Как живется лезгинам и аварцам в Азербайджане, выясняли в Москве

Проблемы нужно решать совместно, отметили эксперты

Проблемы нужно решать совместно, отметили эксперты

Теги:







53
21 Июня 2012г. (01 Шабан)
В Москве накануне состоялась Международная конференция "Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных госграницей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, и пути их решения". В частности было отмечено, что разделенность лезгинского народа, включая родственные – рутульский, цахурский народы, а также проблемы развития аварского народа, которые оказались разделенными между несколькими государствами, нужно решать незамедлительно.



На конференцию были приглашены представители госструктур: администрации Президента РФ – Дмитрий Грабилин, Министерства иностранных дел РФ – Олег Мурашев, ФМС РФ – Борис Воробьев, Минрегиона РФ – Александр Журавский, Федеральной пограничной службы ФСБ РФ – Сергей Михалев, депутаты Госдумы Сергей Миронов, Вячеслав Никонов, Гаджимет Сафаралиев, депутаты НС Республики Дагестан и многие ученые и специалисты по Кавказу: Константин Затулин, Владимир Зорин, Александр Дугин, Алексей Малашенко, Гейдар Джемаль и другие.



Как отметил Президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) Ариф Керимов,

эксперты собрались, чтобы обсудить острейшую проблему на постсоветском пространстве "разделенность лезгинского народа, включая родственные – рутульский, цахурский народы, а также проблемы развития аварского народа, которые оказались разделенными между несколькими государствами".



По словам Керимова, основной задачей конференции является поиск путей решения по улучшению положения разделенных народов, изменению их статуса, защите их прав согласно международному законодательству и выработке единых подходов, которые позволят лезгинскому и аварскому народам, разделенными госграницами, существовать как единым нациям.



Говоря о положении лезгин и других этнических дагестанцев в Азербайджане, он подчеркнул, что "Азербайджан для нас является дружественной республикой, как и весь азербайджанский народ, который с нами связан многовековой дружбой. Несмотря на остроту многих проблем, значительную часть этих вопросов можно было решить, если бы власти Азербайджана не вели столь несправедливую политику в отношении лезгинских и других народов, являющихся коренными народами этой страны".



"Договор, на подписание которого за 8 лет своего правления не пошел Владимир Путин, зная, чем этот договор обернется для страны, был подписан в период правления Дмитрия Медведева. Судьбу лезгинского народа, судьбу более полутысячи российских граждан решили за спиной нашего народа», – продолжил дискуссию старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Курбанов.



Далее он отметил: "Ярким примером является, переименование Лезги-мечети в центре Баку. Известно, что "Лезги мечеть" в комплексе архитектурных памятников XII века Ичери-шехер числится в списках общемирового культурного достояния ЮНЕСКО с 2000 года.



Несомненно, это является частью политики Азербайджана, направленной на ассимиляцию коренных народов. Видимо в Баку считают, что, лишив коренные народы исторической памяти, их проще будет в дальнейшем ассимилировать. С этой же целью проводятся не только переименования, но и в учебниках истории практически полностью отсутствует информация по истории лезгин, аварцев, талышей и других коренных народов Азербайджана".



С его слов, сегодняшние события на пост-советском пространстве, волна арабских революций на Ближнем Востоке, недавние волнения в Кубинском районе Азербайджане показывают, что в современную информационную эпоху игнорировать требования, чаяния, претензии и возмущение населения собственных стран для властей уже становится непозволительным.



Замруководителя Федеральной лезгинской национально-культурной автономии России Амиль Саркаров поднял вопрос об искажениях этнического состава Азербайджана в советских и постсоветских переписях населения. Он привел доказательства фальсификации в первой советской переписи 1926 года, которая считалась наиболее достоверной, в результате которых численность лезгин была уменьшена почти в три раза, а некоторые лезгинские народы почти полностью были переписаны тюрками. Лишь родной язык в материалах переписи указывал на подлинную этническую принадлежность мнимых тюрок. В дальнейших переписях искажения накапливались, а численность лезгинских народов перестала расти или даже уменьшилась. В итоге в 9 миллионном Азербайджане лезгин должно проживать свыше 700 тысяч (по данным Министерства Юстиции США их должно быть более миллиона), цахуров – до 50-80 тысяч, как и крызов, будугцев и хиналугцев вместе взятых 30-50 тысяч, рутульцев – около 20 тысяч, удин – 5 тысяч. Он привел также одну интересную деталь: по последней переписи в городе Баку проживает всего 25 тысяч лезгин (на порядок меньше их реальной численности) и не обнаружился ни один представитель других лезгинских народов.



С аварской стороны с основным докладом выступил Марко Шахбанов, который недавно возглавил аварскую национально-культурную автономию. Он постарался затронуть все вопросы, касающиеся положения аварцев в Азербайджане. По его оценкам численность аварского населения в Азербайджане достигает 200 тысяч. А руководство Азербайджана активно противодействует право аварцев на сохранение родной культуры и языка. В Закаталах был взорван памятник имаму Шамилю, который затем восстановили силами местных жителей. Весьма удручающая ситуация связана с преподаванием аварского языка в школах. Местному телевидению запрещено показывать аварские музыкальные клипы. После убийства Али Анцухского были убиты еще около двадцати аварских бизнесменов в Азербайджане. По его словам доля аварцев среди чиновников Белоканского и Закатальского районов в 6 раз меньше удельного веса аварского населения в них. В аварской среде отсутствуют сепаратистские настроения, но имеется потребность в создании собственной автономии в составе Азербайджана, которая бы позволила решить все этнокультурные вопросы данного народа.



Председатель аварской национально-культурной автономии, главный редактор газеты "Новое дело" (Махачкала) Марко Шахбанов посвятил свой доклад положению аварцев в Азербайджане и Грузии. Официальная численность аварцев в Азербайджане по переписи 2009 года – около 50 тысяч человек, реальная численность по экспертным оценкам – около 200 тысяч человек. По мнению Шахбанова, в Азербайджане аварцы сталкиваются с трудностями в реализации своей этнокультурной самобытности. В частности, аварский язык преподается в школах только 1-2 часа в неделю, и лишь 10% преподающих его учителей имеют необходимую профессиональную подготовку. Согласно данным, приведенным Шахбановым, в Азербайджан нет возможности ввозить учебники аварского языка из Дагестана, и аварский язык преподается по крайне устаревшим, в основном советским учебникам. Также эксперт остановился на кадровой политике Азербайджана в регионе компактного проживания аварцев. По его словам, в Белоканском и Закатальском районах доля аварцев среди населения – около 60%, а их доля среди местных чиновников – около 10%. Шахбанов подчеркнул, что среди аварцев Азербайджана нет сепаратистских настроений, а одним из путей решения аварской проблемы в Азербайджане будет создание там их этнической автономии.



На выступления основных докладчиков среагировал Президент ФНКА "Азеррос" Садыков Союн, который выразил свое несогласие тому, как они изложили ситуацию с лезгинами и аварцами Азербайджана. По его мнению, в Дагестане проживал 1 миллион азербайджанцев в 20 веке – совершено неправдоподобная цифра, которая была воспринята участниками конференции как некая провокация. Он также задал вопрос Арифу Керимову о том, почему на конференцию не были приглашены лезгинские чиновники из Азербайджана. Ариф Керимов ответил ему, что их приглашали, но они сами отказались приехать, мотивируя это тем, что им еще жить в Азербайджане.



В частности он обратился к участникам конференции с вопросом: "Раздается критика в адрес руководства Азербайджана, но ничего не говорится в адрес руководства Дагестана. Давайте зададимся вопросами, почему в Дагестане по-прежнему такая напряженная обстановка, теракты до сих пор не прекращаются, погибают безвинные молодые ребята, молодежь не может устроиться, нет уверенности в завтрашнем дне, тотальная коррупция. Если вы такие смелые, почему не решаете эти проблемы, которые напрямую имеют отношение к вам?".



В последней части конференции велись горячие дискуссии по представленным докладам, а также высказывались предложения для выработки окончательного текста резолюции.



Стороны отметили что, данный вопрос, наконец, получил серьезное звучание и теперь необходимо совместно решать поставленные задачи. По итогам дискуссии было принято решение взять подготовленный организаторами вариант резолюции за основу и в течении нескольких дней выработать окончательный текст. Кроме того следующую конференцию по проблемам разделенных народов было решено провести в Дагестане в Махачкале или Дербенте.



Подготовленно при использовании материалов Информационно-аналитического центра ФЛНКА

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Kuzia777 23 Июня 2012г.
Ответить

Лезгины ни чем кардинально не отличаются от других народностей Дагестана. Есть любящие Ислам, есть сторонники исключительно светской секулярной модели, много "быков",бандюков и мошенников как и у всех наших кавказских народностей. Разве что отличаются тем, что любят странные имена давать детям экзотические.Поэтому попросил бы не выделять народности и не обособлять.Для нас мсульман есть две категории людей: муслимы и кафиры.Сравнение лезгин и французов неуместное и оскорбительное для лезгин. Так как французы "мирный и умный" народ ваш столетиями борются с Исламом,в Алжире он...
Читать дальше

Rinat Piterski 23 Июня 2012г.
Ответить

"одним из показателей важности сохранения самобытности и культуры лезгин является не только сильная позиция Ислама и норм Шариата в лезгинских селениях и анклавах, но и то, что лезгины, понимающие, что они прежде всего мусульмане - реже всего попадают в криминальные хроники как Дагестана, так и по России в целом. Среди лезгин мы практически не встретим сидевших в тюрьмах за разбой и убийства, мошеничество." ____________________ Кто автор сказки то? У меня есть мой старый и давнишний друг ... лезгин, которого уже давно пытаюсь поставить на правильный путь. Алкаш алкашом...
Читать дальше

Роман 21 Июня 2012г.
Ответить

Лезгины...французы Кавказа!Мирный и умный народ, работящий и терпиливый..много можно эпитетов приводить к данному этносу, как Лезгинская народность, но одним из показателей важности сохранения самобытности и культуры лезгин является не только сильная позиция Ислама и норм Шариата в лезгинских селениях и анклавах, но и то, что лезгины, понимающие, что они прежде всего мусульмане - реже всего попадают в криминальные хроники как Дагестана, так и по России в целом. Среди лезгин мы практически не встретим сидевших в тюрьмах за разбой и убийства, мошеничество...Как правило, лезгинская диаспора извес...
Читать дальше

Rinat Piterski 23 Июня 2012г.
Ответить

"одним из показателей важности сохранения самобытности и культуры лезгин является не только сильная позиция Ислама и норм Шариата в лезгинских селениях и анклавах, но и то, что лезгины, понимающие, что они прежде всего мусульмане - реже всего попадают в криминальные хроники как Дагестана, так и по России в целом. Среди лезгин мы практически не встретим сидевших в тюрьмах за разбой и убийства, мошеничество." ____________________ Кто автор сказки то? У меня есть мой старый и давнишний друг ... лезгин, которого уже давно пытаюсь поставить на правильный путь. Алкаш алкашом...
Читать дальше

Яндекс.Метрика