, делать исламские вклады, заключать сделки по исламским принципам и стремиться к принципу халяльности в труде и торговле.

To be continued…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (2) Версия для печати

Добавить комментарий

Umar2014
06 Октября 2015г.
Ответить

С какого бодуна Иерихон стал городом Израиля? Город Иерихон это город Ариха , Государство Палестина.

Лиза
06 Октября 2015г.
Ответить

С каких это пор Иерихон находится в Израиле? Это же палестинский город, расположен на Западной берегу.