Белая луна над черным холмом

Ученик "Кара Тюбе"

Пока неповоротливая государственная машина скрипит ржавыми механизмами, молодые дагестанцы самостоятельно решают свои проблемы.

В Дагестане убеждаешься, что реклама может быть не только двигателем торговли, но и… веры. Вдоль шумных махачкалинских дорог стоит удивительная «наружка»: «Рамадан – лучшее время изменить свою жизнь!», «Рамадан – время Корана!» Огромные красочные баннеры даже затмили (пусть на время) рекламу чипсов, модной одежды и дорогих авто.

Супер-идол сегодняшнего дня – деньги – посторонился! Некоторые кафе в священный месяц днем закрывались. Причем без всякого «силового» ресурса. Вот Ибрагим Махтибеков, архитектор, тренер ушу, основатель школы хафизов, лично обошел в селе владельцев магазинов и предложил на время Рамадана не торговать спиртным. «Что самое интересное – все согласились!» – рассказывает Ибрагим. В Дагестане уже привыкли к тому, что магазины, торгующие спиртным, поджигают или обстреливают. Оружие Ибрагима – слово. К нему – прислушиваются.

Баннеры с напоминанием о посте установили в Махачкале, как говорится, без фанатизма: нарисовали эскиз и обратились к бизнесменам с предложением профинансировать установку 20 социальных плакатов на улицах города. «Предпринимателям это стало интересно. Никто им не предлагал потратить деньги таким оригинальным способом», – смеется Ибрагим. На месяц одинокая фигура под белой луной стала символом Махачкалы.

В Дагестане – колыбели ислама российских мусульман – сильны религиозные традиции, и неповоротливая государственная машина не поспевает отвечать на растущие религиозные запросы населения. Например, сегодня в республике имеется большая проблема. О ней часто говорит тележурналист Максим Шевченко – это строительство и оснащение школ в селах Северного Кавказа. Журналист, возможно, из деликатности, не упоминает о другой стороне проблемы: верующие порою сами не хотят отдавать своих детей в светские школы. А иных в республике – нет.

В светских школах, например, девушкам порою не разрешают носить платки. Здесь не учат языку Корана. Здесь в почете теория Дарвина, а моральный кодекс мусульман – Священная книга, не совсем.

Так что многие дети учатся дома, чаще всего – только чтению Корана и поверхностному арабскому языку. Это большая проблема, которая неизвестно как аукнется в будущем. Шейх Юсуф Кардави недавно выпустил на счет предвоенной ситуации на Северном Кавказе фетву, в которой говорится об ограниченности знаний как причине противостояния одной группы мусульман другой.

Знаете, эта проблема беспокоит не только московских журналистов. Однажды к Ибрагиму обратился дагестанский бизнесмен. Он подарил мусульманам большое поместье с виллой недалеко от Махачкалы, где в окружении озер пасутся лошади, где раскинулся молодой абрикосовый сад... «Фи сабилиллах» (На пути Аллаха – с арабского), – сказал бизнесмен.

Так в Дагестане открылась общеобразовательная школа для детей с обучением Корану и исламским наукам «Кара Тюбе». Пока рассчитанная только на начальный – четырехлетний курс. Эта школа – единственная в России, потому что в школе обучаются дети с 5 лет, у некоторых из них нет родителей. Дети из школы выйдут хафизами.

«Вначале мы думали открыть медресе, но нам нужны всесторонне образованные, думающие, самостоятельные мусульмане. Так мы решили открыть общеобразовательную школу для детей с изучением Корана и исламских наук», – рассказывает Ибрагим.

Директор школы – заслуженный учитель Российской федерации Зумрут Абакаровна Махтибекова, мама Ибрагима. «Много детей в Дагестане просто лишены права на образование. Одни сразу после начальной школы уходят помогать родителям – зарабатывать на хлеб, родители других считают, что школа портит. Нет, они не против светских знаний. Но вопрос в подаче материла», – сетует Зумрут Абакаровна.

Директор декларирует индивидуальный подход к детям, межнациональное согласие и всеобщую грамотность населения. «Некоторые дети из горных сел не знали русского языка вообще, а у нас через месяц начали говорить. Нации объединяются, стираются языковые грани», – приводит пример Зумрут Абакаровна.

«Когда мы на собрании подняли вопрос о том, нужно ли преподавать светские предметы, ни один родитель не выступил против», – говорит бывший преподаватель махачкалинского вуза, а сейчас учитель логики и этики для детей Ума Абакаровна Далгатова.

Школа «Кара Тюбе» уже обрела популярность в Дагестане. Когда здесь накануне учебного года образовались три вакантных ученических места, на них появилось сразу сто претендентов. В школе помимо знаний дети обучаются езде на лошадях, стрельбе из лука, плаванию, ушу. Чтению Корана учит приглашенный из Таджикистана хафиз.

В школе пока только 30 учеников. Но у Ибрагима и его команды большие планы – открыть здесь среднюю общеобразовательную школу.

«Наша цель, чтобы у детей было будущее. Они не должны быть заложниками ни лености чиновников и их неспособности отвечать вызовам времени, ни малообразованных родителей», – говорит Ибрагим.

Когда Пророк поднимался на гору, он говорил «Аллах велик». Несомненно, путь к вершинам знаний должен стать обязанностью каждого мусульманина, ибо это путь к Всевышнему. Вот почему так бесценен опыт «Кара Тюбе» (в переводе – черная вершина), школы, которая обучает добру и милосердию, которая призвана разминировать сознание, соединить людей.

Можно открывать кавказские телеканалы, закрывать «неправильные» мечети. Но нельзя забывать, что самый короткий путь к свету – знания.

Автор: Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика