В Праге проходит выставка работ художника из Дагестана Акая Акаева, который живет и творит в Чехии уже более 12 лет, но родина по-прежнему вдохновляет его.
Каждый художник несет в своем творчестве частичку своего я. Внутренний мир мастера посредством кистей и красок доходит до зрителя. Здесь нет границ и национальностей, языку искусства не нужны словари и переводчики.
Основа выставки «Прекрасные потери», открывшейся в галерее A&A в Праге, посвящена матери художника. Рисуя, Акай Акаев вспоминал, как мама тяжело болела и уходила из жизни. Образ матери – это не реальное воплощение на холсте, а, скорее, трансцендентность мысли автора, его восприятие бытия: это и собирательный образ женщины, и человека в целом. Это, скорее, живая сущность, соединяющая в себе оба начала – мужское и женское.
По словам самого художника, невозможно собрать всех дорогих сердцу людей как фарфоровые чашки на полке. «Только память дает нам возможность соединить прошлое, настоящее и будущее воедино. Жизнь нам дарует мать, и человек связан с ней в течение всего пребывания на Земле, как бы отдавая свой моральный долг. Отрываясь от матери, человек начинает свой путь, открывая эпоху собственного существования. Как песочные часы, отсчитывая время, наполняются песком, так и мы наполняем свою чашу жизни смыслом», говорит художник.
Творчество Акая Акаева антропоцентрично. Его работы, авангардные по средствам выражения, обращены к эпохе Возрождения по содержанию, когда человек является центром мироздания, а остальной мир познается сквозь призму человеческого бытия. Человек в мире художника предстает всегда в двух ипостасях, а что это – мужское и женское начало, собственное отражение в зеркале или близнецы, а может, и второе я – остается решить зрителю. Гуманистическое мировоззрение художника, провозгласившего в качестве высшей ценности человека его достоинство, свободу и права, реализуется и в жизни Акаева, покинувшего родные края из-за войны и нестабильности. Европа для него не просто место жительства, это большой эксперимент строительства нового Вавилона, общежития и взаимопонимания между людьми. «И еще, – добавляет художник, – Европа – это женщина». И она отвечает ему взаимной любовью: искусство мастера, его философию принимают и ценят в Европе.
По словам художника, рисование – это не просто умение или призвание, а его жизнь с самого детства. Акай Акаев родился в Буйнакске в 1967 году. После школы поступил в Дагестанское художественное училище им. М.-А. Джемала. А после окончания в течение 10 лет работал тренером в республиканской общеобразовательной школе-интернате боевых искусств «Пять сторон света», расположенной в селе Халимбекаул Буйнакского района. В Праге Акаю Акаеву тоже пригодился этот жизненный опыт, потому что путь к славе тернист, и художникам часто приходится зарабатывать на жизнь каким-то другим ремеслом. Но наш герой все-таки не оставлял любимого дела, и признание пришло в назначенный срок.
Сейчас Акай Акаев работает над новыми картинами, объединенными в цикл «Жизнь против течения» («Život proti směru»), в котором несет нам свое восприятие жизни как противостояние своего Я и окружающего мира. Вероятно, «дуэль», «биполярность», «двойственность» и «внутренний диалог» не случайны в творчестве художника, ведь даже имя его повторяется дважды, словно эхо в горах, – Акай Акаев...
Выставка «Прекрасные потери» будет в течение месяца открыта в Праге, а потом переедет в Мюнхен (Германия).
ИА Caucasus Times
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: