Что имел в виду Путин, говоря о хиджабе?

Президент Путин

Президент России Владимир Путин на пресс-конференции высказался по поводу традиционной одежды.

"В нашей культуре – а когда я говорю о нашей культуре, я имею в виду традиционный ислам – никаких хиджабов-то нет.

Я присутствовал однажды на одном крупном исламском мероприятии – Исламская конференция международная, и мы являемся наблюдателями в этой организации, по моей инициативе, кстати сказать... Это большое собрание практически всех авторитетных людей исламского мира. Один из признанных авторитетов ислама в публичном выступлении неожиданно для меня вдруг сказал: "что мы делаем? Мы запрещаем нашим девочкам и женщинам учиться. Мы одеваем их в паранджу. Мы сами создаем условия для того, чтобы мы отставали в своем развитии. Это ошибка, так нельзя делать". Он же искренне говорил и публично. Значит, в самом исламском мире авторитеты ислама говорят, что этого не надо делать, а мы у себя будем внедрять чуждые нам традиции? Зачем? И конечно, мы все на это должны обращать внимание и прямо об этом говорить. И опираться в данном случае, конечно, на представителей традиционного ислама" – отметил президент.

Анализируя слова главы государства, необходимо отметить, что Путин первый раз сказал о хиджабе (употребив это арабское слово), а затем произнес хорошо знакомое всем россиянам (еще по фильму "Белое солнце пустыни") слово "паранджа". По сути он перевел слово "хиджаб" как "паранджа".

Это пояснение президент сделал в подтверждение своего тезиса о том, что в традиционном исламе – никаких хиджабов-то нет. При этом он подчеркнул, что подобное утверждение слышал от одного из авторитетных мусульманских людей на заседании Организации Исламская конференция (ныне – Организация Исламского Сотрудничества), где Россия получила статус наблюдателя.

Исходя из слов президента, можно сделать следующие предположения:

1. Допустим, Путин говорил о хиджабе (т.е. обычном головном платке, скрывающем волосы и шею женщины). В этом случае утверждение, что в традиционном исламе отсутствует требование ношения хиджаба, выглядит крайне сомнительным, если не сказать бессмысленным. Необходимость хиджаба очевидна не только для "авторитета ислама", но и для простого мусульманина, так как на это имеется прямое указание в Коране: «О Пророк! Скажи женам своим, и дочерям своим, и женщинам верующих, чтобы они плотно опускали нa себя свои верхние покрывала. Так лучше, дабы могли они быть отличены… И не подвергались оскорблению» (33:59).

«Скажи верующим женщинам... пусть они не выставляют напоказ своих прекрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди…(24:31).

2. Путину, возможно, не правильно перевели слово хиджаб, под которыми понимается обычный головной платок, скрывающий волосы и шею женщины. В пользу этой версии свидетельствует его ссылка на одного из исламских авторитетов, который призвал и разрешить девочкам посещать школы, и отказаться от "паранджи". Кстати, в пользу паранджи говорит увязка этого вопроса с возможностью посещения девочками школы. Проблема "паранджи" остро стоит в Афганистане, так же как и проблема обучения девочек в школах. Возможно, "исламский авторитет", на которого сослался российский президент, был именно из этой страны. В мусульманском сообществе России напротив никогда не было традиции закрытия лица женщинами. Кроме того, Путин призвал опираться в данном вопросе на представителей традиционного ислама, которые никогда не призывали отказаться от хиджаба. Свое мнение по этой проблеме изложили и российские муфтии.

Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов ранее заявил, что право носить хиджаб дано человеку конституцией, и человек может его реализовывать. "У человека есть право, определенное конституцией РФ, исповедовать религию? Так ведь? И те, кто препятствуют ношению хиджаба, противоречат конституции РФ", – сказал он.

Муфтий ЦДУМ Мордовии, председатель Исполкома РАИС Фагим Шафиев также считает, что "головной убор является обязательным требованием религии, а не просто традицией или какой-то прихотью родителей". "Светскость нам всем понятна, но надо глубже смотреть на проблему в масштабе всей страны. Есть очень много школ, университетов, где ректоры подходят с уважением, проявляют терпимость к религиозным элементам и чувствам людей. И мы очень благодарны министру образования РФ за высказанную им позицию, соответствующую позиции руководства страны, ратующего за то, чтобы каждому гражданину в России было комфортно, чтобы ничьи права не ущемлялись ни на каком уровне", – отмечал он в беседе с IN.

В истории с башкирскими студентками, отстоявшими право на ношение хиджаба, заместитель председателя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте РБ Азат Фаттахов также ссылался на Основной закон. По его словам, права девушек закреплены российским и международным законодательством (Конституцией РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» и Пактом «О гражданских и политических правах»), в котором предполагается право на вероисповедание.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика