Кому мешает минарет?

Недостроенный минарет в Пятигорске
История со сносом минарета в Грузии напоминает недавнюю ситуацию в Пятигорске. До этого с минаретом, как все помнят, успешно боролись в Швейцарии, причем этот опыт в том же 2009 году радостно приветствовали правые политические группировки Голландии и Дании, заявившие о намерении повторить "подвиг" швейцарцев и запретить минареты уже у себя. Весомую роль в такого рода событиях всегда играет так называемое "общественное мнение", грудью встающее на защиту "наших исконных земель" от "исламской экспансии". Местные власти же, как правило, вынуждены занимать двойственную позицию: с одной стороны, заявлять о дружбе и толерантности, с другой, изыскивать юридические обоснования отсутствия последней.



"Самовольство и беззаконие"



Громкий скандал вокруг минарета, демонтированного 26 августа в грузинском селе Чела, прокомментировал премьер-министр страны Бидзина Иванишвили. Как сообщает ИА Новости-Грузия, по словам премьера, демонтаж минарета не имеет ничего общего с религиозной нетерпимостью. "Уважение религиозных чувств не только наша национальная традиция, но и одна из фундаментальных ценностей Конституции Грузии. Именно это дает мне основание полагать, что инцидент в селе Чала не имеет ничего общего с религиозной нетерпимостью. Строительство минарета произошло с нарушением закона, а власти не будут закрывать глаза на самовольство и беззаконие", – заявил Иванишвили.



Ранее в грузинском Минфине заявили о том, что минарет в селе Чела был демонтирован с целью проверки веса конструкции и его товарного кода. Сам минарет увезли от греха подальше.



Снос сооружения властями вызвал протесты мусульманской общины. Произошли стычки верующих с полицией. 29 августа представители ГПЦ встретились с лидерами мусульманской общины и пришли к соглашению: минарет в село вернуть, но пока не устанавливать у мечети, а поместить где-нибудь на хранение. Установку же отложить до момента урегулирования законодательной базы (в Грузии нет закона, регулирующего правила строительства мечетей). Но уступка властей обозлила православных, пообещавших не допустить возвращения минарета. "Братья, граждане Грузии, – агитировал через громкоговоритель один из участников митинга. – Присоединяйтесь все, у кого бьется сердце за страну, за родину, за веру! Да здравствует христианская Грузия!" Протестующих открыто поддержала грузинская патриархия. В итоге 30 августа выяснилось, что минарет будут хранить на складе в двух километрах от села.



Версий по поводу того, кто именно стоит за историей со сносом минарета, несколько. Несколько дней назад муниципальное собрание постановило, что сооружение установлено незаконно, без разрешения местных властей. По информации Civil Georgia, лидер организации «Общественное мнение», бывший глава муниципального собрания Адигени, местный активист Годердзи Кублашвили инициировал кампанию за демонтаж конструкции. Позднее в поддержку этого требования был организован сбор подписей.



Позднее, уже после демонтажа, ответственность за происходящее взяла на себя служба по доходам Минфина Грузии. Местные правозащитники, впрочем, раскритиковали официальную версию, отметив, что никакой необходимости сносить сооружение не было.



Журналисты "Радио Свобода", со своей стороны, полагают, что минарет снесли "по требованию православной общины". Теперь его восстановление отложено на неопределенный срок. Учитывая близость президентских выборов в Грузии, иного исхода едва ли можно было ожидать. Противников минарета – представителей ведущей в стране религии – власть раздражать не стала, констатируют наблюдатели.



Грузинское представительство Управления мусульман Кавказа заявило о том, что "разрушение минарета – это самое большое оскорбление против мусульманской святыни и непростительный грех перед Богом". Впрочем, по данным СМИ, с подобными проблемами мусульмане Грузии сталкиваются далеко не в первый раз.



"Чуждая экспансия"



Собственно говоря, в Грузии повторилась пятигорская история: после возведения минарета пятигорской мечети власти также потребовали снести его, а в ответ на отказ приставы опечатали саму мечеть. При этом в Пятигорске до сих пор не выделено ни одного официального участка земли под мечеть. Нынешняя построена на частном участке, перевести его под религиозные нужды, чтобы мечеть функционировала как полноценное культовое учреждение, местные мусульмане не могут. А потом приходит местный чиновник и спрашивает: почему на частном участке функционирует культовое учреждение? Непорядок!



Западноевропейские противники минаретов, со своей стороны, объясняют: минареты являются символом предъявления прав на власть. "Мы не запретили ислам. Мы запрещаем политический символ исламизации – минареты. Минареты не имеют отношения к религии. Минареты являются символом политической победы ислама. После того как турки одержали победу в Константинополе, первым делом построили минарет в центральной церкви города", – заявлял в свое время интернет-сайту swissinfo.ch политик правого толка представитель Народной партии Швейцарии Ульрих Шлюер.



Для мусульман минарет – обозначение места нахождения культового здания, места проведения коллективных намазов, которые человек должен стремиться в мечети. В этом смысле мусульманский храм – это соборное место, рассчитанное на поклонение Всевышнему, необходимое верующему для исполнения религиозных предписаний, а вовсе не атрибут "экспансии" носителей этой веры на "чужую территорию".



Но мировые СМИ (и российские – не исключение) предпочитают кошмарить свое население "страшными исламистами", которые вот-вот захватят все и проглотят всех, уничтожая по пути культуру и верования "аборигенов". Население же, как известно, мыслит теми категориями, которые вкладывает в него "зомбоящик". В результате исламофобской вакханалии и агрессивной антимусульманской пропаганды людям проще объявить очередную охоту на ведьм, чем вдумчиво разобраться в происходящем. Причем это касается не только простых граждан, но и чиновников, которые сами часто становятся жертвами этой пропаганды. Минарет для них превращается в символ наступления чуждых ценностей, а противодействие этим ценностям – в ключевую задачу.



Практически за каждым конфликтом вокруг строительства исламских объектов стоят плотные ряды противников такого строительства – представителей других конфессий, обработанных телевидением, но понять, кто начал первым, порой бывает довольно сложно. Люди недовольны минаретом потому, что им так объяснило телевидение, местные чиновники вынуждены считаться с недовольством людей и минарет сносят. Но у телевидения тоже есть хозяева – получается замкнутый круг. При этом, подыгрывая недовольным, чиновники категорически отрицают обвинения в религиозной нетерпимости, каждый раз изыскивая какие-то убедительные доводы и объяснения того, что, по их мнению, "религиозной нетерпимостью" не считается. Практически всегда звучат заявления о незаконности строительства, с каковой власть мириться не намерена, и прочие внешне юридически обоснованные аргументы. Правда, Грузия, говоря про необходимость "проверки веса и товарного кода конструкции", пошла дальше российских коллег.



Мифы и фобии



На вопрос о том, чем именно их раздражают мечети и прочие атрибуты исламской культуры, россияне рассуждают вполне охотно. Во всех указанных фобиях несложно проследить "указующий и направляющий" перст все того же ТВ.



Например, на форуме, посвященном открытию мечети во Владимире в 2011 году, тема была развита вполне детально. "Это экспансия ислама на православную территорию. Раздражает агрессивная миграция в исконно русские земли чуждой нам культуры и представителей этой культуры", – писал DersuYzala. "Я конечно не ксенофоб и на расовую пренадлежность мне плевать, но вот вера людей страшнее, за нее убивают, – сообщал ZlaCoder. – А Ислам не толлерантная вера и на сколько я знаком с ним, ничего хорошого в данных писаниях не вижу. А где колышек поставят, там и домик воздвигнут".



"Вот когда во дворе жилого дома, где мечеть стоит (если я правильно понял её местоположение) они начнут на праздники баранов резать, наверно, это тоже будет правильно и толерантно", – переживал clerk.



"Я спрашивал одного татарина, который возмущался тем что я против мечети, что будет если ее разрушат, пойдешь мол неверных мочить? Он сказал что да. Кстати, не верующий. Вывод: нет мечети – нет повода для распрей. Само наличие мечети может быть причиной провокаций розни, которую без нее организовать затруднительно. (Не было бы синагоги, не было бы 282-й статьи). Мечети и строятся как правило не для местных.Из за рубежа поступают средства от стран заинтересованных в экспансии Ислама, они осваиваются в виде строительства тех же мечетей. Завоза агентов влияния – духовников оттуда же. Ну и электорат опять же оттуда же подтягивается с тем, чтобы освоить новые территории для размножения. И через небольшое время демократическим путем, большинством голосов Россия переименовывается в очередной халифат. Кто против( фашисты) в резервацию. Сказка, конечно, ложь, да в ней намек. Необходимость расширения до соборной объясняет вполне логично. Под приток единоверцев, зачем же еще? ", – полагал koschey.



Частные инвестиции – тоже не повод строить "где угодно что угодно", уверены некоторые россияне. "Частные инвестиции это не аргумент для строительства всего что нужно и не нужно на территории города. А давай построим наркопритон на деньги наркоторговцев. Думаешь местная власть будет против? Откинутся и разрешат. Ты лучше подумай ЗАЧЕМ построили мечеть? Не способен логически мыслить?", – писал DersuYzala.



Надо отдать должное: пользователей, умеющих объяснить согражданам отличие мифологем и заблуждений от реальности, тоже немало. " Там частный сектор, во дворе дома, где стоит мечеть, живут они же сами, по периметру забор в человеческий рост. Граждане, ислам сам по себе тождественен христианству, а то, что в ваших головах – это, к сожалению, отзвуки исламского радикализма и фундаментализма, тоже самое, что было на заре христианства – резня во имя Бога и т.д. – в точности так же, религия идет по тому же пути. От обычного ислама никому из вас не будет плохо, вы даже с ним не пересечетесь никогда, как не пересекался я, прожив почти всю жизнь в 200 метрах от этого места, и там всегда была татарская община, молельный дом и т.д. Понятно, что в голове обывателя мусульманин – это террорист, но это ущербная точка зрения, у меня есть знакомые мусульмане, самые обычные нормальные люди", – сообщал zak.



"А давайте пойдем дальше, нет религий нет повода для распрей. Вас раздражает не ислам и уж тем более не здание из кирпича(мечеть), я так понимаю, раздражают вас люди, которые не разделяют ваши взгляды на жизнь", – писал Davo.



"На всех не угодишь. Все всегда кому-то что-то мешает. Не бывает агрессивных религий. Бывают агрессивные люди", – философски резюмировал итоги той полемики Иваныч.



Кстати, вскоре тема была закрыта модераторами как "провокационная".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

menbek 04 Сентября 2013г.
Ответить

приятно удивило ,что в грузии есть мусульманские села.

menbek 04 Сентября 2013г.
Ответить

приятно удивило ,что в грузии есть мусульманские села.

Яндекс.Метрика