Ислам как основная проблема для Запада

Почти невозможно отыскать ныне европейское государство, коренное население которого не вымирало бы, — и почти невозможно найти исламскую страну, население которой не возрастало бы

Почти невозможно отыскать ныне европейское государство, коренное население которого не вымирало бы, — и почти невозможно найти исламскую страну, население которой не возрастало бы

Теги:



0
10 Октября 2008г. (09 Шавваль)
В своей книге "Будущий диалог цивилизаций: между Исламом и Западом" один из харизматических лидеров в новейшей истории Турции Наджметдин Эрбакан приводит несколько откровенных высказываний ведущих политических деятелей и специалистов, раскрывающих действительное отношение высшего западного истеблишмента к Исламу.

СОТВОРЁННЫЕ ВЕРОЙ



"Бывший генеральный секретарь НАТО Джон Калфен после падения Берлинской стены заявил: "Холодную войну” между Востоком и Западом мы выиграли. Но есть старое противостояние между нами и Исламом, которое рано или поздно возобновится, и мы не знаем, кто выиграет это сражение".



М.Тэтчер, в то время премьер-министр Великобритании, оправдывая необходимость сохранения НАТО, сказала: "Западной цивилизации угрожает опасность еще большая, чем коммунизм, и это Ислам".



Майкл Сала из Американского университета в Вашингтоне предполагает, что отношения между западной внешней политикой и Исламом будут враждебными: "И неверно говорят о существовании Ислама экстремистского и другого Ислама, умеренного. Вся разница лишь в тактике, и не более того". И это только некоторые высказывания, которые приводит в своей книге Н.Эрбакан.



С.Хантингтон в своей широко известной книге "Столкновение цивилизаций" сделал весьма примечательную оговорку: "Основная проблема Запада – вовсе не исламский фундаментализм. Это – ислам, иная цивилизация…" По его мнению, именно Ислам является тем, что особо беспокоит Запад в стратегическом плане. "Внимательный и терпеливый взгляд на события, происходящие на мировой арене, ясно показывает, что Запад настроен против мусульман".



Р.Пайпс, в свою очередь, особо подчеркивает острые "конфликты между Исламом и современностью в экономических вопросах".



Ф.Фукуяма утверждает: "…базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общность радикальных исламистов и мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности". Как известно, глубина и масштабы такой религиозной самоидентификации – отличительная особенность Исламского мира.



Надо сразу оговориться, что понятие "западная цивилизация" не идентично понятию "христианство". Ядром западной цивилизации является система экономических ценностей, и в этом ее исключительная уникальность во всемирной истории. Ни в какой другой цивилизационной модели экономика, материальное производство не занимали такого господствующего положения по отношению к другим сферам жизни. А массовое товарное производство, по определению, не может иметь каких-либо религиозных или культурно-духовных ограничений. Поэтому по своей сути западное общество является секуляристским.



Каковы основные причины жесткого предубеждения высшего западного истеблишмента по отношению к Исламскому миру?



Во-первых, господствующая ныне глобальная экономическая модель возникла в условиях дешевых нефти, угля, газа. А между тем, уже в последней четверти ХХ века мир вступил в период энергетического дефицита с постоянно растущими ценами на углеводородные ресурсы. Развитые страны Запада производят свыше 80 процентов мирового валового продукта. Но зависимость этих стран от поставок нефти из Исламского мира, где сосредоточены 70% мировых нефтяных запасов, 49% – природного газа, 21% – урана и другие стратегические ресурсы, последние тридцать лет неуклонно возрастает.



Тот, кто в ближайшие пять-десять лет добьется решающего преимущества для гарантированного доступа к сокращающимся энергетическим ресурсам, получит главные козыри для формирования геополитического и геоэкономического ландшафта ХХI века. Поэтому Запад, безусловно, будет стремиться, так или иначе, к установлению стратегического контроля над ресурсами Исламского мира.



Во-вторых, это проблема воспроизводства рабочей силы. В 2000 году в Европе проживали 494 миллионов человек в возрасте от 15 до 65 лет. К 2050 году их численность сократится до 365 миллионов. За 50 лет соотношение работающих и пенсионеров изменится с пропорции 5:1 до 2:1. Стремительное старение населения уже сейчас приводит ко все большей социальной нагрузке, а через двадцать-тридцать лет может привести к катастрофическим последствиям для всей европейской экономики.



Чтобы не допустить резкого падения существующего жизненного уровня, государства Европейского сообщества должны резко увеличить приток иммигрантов. Иммиграция рабочей силы в основные европейские страны – это не альтруизм или добрая воля со стороны европейских элит, а жесткая эгоистическая мера Запада.



В-третьих, западный истеблишмент оказался неспособен провести эффективную секуляризацию мусульманского социума, интегрировать Исламский мир в западную цивилизацию. Более того, растущие мусульманские сообщества в Европе и США не растворяются в общем потоке западного стиля жизни, а эффективно сохраняют свои религиозные ценности и традиции.



В-четвертых, в условиях постепенно углубляющегося глобального системного кризиса особую тревогу у западного истеблишмента вызывает мобилизационный потенциал Ислама. Тотальная бюрократизация партийных систем, фактическое исчезновение массового профсоюзного движения, широкомасштабная дифференциация альтернативных и субкультурных стилей жизни (включая зеленое движение) фактически привели к тому, что действительный мобилизационный потенциал западного сообщества стремительно сокращается.



Нечто противоположное устойчиво происходит в Исламском мире. Здесь увеличивается число и качество пассионарных и субпассионарных личностей, групп и страт, способных инициировать и возглавить массовые социально-политические процессы.



Свидетельством эффективности мобилизационного потенциала является и тот факт, что в критические моменты мусульманские движения и организации оказываются способны вывести на улицы в различных частях Исламского мира сотни тысяч и миллионов своих сторонников. Соответствующая реакция на так называемые "карикатурные скандалы" 2005-2007 годов – яркое тому подтверждение.



Против американского оккупационного корпуса в Ираке сражаются не только иракцы, но и мусульмане – представители более десятка исламских стран, а также новообращенные мусульмане из Западной Европы. В Афганистане против вооруженных сил стран НАТО воюют не только талибы, но и моджахеды из различных уголков Исламского мира.



И полумифическая "Аль-Каида" во всех этих примерах играет третьестепенную роль. Нелепо же думать, что эта организация, созданная при поддержке США, ответственна за мобилизационную готовность во всем исламском мире!



В-пятых, в рамках развивающегося системного кризиса западного социума резко обострилась проблема смысла жизни. Но в мусульманской умме проблема смысла жизни никогда не превращалась в личностную и общественную трагедию. Даже в случае социальной деградации и социального распада того или иного мусульманского общества Ислам обеспечивал сохранение и воспроизводство системы ценностных критериев, не допускавших разрушительного кризиса личности. В этом особая привлекательная сторона исламского мироощущения в нынешних условиях глобального системного кризиса. И во многом именно этот момент объясняет то, что в Европе растет число коренных европейцев, принимающих Ислам. Более того, среди десятков и сотен тысяч новообращенных мусульман в западных странах большинство составляют представители высокообразованных, интеллектуальных и элитарных страт.



Еще в 60-е годы прошлого столетия в элитарных западных изданиях стали появляться скрупулезные исследования, в которых с нарастающей тревогой говорилось о начавшемся "возрождении Ислама". Мировой нефтяной кризис 73-75-х гг. привел к усилению тотального давления на Исламский мир. А после исчезновения с политической карты мира Советского Союза политическое наступление против Ислама перешло в новую фазу.



Уже осенью 1992 года Запад пошел на прямую политическую агрессию против независимой страны: были грубо и незаконно отменены итоги парламентских выборов в Алжире, на которых демократическим путем победил Исламский фронт спасения. Началась гражданская война, в которой погибли десятки тысяч алжирских мусульман.



Была предпринята попытка окончательно решить палестинскую проблему по американо-израильскому сценарию. Руководство ООП во главе с Ясиром Арафатом заставили подписать печально знаменитые соглашения в Осло, которые фактически дали старт процессу постепенного формирования жестко контролируемого Израилем палестинского квазигосударственного образования.



В 90-е годы наступление Запада против Исламского мира шло практически по всем направлениям. Были отстранены от власти исламские силы в Судане. Резко возросло экономическое и военно-силовое давление на Сирию и Иран. В Турции прозападно настроенный генералитет сместил правительство Эрбакана.



Появились десятки книг и сотни статей, в которых обсуждались долгосрочная идеология и стратегия "отбрасывания Ислама". Стали отрабатываться пропагандистские компоненты концепции "исламского терроризма". В целом ряде стран, в том числе в Африке, произошло несколько странных "тренинговых" терактов, словно американские и британские спецслужбы отрабатывали некую схему.



Иногда эти конспирологические операции случайно выплывают наружу. В декабре 2006 года сторонникам Муктады ас-Садра в Басре удалось захватить группу британских коммандос, одетых в традиционные арабские одежды и свободно говорящих на арабском. Английские офицеры готовились совершить террористический акт – взорвать суннитскую мечеть, чтобы вызвать новую волну военных столкновений между суннитами и шиитами.



После стратегического и идеологического обоснования неизбежности столкновения Запада и Ислама в США, как на заказ, взрываются две башни.



США открыто перешли в военное наступление против мусульманского мира. Были захвачены и оккупированы Афганистан и Ирак. Угроза военного вторжения нависла над Сирией и Ираном. Израиль получил карт-бланш на массовые убийства палестинцев, включая ведущих руководителей. Были убиты харизматические лидеры ХАМАС шейх Ахмад Ясин и доктор Рантиси. Был отравлен Ясир Арафат. В назидание всем остальным лидерам мусульманских стран был публично казнен военнопленный Президент Ирака Саддам Хусейн. Мощные волны исламофобии прокатились по основным западным странам. Р.Чейни и Дж.Буш заявили о неизбежности "длительной, на десятилетия, войны против исламского терроризма".



Суть и цели объявленной войны Исламскому миру были сформулированы в долгосрочной программе "демократизации Большого Ближнего Востока". Запад хотел бы поменять реальный, но "неудобный Ислам" "исламом либеральным, демократическим, а потому хорошим", заменить настоящий, но "плохой Коран" на Коран, отредактированный в одном из влиятельных американских университетов, еще больше разобщить Исламский мир и окончательно включить его важнейшие части (богатые нефтью и газом) в западную цивилизацию.



Широкомасштабное западное наступление против Ислама стало реальностью начала ХХI века.



Однако парадоксальным образом попытка тотального наступления Запада против мусульман, наоборот, привела к укреплению и усилению Исламского мира.



Ни одна из поставленных администрацией Буша-младшего стратегических задач по переформатированию Большого Ближнего Востока в глобальных интересах Запада не реализовалась. Американские позиции здесь существенно ослабли. Огромное силовое превосходство Запада не привело к геополитическим и геоэкономическим выигрышам. В Ираке Вашингтон, по мнению самих же американских экспертов, оказался в "катастрофической ситуации". В Афганистане, несмотря на эскалацию численности вооруженных сил НАТО, влияние талибов постоянно возрастает. Израиль вынужден был уйти из сектора Газа, который стал оплотом ХАМАС – одного из наиболее сильных в суннитском мире военно-политических движений. В 2006 году Израиль фактически проиграл войну в Ливане, что привело к тому, что в мае 2008 года Хизбалла превратился в доминирующую в этой стране силу.



За последние пять лет у мусульманских нефтеэкспортирующих стран произошло накопление таких финансовых средств (речь идет о триллионах долларов), что объективно превратило их в качественно новый фактор мировой экономики.



В результате все больше усиливается глобальная политическая и экономическая конкуренция за влияние на страны Большого Ближнего Востока. Целый ряд государств (КНР, Япония, Южная Корея, Франция) создали специальные официальные и неофициальные институты для продвижения своих системных интересов в зоне Исламского мира. Например, КНР на государственном уровне создала механизм постоянного диалога не только с отдельными мусульманскими странами, но и, например, с арабскими странами (ЛАГ) в целом. Франция при Саркози разработала и начала реализовывать специальную стратегию развития отношений с Саудовской Аравией, ОАЭ, Алжиром, Марокко. Италия при Берлускони официально извинилась за свою колониальную политику в Ливии и согласилась выплатить 5 миллиардов долларов в качестве компенсации, надеясь за это получить преференции для итальянских компаний в ливийском газонефтяном секторе.



Практически во всех мусульманских странах существенно усиливается Ислам и как идеологический мобилизационный фактор, и как стиль повседневной жизни, и как ведущая политическая линия, и как форма внешнеполитической консолидации. Одновременно существенно ослабли практически во всех этих странах старые светские идеологии, прежде всего националистические, левые, социалистические и либеральные.



Наиболее ярким примером кардинальной метаморфозы общественного сознания и усиления политического Ислама стал за последние годы Ирак. Ядро иракского сопротивления американской оккупации составили (что признали в ЦРУ еще в 2004 году) офицеры из бывших саддамовских силовых и армейских структур, перешедших из националистического БААС на позиции фундаменталистского Ислама.



В Исламском мире в целом существенно усилились в последние пять-семь лет позиции умеренных фундаменталистов, неформальным идеологическим ядром которых являются "Братья-мусульмане". Это движение уже имеет своих депутатов в 87 парламентах мира. Нынешнее руководство Турции во главе с премьер-министром Реджепом Эрдоганом и президентом Абдаллой Гулем – выходцы из структур, тесно связанных с "Братьями-мусульманами". Председателем парламента Индонезии является Акбар Танджунг – представитель умеренных фундаменталистов. ХАМАС – это организация, которая не только родилась в организационных и идеологических рамках "Братьев", но и сохраняет с ней тесные организационные и политические связи.



Различные направления фундаментального Ислама представлены во многих эшелонах власти Исламского мира. Путем вооруженного восстания они пришли к власти в Иране в 1979 году. В Турции умеренные фундаменталисты во главе с Р.Эрдоганом за последние пять лет кардинально укрепили свое влияние в турецком обществе, в экономике, в армии. Поэтому попытка антиисламских группировок летом 2008 года запретить правящую Партию справедливости и развития, а ее руководителей во главе с Р.Эрдоганом исключить из политической жизни была обречена на провал.



В Египте "Братья-мусульмане" являются главной оппозиционной силой, противостоящей нынешнему прозападному режиму. В Малайзии коалиция умеренных исламских политических сил, возглавляемая Анваром Ибрагимом, фактически вступила в финальную стадию борьбы за власть.



Попытки американцев насадить в Пакистане демократию "коррупционного образца" привели к существенному сближению между частью офицерского корпуса и умеренными фундаменталистами.



О росте значимости Исламского мира в глобальной политике свидетельствует формирование системы новых балансов сил на Большом Ближнем Востоке. Речь идет прежде всего о новом региональном альянсе (Иран, Сирия, ХАМАС, Хизбалла), успешно противостоящему силовому американо-израильскому тандему.



Демонстрацией укрепления Исламского мира стало появление принципиально новой плеяды руководителей в Исламском мире, которые представляют собой пример "исламских технократов" или "технократов-фундаменталистов". Они влиятельны не только в своих странах. Эти лидеры популярны во многих уголках Исламского мира, к их мнению все более внимательно прислушиваются элиты десятков мусульманских стран. К числу таких "исламских технократов" прежде всего относятся Реджеп Эрдоган и Абдулла Гуль (Турция), Махмуд Ахмадинежад и Али Лариджани (Иран), Халед Мишааль (ХАМАС), Анвар Ибрагим (Малайзия), Хасан Насрулла (Хизбалла), Башар Асад (Сирия) и некоторые другие.



Кандидат в президенты от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 годов Патрик Бьюкенен в своей широко известной книге "Смерть Запада" написал: "В науке, технологиях, экономике, промышленном производстве, сельском хозяйстве, разработке и производстве вооружений и демократичности общества Америка, Европа и Япония ушли вперед на многие поколения. Но Исламский мир сохранил нечто, утраченное Западом, а именно – желание иметь детей и продолжать свою цивилизацию, культуру, семью и веру. Почти невозможно отыскать ныне европейское государство, коренное население которого не вымирало бы, – и почти невозможно найти исламскую страну, население которой не возрастало бы с каждым днем. Да, Запад узнал много такого, о чем неведомо Исламу, однако Ислам помнит то, о чем Запад позабыл: "Нет иного мира, кроме сотворенного верой".



Газета "Завтра". Полностью статья будет опубликована в журнале "Вестник аналитики", 2008, № 4.



Автор – президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»

Автор: Шамиль Султанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика