Настойчивые предложения мусульманского духовенства и политиков создать некий экспертный совет по книгам обрели реальные очертания. Представители госорганов
заговорили о скором появлении при Министерстве юстиции соответствующего экспертного совета. Все это похоже на смену тактики в отношении исламской (и не только) литературы, которая уже не ежегодно, а ежемесячно пополняет
«экстремистский» список Минюста. О новой линии партии можно только догадываться, но как показывает немаленькая история книгопроизводства, запретить
читать книги нельзя. Это все равно, что запретить думать. Но тем интереснее поведение в нынешней ситуации официального духовенства.
Клерикалы, в ответ на повальные запреты исламских книг, не нашли ничего лучшего, как заговорить о создании некоего общего органа, который бы
компетентно решал казнить либо миловать книги. То, что мусульмане вообще предполагают саму возможность запрета тех или иных книг, говорит о том, что духовные управления не прочь надеть мантию
бугурусланского судьи. А это уже означает то, что в будущем книги будут не запрещать к продаже и распространению – как сейчас, а просто рекомендуют вообще не издавать. На смену бугурусланским и пензенским судьям, росчерком пера запретившим «Личность мусульманина» Аль-Хашими и «Завещание» аятоллы Хамейни, придут клерикалы – расчетливые, со своими интересами, иногда крайне далекими от простых мусульман. Расчетливые, – в отличие от малокомпетентных или конъюнктурных районных судей. В регионах уже гуляют самопальные списки «экстремистской» литературы, составленные духовными управлениями мусульман. И уже сейчас эти списки гораздо объемнее версии экстремистских материалов Минюста.
В распоряжении IslamNews оказался такой перечень одобренных и не одобренных Духовным управлением мусульман Дагестана (ДУМД) книг. В редакцию он попал от жителя Махачкалы, где недавно
прошли погромы книжных лавок.
И без детального изучения двух этих списков понятно, что дагестанские муллы лоббируют литературу «свою» и запрещают как «ваххабистские» труды всемирно известных ученых. В разрешенном (здесь даже не указано, разрешено – к прочтению или к реализации) – сплошь ничего не говорящие широкой публике имена дагестанских авторов. В неодобренный же экспертным советом ДУМД перечень попали многие книги Эльмира Кулиева – признанного экспертами лучшим переводчиком смыслов Корана на русский язык, такие образцы научной мусульманской мысли, как «Булуг Аль-Марам» Ибн Хаджара Аль-Аскалани и «Будущее принадлежит Исламу» Сейида Кутба, и даже «Учебник арабского языка». Всего в запретном списке 74 книги, как правило, издательств Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Дагестанские муллы играют, как видим, не только на духовно-религиозной площадке, но и уничтожают конкурентов по бизнесу.
Все это чревато гражданской потасовкой, зачатки которой мы видели во время погромов книжных магазинов в столице Дагестана. И вот уже далекие от религии правозащитники замечают, что в стране развернулась борьба с «нетрадиционным» исламом, которая порою проходит под знаменами официального духовенства. Одна беда (для клерикалов, разумеется). Запретить думать при этом опять невозможно. Да и процесс книгоиздания, книгопечатания, книгочтения в стране идет решительными, как выразились бы во времена пятилеток, темпами. В конце концов, книги, занесенные Минюстом в «черный» список, можно скачать из Сети.
Но малограмотные клерикалы составляют и составляют
свои "черные" списки...
Войти с помощью: