Анатолий Пчелинцев: В России религиоведческую экспертизу проводят патологоанатомы

Адвокат Анатолий Пчелинцев

Адвокат Анатолий Пчелинцев

Теги:

0
25 Декабря 2008г.
Если пытаться привести законодательство о свободе совести в соответствие с Основным законом страны, если улучшать его – оно может стать еще хуже. К такому парадоксальному выводу пришли юристы Славянского правового центра. «Не буди лиха, пока лежит тихо», – резюмировал адвокат Владимир Ряховский позицию своего единомышленника и коллеги, главного редактора журнала «Религия и право», профессора РГГУ Анатолия Пчелинцева. Выступая 23 декабря на семинаре в Московском Центре Карнеги с докладом «Актуальные проблемы свободы совести в России» Пчелинцев отметил, что в претензий к закону о свободе совести много, – сообщает Благовест-Инфо. "Его четырежды рассматривали в Конституционном суде, но практика по нему устоялась, и я бы его сейчас не трогал», – сказал известный адвокат, который в свое время сам приложил немало усилий, чтобы подготовить коррективы законодательства о свободе совести.

На семинаре в Центре Карнеги Анатолий Пчелинцев привел многочисленные примеры из правоприменительной практики, свидетельствующие о том, что в законодательстве о свободе совести далеко не все благополучно. В первую очередь, он выделил проблему регламентации государственной религиоведческой экспертизы. Примеры свидетельствуют, что экспертные заключения относительно «экстремистского характера» той или иной религиозной литературы и по другим случаям часто делаются не только недостаточно квалифицированными религиоведами, но и вообще «случайными людьми», не имеющими отношения к предмету. Так, в практике самого Пчелинцева были случаи, когда религиоведческую экспертизу «просили» сделать учителей школ, священнослужителей РПЦ и даже… патологоанатомов, и тем «неудобно было отказать». Подобные «экспертизы» влекут за собой «попрание прав граждан, серьезно травмируют людей».



Одной из самых острых проблем известный адвокат считает религиозное образование. По словам юриста, в Конституции отсутствует указание на светский характер образования, что порождает многочисленные нарушения. Коснувшись введения «Основ православной культуры» (ОПК) в качестве обязательного предмета в ряде регионов России, он сказал: «Я не против даже Закона Божьего – чисто религиозного предмета в светской школе. Но исключительно на добровольной основе, с согласия родителей и детей, в свободное от основной программы время, по согласованию с местной администрацией». Однако сегодня многие из этих условий обходят, что чревато конфликтами, заметил выступавший. «Нецивилизованное» внедрение ОПК, построенное на внушении неприязни и даже ненависти к другим исповеданиям, приводит к дискредитации самой идеи, а также к тому, что «скинхеды свободно ходят по улицам». А.Пчелинцев считает оптимальным для муниципальной школы курс «История религий», вероучительным же предметам место -- в воскресных школах, подчеркнул адвокат.



Еще одна юридическая коллизия связана с присутствием религии в российской армии. Докладчик осудил введение «явочным порядком» института православных капелланов в Вооруженных Силах. Его возмущает дискриминация в этом отношении тех религиозных организаций, которые не принадлежат к Русской Православной Церкви. Однако законодательное запрещение создания религиозных организаций в армии он считает необоснованным: людям, которые зачастую рискуют жизнью, необходимо дать возможность исповедаться, причаститься и т.д.



В своем докладе А.Пчелинцев коснулся и других злободневных проблем: это и отсутствие механизмов реализации в РФ решений Европейского суда по правам человека, и несовершенство закона об альтернативной службе, и практика защиты чести и достоинства религиозных организаций, оклеветанных СМИ и т.д. В заключение адвокат сделал общий вывод: ситуация в сфере свободы совести в последнее время ухудшается, причем дискриминации подвергаются не столько новые религиозные движения (многие из них свернули свою деятельность в России), сколько «традиционные конфессии РФ, которые не принадлежат к большинству».



В полемику включился социолог Энвер Кисриев (Центр Кавказа РАН), который читает, что вопрос о свободе совести имеет исключительно политическую подоплеку. По его словам, «вектор изменений» в этой области неуклонно ведет к созданию «государственной идеологической системы на основе РПЦ». «Этого желает масса, народ – и политики вынуждены уступать», -сказал он, предупредив, что это – «путь к катастрофе». Свою реплику Э.Кисриев завершил угрожающим прогнозом: «Нас ждет жестокий общественный раскол и насилие над инакомыслящими».



Подводя итоги дискуссии, член экспертного света московского Центра Карнеги, политолог и религиовед Алексей Малашенко констатировал, что «ситуация печальна». По его словам, особую озабоченность вызывает «клерикализация, причем не только со стороны РПЦ»: эксперт имеет в виду «непонятные процессы» на Северном Кавказе, где господствующие позиции завоевывает «отнюдь не исламское возрождение, а мракобесие». Если религия займет место идеологии, будет «катастрофа» – «тут паровоз уже не остановишь», воспользовался он напоследок зловещим сравнением Энвера Кисриева.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий