Ливия считает Соединенные Штаты "неблагодарными"

Ливийский лидер Муамар Каддафи

Ливийский лидер Муамар Каддафи

Теги:


0
14 Апреля 2009г. (18 Раби ас-сани)
Когда в конце 2003 года Ливия отказалась от программ по разработке ядерного и химического видов оружия, президент Буш назвал это решение победой в возглавляемой Вашингтоном так называемой "войне против террора". Он указал на него как на потенциальную модель, которой могли бы последовать Иран и Северная Корея, чтобы также отказаться от своих аналогичных программ.

Но сейчас ливийские официальные лица высказывают свое недовольство тем, что США, по их мнению, сделали слишком мало для их страны в ответ на эти уступки. Они утверждают, что слишком малая отдача со стороны Соединенных Штатов вызывает недоверие к ним тех стран, которые они пытаются убедить оставить свои программы вооружения.



Недовольство Ливии может явиться дополнительным препятствием для администрации Обамы, пытающейся изменить отношения с некоторыми странами. Это, прежде всего, Иран и Сирия, являющиеся лишь частью плана переоценки ценностей, имеющегося у Белого дома в отношении всего Ближнего Востока.



В то время как Ливия заявляет, что у нее нет намерений возобновить свои оружейные программы, посылаемые ею сигналы неудовольствия настораживают, тем более что во главе этой страны стоит такой эксцентричный и загадочный человек как полковник Каддафи.



«Мы отказались, например, от некоторых схем, некоторых центрифуг, ради США. Что вы дали нам? Ничего», – говорит Абдельрахман Шальгхам, который был министром иностранных дел в течение восьми лет, а недавно стал представителем своей страны в ООН. «Мы полагаем, что именно поэтому Северная Корея и Иран теперь сомневаются относительно того, стоит ли им отказываться от их проектов».



Американские официальные лица говорят, что в ответ на отказ Ливии от программ по разработке неконвенциональных видов оружия и другие уступки, сделанные ею, были сняты экономические санкции и восстановлены дипломатические связи, разорванные в 80-х. США открыли посольство в Ливии, направили посла в Триполи и вели переговоры относительно военного сотрудничества.



Госсекретарь Кондолиза Райс посетила Триполи перед тем как уйти с занимаемого поста.



Но ливийцы на различных уровнях правительства говорят, что, хотя они ценят все эти жесты, им было обещано значительно больше. В том числе, мирная ядерная технология, некоторые системы конвенционального вооружения и помощь в уничтожении химического оружия.



Они также были возмущены недавним докладом госдепартамента, сильно критикующим Ливию в отношении соблюдения ею прав человека. По их мнению, дружеские США не должны были бы затрагивать эту тему.



Великие ожидания



«Буш говорил, что Ливия должна была стать образцом для мира, но этого недостаточно, ведь говорилось о другом, – говорит Халед Базель, глава ливийского Национального совета по экономическому развитию. – Когда вы что-то даете, то ожидаете получить что-то в ответ; это арабский способ ведения дел. Ожидания здесь весьма велики, но Запад не отвечает. Нам нужен быстрый ответ».



Один из высокопоставленных чиновников администрации Обамы, говоря на условиях анонимности, заметил, что ливийцы «были нереалистичны в своих ожиданиях того, что отношения могут быстро улучшиться». Он говорит, что если «ливийцы продолжат хорошо вести себя, я полагаю, что имеются возможности для того, чтобы развилось сотрудничество в сфере мирного использования ядерной энергии». Этот же чиновник сказал, что Ливия вправе ожидать большего сотрудничества в плане технологического обмена и чистки складов химического оружия.



Ливийские жалобы, может быть, носят тщательно скалькулированный характер и представляют собой часть переговорной тактики, рассчитанной на то, чтобы оказать давление на новую администрацию. Представители Пентагона заявили на днях, что они изучат возможности продажи оружия Ливии.



Различия, как в культурном, так и в политическом плане, могут приводить к неправильным оценкам, часто саботирующим дипломатические усилия. Это особенно верно относительно Ливии – страны, управляемой корпусом бюрократов, имеющих недостаточный международный опыт.



Один ливийский дипломат, попросивший не называпть его имя, поскольку он не имеет разрешения на контакты с прессой, сказал, что правительство было шокировано тем, что США все еще критикуют Ливию за ситуацию с правами человека. Ливия – полицейское государство, где службы безопасности действуют безнаказанно, а политическая оппозиция не разрешена.



«Когда вы были врагами, нам было все равно, – сказал этот дипломат после того, как госдепартамент в марте обнародовал последний доклад по правам человека. – Но теперь вам полагается быть друзьями. Мы были поражены. 16 страниц доклада были посвящены Ливии».



Смена имиджа



Полковник Каддафи стремится сменить имидж – превратиться из изгойского революционного лидера – изгоя в международного государственного деятеля. Это является частью программы по изменению образа Ливии в глазах всего мира.



Недавно его произвели в председатели Африканского союза (АС), и в марте Каддафи появился на официальной церемонии вместе с итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони. Они объявили об окончательной ратификации соглашения, ккоторое должно положить конец враждебности между двумя странами, вызванной итальянской колониальной оккупацией Ливии. На этой церемонии Берлускони принес извинения ливийскому народу и дал высокую оценку деятельности полковника Каддафи, пригласив его на конференцию "Большой восьмерки" – G8, которая пройдет в Риме. Оба лидера обняли друг друга.



«Я не знаю, как называть его, – сказал Берлускони, улыбнувшись полковнику Каддафи. – У него так много различных титулов: лидер революции, король королей, председатель Африканского союза. И он заслуживает их, и более того…»



Конечно, личные интересы или предубеждения такого лидера, как полковник Каддафи, могут определять национальную повестку дня. В течение нескольких месяцев Ливия поддерживала дипломатическую блокаду Швейцарии, после того как швейцарская полиция арестовала одного из сыновей полковника Каддафи – Ганнибала и его жену Алину, обвинив их в избиении двух слуг во время посещения Женевы.



Сразу же после этого ареста Ливия сняла миллионы долларов со счетов в швейцарских банках, выслала всех швейцарских бизнесменов, остановила продажу нефти этой стране, закрыла Швейцарский культурный центр, заблокировала швейцарские суда в ливийских портах и потребовала, чтобы полицейские, арестовавшие Ганнибала, были наказаны.



Недавно Ливия отвергла швейцарское предложение по разрешению данного вопроса.



«Нью-Йорк таймс»

Автор: ВП

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика