Кто помог аль-Харири поехать в Дамаск

Саад аль-Харири с сирийским президентом Башаром аль-Асадом

Саад аль-Харири с сирийским президентом Башаром аль-Асадом

Теги:



1
23 Декабря 2009г. (06 Мухаррам)
Субботний визит ливанского премьер-министра Саада аль-Харири в Дамаск стал для арабского мира и ряда европейских стран полной неожиданностью.



Открытие новых горизонтов в отношениях Сирии и Ливана, которые несколько лет назад разорвали дипломатические связи из-за вмешательства Дамаска в дела арабского соседа, станет, по мнению наблюдателей, положительным моментом в межарабском урегулировании и толчком для дальнейшего развития двусторонних отношений.



Казалось, более простого решения задачи невозможно было найти, однако, возникает вопрос: кто помог аль-Харири поехать в Дамаск?



Историческому визиту прозападного ливанского премьера предшествовало несколько важных событий на арабской политической арене, среди которых потепление отношений Сирии и Саудовской Аравии как результат реформ в межарабских связях после военных атак Израиля по сектору Газа прошлой зимой, и становление Турции как главного регионального игрока.



Еще летом, когда коалиция аль-Харири «14 марта» одержала победу на парламентских выборах, опередив просирийского и проиранского противника «Хизбаллу», появилась новость о возможном визите ливанского премьера в Сирию после того, как он представит новое правительство президенту страны. Тогда эта новость прозвучала на фоне саудовско-сирийского саммита в эр-Рияде, который "расколол лед" в отношениях арабских соседей: саудовская монархия всегда была недовольна стратегическим партнерством Сирии с Ираном и с «Хизбаллой», а после убийства Рафика аль-Харири, отца ливанского премьера в феврале 2005 года, присоединилась к числу арабских стран, искавших преступников в Дамаске.



Убийство экс-премьера аль-Харири старшего и еще 22 человек стали главной причиной напряженности в отношениях Сирии и Ливана. Дамаск превратился в главного подозреваемого из-за того, что на протяжении тридцати лет сирийская армия контролировала Ливан, а также из-за поддержки сирийского режима «Хизбаллой», с которой аль-Харири до недавнего времени отказывался садиться за стол переговоров.



Однако ситуация меняется после снятия новой администрацией США политической блокады с Сирии, которую еще недавно внесли в список стран, поддерживающих терроризм.



Еще до начала переговоров королевского двора эр-Рияда с режимом Башшара аль-Асада, Дамаск посетили ряд высокопоставленных лиц администрации Барака Обамы, а поворотным моментом стало объявление о возврате американского посла в сирийскую столицу. Идя на диалог с Дамаском, который, кстати, не изменил стратегическому партнерству с Ираном, саудиты застраховали себя поддержкой Вашингтона. Кроме того, арабские страны всерьез забеспокоились о межарабском перемирии, после того, как Израиль провел военную операцию "Литой свинец", жертвами которой стали мирные жители Газы. Палестинская проблема, которая является костяком единства мусульманского и арабского мира, заставила ведущие страны региона вновь пересмотреть сотрудничество.



Для Харири, который столкнулся с проблемой создания национального правительства в Ливане, сближение Саудовской Аравии с Сирией, и изменение курса США по отношению к Дамаску создали условия для договоров с "Хизбаллой".



Компромисс был найден в ноябре, когда вновь сформированный кабинет министров предоставил шиитской партии право владеть оружием с целью противостояния Израилю, то есть военная мощь Ливана по-прежнему останется подконтрольной «партии Бога», которая числится в рядах террористических организаций США и ряда европейских стран.



Кроме того, визит аль-Харири последовал после визита в США, а далее в Дамаск президента Ливана Мишеля Сулеймана, который первым пошел на диалог с сирийским руководством при посредничестве Франции – близкого европейского союзника аль-Харири.



Наблюдатели отмечали, что новая администрация Вашингтона и Европа не видят возможности стабилизации в Ливане, от которого, кстати, зависит и стабильность Израиля, без перемирия с Сирией. Однако, наряду с ролью саудовской и американской администрации, в историческом визите ливанского премьера в Дамаск не стоит исключать присутствие другого важного игрока на Ближнем Востоке – Турции.



Ситуация на Ближнем Востоке стала одной из приоритетных задач внешнеполитического курса Турции в 2009 году. Турецкое руководство, обеспокоенное продолжающейся нестабильностью на границах с Ираком и Сирией из-за деятельности террористической организации Рабочая партия Курдистана, решило "взять быка за рога", и в течение двух месяцев создало подобие союза с Дамаском и Багдадом. Если камнем преткновения в отношениях с Ираком остается деятельность террористов на границах двух стран, то с Сирией позиции турецкого руководства совпали во всем, как в экономических, так и в политических вопросах Ближнего Востока.



Интересно, что за несколько дней до визита ливанского премьера в Сирии провел переговоры глава МИД Турции Ахмед Давутоглу, при котором Анкара принялась за возрождение своего влияния на Ближнем Востоке.



Турецкие СМИ сообщают, что в воскресенье Давутоглу, который во время своей летней поездки в Бейрут отметил заинтересованность Турции в сохранении стабильности в Ливане, провел переговоры по телефону с ливанским премьером, темой которых стали политические события в этой стране.



Потепление сирийско-саудовских отношений также не обошлось без Турции, ведь визит Башшара аль-Асада в эр-Рияд летом и переговоры с саудовским королем последовали после визита турецкого президента Абдуллы Гюля в саудовскую столицу.



Анкара не меньше США или Саудовской Аравии заинтересована в стабильности в Ливане, где исторически столкнулись интересы различных конфессий и политических групп Ближнего Востока. И так же как Вашингтон и эр-Рияд, Турция поняла значение Сирии в израильско-арабском конфликте и межарабском перемирии.



Тесные отношения с Тегераном, поддержка "Хизбаллы" и палестинского движения ХАМАС отводят Дамаску особую роль в политике Ближнего Востока.



Несмотря на то, что националистическая политика Сирии раздражала многих, прозападные арабские страны и сам Запад поняли неизбежность диалога с сирийским руководством, прежде всего, в мирном процессе арабов и израильтян.



Нельзя утверждать, что аль-Харири совершил этот визит под давлением США или Саудовской Аравии, или даже под влиянием Турции, однако историческая поездка сына антисирийского политика Ливана Рафика аль-Харири подвела итоги в процессе улучшения сирийско-саудовских и сирийско-американских связей и создании сирийско-турецкого союза, и показала эффективность диалога с сирийским руководством, нежели конфронтации.



От этого визита выиграли обе страны: в Ливане теперь меньше будут бояться вспышки нового политического хаоса между просирийскими и прозападными силами, а Сирия может доказать США и Европе, что способна дипломатическим путем решить проблемы.



Однако интерес вызывают будущие шаги других главных игроков в новосозданном сирийско-ливанском союзе – проамериканской Саудовской Аравии и Турции, больше склоняющейся к политике Дамаска. Поскольку, не будь совместных действий этих двух главных суннитских игроков региона, вряд ли правительство аль-Харири пошло бы на примирение с совсем еще недавним своим противником.



Обозреватель ближневосточной редакции "Trend News" Ульвия Садыхова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Hanifa 23 Декабря 2009г.
Ответить

//Идя на диалог с Дамаском, который, кстати, не изменил стратегическому партнерству с Ираном, саудиты застраховали себя поддержкой Вашингтона.// Разделяй суннитов с шиитами различными поводами - и можно сказать, что процесс самоуничтожения мусульман запущен.Вооще круто: саудиты застраховали себя поддержкой Вашингтона!

Яндекс.Метрика