Башкирский Страдивари дал новую жизнь кураю

На шугаюповском курае играют многие известные музыканты

На шугаюповском курае играют многие известные музыканты

Теги:




0
29 Августа 2011г. (29 Рамадан)
— Почему курай поет только про горы да про степь вольную? — спросил я Вакиля.— Почему не может спеть о море?



— Поет о том, что ему близко,— улыбнулся мастер.— Горы и степь — его стихия.



И мастер рассказал легенду о том, как жестокий хан наказал бедного джигита и сослал его в глухие горы. Загрустил опальный юноша, затосковал по любимой девушке. Однажды услышал поющий на ветру тростник, что растет высоко в горах. Это и был курай. Кстати, «курай» по-башкирски и есть «тростник». Ссыльный срезал его, поднес к губам — и полилась печальная, как тоска, песня...



— Теперь мне понятно, почему он всегда поет, будто жалуется,— сказал я.(Р. Саримов «Древнее легенды», журнал «Вокруг света», №9 (2492), Сентябрь 1981)



Сегодня день рождения самого известного в республике мастера по изготовлению башкирских национальных музыкальных инструментов — Вакиля Шугаюпова.



Он родился в деревне Алькино Салаватского района, родине национального героя Салавата Юлаева. После службы в армии Вакиль Шакирович поступает в Казанское художественное училище. С 1966 года — художник башкирского отделения Художественного фонда РСФСР.



В эти годы Вакиль Шугаюпов много работает, пишет пейзажи и натюрморты. Однажды он решил написать большое полотно на историческую тему. По его замыслу, центральным образом картины должен был стать седой старик-сэсэн с кураем в руках, сидящий у подножья горы и погруженный в глубокие раздумья. Задуманное полотно получило рабочее название «Горы отцов». Чтобы глубже раскрыть образ певца, Вакиль Шакирович принялся за поиски курая. И вот тут-то выяснилось, что этот музыкальный тростниковый инструмент в те годы стал большой редкостью, по разным причинам обеднели места его традиционного произрастания. Художник заинтересовался историей курая и с интересом открыл для себя новый неведомый доселе мир — мир фольклора и историю музыкальных инструментов. Он начал задумываться о принципиально новом материале для курая.



Ему было поручено сделать мозаичный портрет из дерева для делегации из ГДР. Он подготовил самые разные виды шпонов — липовые, березовые, дубовые, ясеневые, буковые. Но не хватало полутона. Желая добиться изменения оттенка цвета, он бросил шпон в ванну с горячей водой — и тот свернулся в трубку. Теперь он знал, как делать деревянный курай. Шугаюпов опробовал разные шпоны и остановился на буковом.



С того дня Вакиль Шакирович с головой ушел в новую работу. Он пытался доказать, что деревянный курай является не только полноценным заменителем тростникового, но и превосходит его по резонансным особенностям и музыкальным возможностям. Он изучил сотни книг, тщательно исследуя музыкальные инструменты разных стран и народов, выписывал по почте свирели и флейты со всех концов Советского Союза. И упорно искал свой, шугаюповский курай.



Когда несколько экспериментальных инструментов были наконец изготовлены, Вакиль Шакирович показал их известному кураисту Гате Сулейманову, который с недоверием повертел деревянные кураи, отобрал один из них и тут же принялся наигрывать мелодию. Гата Зульфакилович проверил все принесенные инструменты. Лицо и глаза почтенного аксакала светлели, глубокие морщины разглаживались. «Когда же, наконец, он закончил играть, подошел ко мне и взял за плечи: «Есть курай, сынок! Курай будет жить!..», вспоминает мастер.



Только через три года, летом 1974 года, Вакиль Шугаюпов получает, наконец, документальное подтверждение своего авторства на изобретение. Сам умелец продолжал упорно трудиться и совершенствовать свой деревянный курай, работая по 16 часов в сутки, забывая об отдыхе и еде.



Позже Вакиль Шакирович занялся возрождением древнего башкирского струнного инструмента – думбыры. И эта напряженная работа также увенчалась заслуженным успехом. В мае 1985 года специальная комиссия приняла и рекомендовала в массовое производство образцы думбыры, изготовленные Шугаюповым – сопрано, альт и бас.



Вакиль Шакирович не остановился на достигнутом. В 1995 году он представил публике свою реконструкцию кыл-кубыза – древнего национального смычного инструмента, секрет изготовления которого был утерян в глубине веков.



Сегодня Вакиль Шакирович Шугаюпов — общепризнанный и единственный настоящий мастер деревянного курая, хотя вслед за ним технологию его изготовления из шпона освоили многие. Но лишь один он имеет право ставить на курае личное клеймо со своей фамилией.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика