Агония села

Люди устали от бездействия администрации

Люди устали от бездействия администрации

Теги:



0
19 Февраля 2010г. (05 Раби аль-авваль)

Как давно это было, когда средства массовой информации освещали успехи работников сельского хозяйства.

Село теперь забыто, да и рапортовать-то не о чем. В постперестроечный период областные и районные чиновники изредка наезжали в село. С помпой перерезали ленточки, агитировали на выборы или на пикник к живописным местам слияния рек Узы и Суры. Теперь и электорат не нужен: ”выборы” делают в кабинетах.

За что же власти не замечают село? То ли из-за своей коммерческой непривлекательности, то ли из-за деревенской назойливости.

А ведь до недавних пор деревня была кормилицей всей страны.

Нынешнее же бедственное положение можно продемонстрировать на примере более-менее благополучного села Усть-Уза Шемышейского района.

За более чем 1,5-тысячелетнюю историю село многократно сжигалось, разорялось как войсками Батыя, так и кубанскими погромами, расселением, раскулачиванием; разрушалась среда обитания, уничтожались луга, леса и пастбища; происходило затопление лесов, переселение части села и т.д.

Село, некогда с населением более 5,5 тыс. человек, ныне уменьшилось в 4 с лишним раза. Сельхозпроизводство зачахло, нет ни работы, ни средств, ни сельхозтехники – следовательно, нет и продукции. Да и земли, за которые наши отцы и деды жизни не жалели, деградировали, отощали.

А теперь путем разных манипуляций земли эти перешли в распоряжение районной администрации, которая готова отдать их за бесценок израильской фирме “ПАН–АГРО”. Рейдерство дошло и до сельхозугодий.

В настоящее время окрестные леса и овраги, околица, да и само село захламлены, загажены пластиковыми и бытовыми отходами. Если в городах мусор убирается, то в селах этого нет – все попадает в реку, из которой города снабжаются водой. А ведь мусора и отходов в селе не меньше, чем в городе.

В Усть-Узе имеется водопровод, но без воды. Да и когда она есть, то неизвестного качества. Недаром полсела хронически больны. Сейчас ни колодцев, ни родников не осталось.

В трудные послевоенные годы в селе была пожарная команда (теперь ее нет), работала больница (на просьбы ветеранов о выделении а/м в качестве «скорой помощи» областное начальство обещало рассмотреть вопрос о строительстве больницы – стационара, что конечно, давно забыто властями), все мосты были в исправном состоянии, множество колодцев и родников содержались в чистоте.

Во все времена в селе существовал базар с ярмарками на всю округу. Пародией на базары выглядит нынешняя торговля с заезжих машин и продажа конины в антисанитарных условиях.

Уличного освещения нет совсем – чем провинились старики–ветераны, чтобы ходить и спотыкаться во мгле? Улицы не асфальтированы, даже не сгрейдерованы. Подъезд к селу от трассы напоминает дорогу–экстрим. Вообще в селе нет никакой инфраструктуры, даже чтобы сфотографироваться, постричься, заправить машину, надо ехать по бездорожью в город. Какой тут агротуризм?!

Село, имевшее 11 мечетей, а следовательно и 11 начальных школ – мактабов, 2 медресе – соответствующих теперешнему колледжу, теперь имеет 1 школу на 2 села. Средняя школа, об успехах которой следует говорить отдельно, на грани закрытия.

Все эти вопросы периодически поднимаются имамом местной мечети Рушан–хазратом. Но ”глас вопиющего в пустыне” так и остался неуслышанным. Правда, благодаря его настойчивым призывам прошлым летом был организован субботник по благоустройству кладбища. Хотя содержание кладбища тоже обязанность администрации села.

Если скажу, что в селе нет администрации, то это будет неправдой. Если скажу, что администрация села не знает об этих недостатках – то мне никто не поверит. Люди устали от бездействия администрации. Люди не верят в добрые перемены. Уж сколько раз их обманывали предвыборными обещаниями? Молодежь уезжает, старики вымирают, село агонизирует. Село, выстоявшее 1,5 тыс. лет, не выдержит равнодушия и бездействия XXI века.

Нурулла Ихсанов, г.Пенза

Мечеть в селе Усть-Уза

Справка

Усть-Уза (Старая Усть-Уза, татар. Оз) – село Шемышейского р-на Пензенской обл.; в XIX в. явилось одним из основных мусульманских религиозно-образовательных центров обширного региона. Основано полковыми татарами из Темникова и Саранска во главе с Альмяшем Елаевым на земле, отказанной им в 1683 г.

На 20 человек им дали по 25 четвертей земли в поле, «а в дву по тому ж, за валом». Первопоселенцев в 1695-97 годах перевели в Азов, где они перешли на сторону Османского халифата, а на их место в Усть-Узу были переведены другие служилые татары. Новое население (250 чел.) в августе 1717 г. увели в плен кубанцы. Прибыла еще одна волна переселенцев, в 1780 г. здесь насчитывалось 212 дворов.

По другой версии, Усть-Уза была основана еще в домонгольскую эпоху, и в течении длительного времени татары проживали здесь совместно с мордвой. В подтверждение этой версии жители Усть-Узы показывают старое кладбище в некотором отдалении от села, которое соседствует со старым мордовским кладбищем. В 5 км от Усть-Узы расположен археологический памятник – селище 2-й половины II тыс. до н.э., на котором впоследствии жила древняя мордва.

Особенностям татарского языка в данном селе посвящена научная работа членкора РАН, выдающегося тюрколога Э. Р. Теншиева.

Максимальная численность населения фиксировалась в 1914 (5,4 тыс.) и 1926 гг. (5,2 тыс.), после подтопления Сурским водохр. в 1970-е гг. часть жителей переселилась в пригород Пензы Засечное. В настоящее время здесь проживает 1,4 тыс. человек.

С 1780 г. село входило в состав Петровского уезда Саратовской губернии.

В 1886 г. в Усть-Узе было 6 мечетей, при них 1 медресе, где учились только мальчики (девочки обучались по домам). Занятия проходили в течение 4 зимних месяцев, ежедневно, утром и вечером; домой ученики ходили только обедать, ночевали в школе. Здание медресе, построенное на деньги местного муллы, находилось возле его дома. Поступали в школу с 7-8 лет и учились в течение 5-7 лет.

В начале XX в. в Усть-Узе насчитывалось 11 мечетей и 2 медресе. Одним из них являлось отдельно расположенное 12-годичное 3-ступенчатое медресе; в нем преподавали местные имамы. Оно существовало на средства местных жителей. Другое медресе, размещавшееся в Аит-мечети, финансировалось владельцем кирпичного завода Каюмом Тутаевым (Каюм-мулла), который являлся также одним из его преподавателей.

Выходцы из села, а также выпускники его медресе сыграли значительную роль в образовании мусульман Пензенской, Саратовской областей, и ряда других регионов.

Дмитрий Макаров и Рауф Забиров
(Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика