Библия и Коран о предназначении человека

Священные книги мусульман и христиан

Священные книги мусульман и христиан

Теги:




6
11 Декабря 2013г. (07 Сафар)
Библейское учение об образе и подобии Божьем определяет представления христиан о предназначении человека. В книге «Бытие» читаем: «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» /Бытие, Гл. 1, ст. 27-28/.



Сотворив человека как вершину всего мироздания. Бог дал ему власть господствовать на земле. Подобно Богу, человек может управлять своей волей и изменять окружающий мир. Родство человека с Богом, их взаимоотношения – это лишь одна ипостась человека.



Вторая сущностная черта, позволяющая ему господствовать на земле, связана с его телесной природой. Созданный из праха земного, по телу он есть один из организмов, живущих на земле. Подобно всему земному, человек питается, растет, рождает и умирает телесно. Принадлежность земле как бы материализует, проявляет поступки человека, создает человеческую историю в ее материальных аспектах. Вместе с тем проявление в человеке Духа Святого дополняет материальные аспекты бытия духовными, наделяет его разумом и свободной волей для исполнения своего назначения на земле.



В Коране осознание человеком смысла жизни и своего предназначения происходит по воле Аллаха, который через своего посланника Джибрила /христиане называют его архангелом Гавриилом/ «низвел Коран... как наставление и благостную весть» /2:97/. Джибрил называет Адама наместником Господа на земле /2:30-31/ и призывает мусульман не нарушать, как это делают неверные, скрепленный с Богом ветхозаветный Договор, преклониться «Владыке, кто создал вас, и тех, кто был до Вас, Чтоб праведность могли вы обрести» /2:27,21/. Во второй суре так описано поведение праведников: «Мы верим в Господа и откровение Его, Что было нам ниспослано и Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Иакубу, И всем 12 израилевым коленам; И то, что Мусе Бог послал, И то, что даровал Он Исе, И что другим пророкам снизошло – Меж ними мы не делаем различий. И лишь единому Ему мы предаемся» /2:136/.



Таким образом, Коран признает библейские заветы и пророков /Авраама, Измаила, Исаака, Иакова, который получает имя Израиль и от него рождаются 12 сыновей, положивших начало 12 израилевым коленам, а также Моисея и Иисуса/, призывая мусульман следовать путем праведников. Требования соблюдать нравственный закон содержатся и в Библии и в Коране.



В Библии заповеди даются Моисею как учителю и связаны с чрезвычайным явлением в человеческой истории, когда, по мнению христиан. Господь открыл себя в непосредственном общении с людьми, а затем проповедуются Иисусом Христом как Сыном Бога и мессией. В Коране заповеди приходят непосредственно от Бога к Мухаммаду и через него – ко всем верующим. Нравственный закон состоит как бы из двух частей.



Первая – и в Библии и в Коране – заповеди в отношении человека к Богу, требующие любви, преклонения и безграничной веры в Создателя. «Я Господь... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим... Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои... Возлюби Господа бога твоего...», – говорится в Библии /Исход. Гл. 20, ст. 2-6; Мтф. Гл. 22, ст. 37/. Коран ничуть не менее категоричен в этом вопросе: «О люди! Поклоняйтесь вашему Владыке, Кто создал вас и тех, кто был до вас, Чтоб праведность могли вы обрести... Вы в равные Ему Других божеств не измышляйте... И вспомните: Сынам Исраиля поставили в Завет Мы: Не поклоняться никому, помимо Бога...» /2:21-22, 83/.



Вторая часть – и в Библии и в Коране – заповеди в отношениях между людьми. Христианский нравственный закон отношения к ближнему включает шесть ветхозаветных заповедей и (христиане признают все 10 – « Декалог»- с коррекцией субботы на воскресенье и со своеобразным токованием второй заповеди о «кумире» во избежание кривотолков лучше написать : Христианский нравственный закон отношения к ближнему включает все главные ветхозаветные заповеди): «Я есмь Твой Господь Бог, да не будет у тебя иных богов, не сотвори себе кумира, почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... Не убивай, Не прелюбодействуй, Не кради, Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, Не желай... ничего, что у ближнего твоего» /Исход. Гл. 20, ст. 12-17/, – смысл которых состоит в воспитательном значении, обеспечении благополучного общественного бытия и здоровья как отдельного человека, так и общества в целом; этот смысл Иисус кратко выразил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» /Мф. Гл. 22, ст. 37-40/.



Основанием такой любви является то, что все люди богоподобны (лучше включить-это режет ухо мусульманам, тем более, что в нагорной проповеди таких слов нет . В нижеприведенной оттуда цитате «будьте совершенны , Как Отец Небесный» сравнение «как» можно толковать по-разному , тем более, что Иисус говорил на арамейском, а не на греческом, и оригинала нет . «Как» может быть указанием на необходимость на подражание, но без цели сравняться! Т.е. иметь сыфат, который имеет Аллах, например, милость, и стремится быть милостивым в подражании Творцу, но без гордыни стать равным Творцу в этом качестве) / Нагорная проповедь-гл.5, ст.3-11/



И проявляется любовь к людям в трех различных поведенческих императивах.



Первый императив – любить всех людей без различий, отказаться от мести и не отвечать злом на зло: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?.. И так будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» /Мтф. Гл. 5, ст. 38-48/.



Второй императив – иметь добрые помыслы и добрую речь: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека: но то, что выходит из уст, оскверняет человека... Все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека; Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: Это оскверняет человека» /Мтф. Гл. 15, ст. 11-20/. Третий императив – иметь доброе поведение, что проявляется в соблюдении ветхозаветных заповедей, в оказании помощи другим людям, в творении милостыни /Мтф. Гл. 19, ст. 18- 24; Лк. Гл. 16, ст. 9-10/.



Нравственный закон Корана весьма близок христианскому. Коран призывает: «Усердствуйте на промысле Аллаха Усердием, что надлежит /величию/ Его, – Он вас избрал... /В конце пути земного./ Восторжествуют те, кто верит, Кто с кротостью /колени преклонил/ в молитвах. И избегает пустословья. Кто правит очистительную подать, И от желаний плотских воздержаться /может/... Кто соблюдает обязательства свои и договоры, Часы молитвы тщательно блюдет, – Они, поистине, наследниками станут. И Рай в наследие получат, В котором им навечно пребывать». /22:78: 23: 1-11/. И Коран, и Библия утверждают, что Бог воздаст каждому, кто добровольно, по свободе, дарованной ему Господом, предпочитает злу добро, творит милостыню, не прелюбодействует, соблюдает договоры. Бог всеведущ, и на этом ведении направляет человека или оставляет в заблуждении. До последней минуты его земной жизни человек призывается Богом к покаянию, доброделанию и спасению. Дар спасения противостоит греху и олицетворяет любовь Бога к людям.



Отличие нравственных позиций христиан и мусульман состоит в том, что идеал христианского совершенства практически не может быть достигнут, так он чрезмерно высок – быть совершенным как Отец Небесный /Мтф. Гл. 5, ст. 48/. Христиане понимают эту недостижимость в том смысле, что в работе человека над собой, над своей духовностью не может быть конца, но есть постоянное, последовательное, и кропотливое делание на пути нравственного самоусовершенствования.



Это не правильно, как раз они-то и считают возможным достичь его и обвиняют мусульман в неспособности достичь. А разницу с другими религиями они устанавливают в странном учении об «обожении» (греч. «теосис») Человек становится «богом по благодати» через соединение с Христом-Богом, пребывая в Боге через соединённую с Богом природу Иисуса Христа. Как это перевести на понятный всем язык, христиане не говорят, отвечая, что это тайна, постичь которую можно только опытным путём – приняв крещение, участвуя в таинствах церкви, в причащении плотью и т.п.



В то время как достоинства личности мусульманина определяются искренностью и точностью соблюдения им предписаний Корана. Вместе с тем и Библия, Коран предоставляют каждому верующему свободу выбора поведения: он может взойти на вершину справедливости, но он способен также погрузиться в бездну греха и зла. В Послании к римлянам апостол Павел говорит о виновности людей перед Богом, ибо никто не может оправдаться тем, что не знал, как поступать в этой жизни, потому что Библия, и Коран утверждают ответственность людей за нарушение нравственного закона, потому что неповиновение закону влечёт обязательное будущее возмездие. Именно этим обе мировые религии постулируют абсолютные нормы морали, не подверженные изменениям вследствие политических и культурных перемен в обществе.



Как Библия, так и Коран, говорят о том, что искренность и постоянство духовных исканий человека, его устремленность к добру и свету преображают человеческую личность, обновляют ум, чувства и волю, способствуя обновлению и очищению окружающего его мира. Во всем мире и во всей природе нет более могущественной и светлой миссии, чем миссия быть человеком.

Автор: Валентин Пруссаков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Андрей Рязанов 12 Декабря 2013г.
Ответить

Говоря о предназначении человека, автор упоминает «владычество», но забывает цель этого владычества: возделывать землю и хранить Сад, насаженный Богом. «Странное учение об »обожении«, которое православные не сумели объяснить автору на понятном тому языке, означает восстановление человека в »образе и подобии« Божьем.

impuls 11 Декабря 2013г.
Ответить

Сура 41: Разъяснены - Аят: 34 Добро и зло не могут быть равны; Так оттолкни же зло добром, И тот, кто ненависть к тебе питает, В родного друга обратится.

Андрей Рязанов 12 Декабря 2013г.
Ответить

Говоря о предназначении человека, автор упоминает «владычество», но забывает цель этого владычества: возделывать землю и хранить Сад, насаженный Богом. «Странное учение об »обожении«, которое православные не сумели объяснить автору на понятном тому языке, означает восстановление человека в »образе и подобии« Божьем.

impuls 11 Декабря 2013г.
Ответить

Сура 41: Разъяснены - Аят: 34 Добро и зло не могут быть равны; Так оттолкни же зло добром, И тот, кто ненависть к тебе питает, В родного друга обратится.

Яндекс.Метрика