Мировая геополитика глазами иранских лидеров

Ядерная энергия – для всех, ядерное оружие – ни для кого!

Ядерная энергия – для всех, ядерное оружие – ни для кого!

Теги:



1
13 Мая 2010г. (29 Джумада аль-уля)
Некоторое время назад в Нью-Йорке проходила конференция по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия. Наверное, в случае опроса жителей планеты на предмет самого яркого впечатления от форума, основная часть респондентов заявит: уход делегаций США, Великобритании и Франции из зала через 12 минут после начала выступления Махмуда Ахмадинежада, главы Ирана. Но вряд ли кто из этого числа лиц сумеет хоть вкратце обрисовать высказанное лидером Ирана. В этой связи автор принял решение как-то скомпоновать некоторые идеи иранского президента. Его выступление однозначно свидетельствует о преемственности политики официального Тегерана во внешнеполитическом направлении. В целях подтверждения данного тезиса вспомним знаменитое послание духовного лидера Иранской революции аятоллы Хомейни Михаилу Горбачеву.



Экскурс в год 1989-й



Данный документ частенько преподносится в качестве даваата (призыва в Ислам) М.Горбачева и советских людей. Хотя послание имело, прежде всего, направленность геополитического характера. Так, имам включил в аспект смелости М.Горбачева «пересмотр [коммунистического] учения». Но окончательно излечение общества «от недугов социализма» посредством обращения "к очагам капитализма на Западе" не удастся. Если "марксизм зашел в тупик в своих экономических проблемах", то и "западный мир погряз" в аналогичных, лишь "в другой форме и сферах". Вследствие чего важно не оказаться в "плену Запада и Большого Дьявола". А уже вслед за фиксацией политической составляющей, духовный глава ИРИ "главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке" назвал "кризис веры и духовности". Вслед за чем обратил внимание на актуальность размышлений "относительно материалистического и божественного мировоззрения". Подчеркнув, в частности, критику Кораном основ "материального мышления" и тех, кто считает, что "если Бог невидим, то Он не существует на самом деле".



Естественно, в рамках озвученной темы мы не ставим задачу рассмотрения теологических нюансов в послании имама Хомейни М.Горбачеву, благо и сам автор письма озвучил нежелание "вводить" главу СССР в "лабиринты" исламской философии. Но не признать, что текст данного обращения является одним из красивейших преподнесений Ислама в новейшей истории, мы не можем. Как не можем не зафиксировать предложения Хомейни к М.Горбачеву "со всей серьезностью подойти к исследованию ислама". Ради "высоких ценностей", могущих "распутать клубок основных проблем, волнующих человечество". Этот подход, возможно, "навсегда избавит" Кремль от "таких проблем, как Афганистан и т.п."



Вслед за чем Хомейни резюмировал: "Предоставив определенную свободу в совершении религиозных обрядов" в ряде советских республик, М.Горбачев продемонстрировал отказ от подхода к религии как к "опиуму для народа". Таковым окажется религия, которая "станет средством предоставления материальных и духовных богатств исламским и не-исламским странам-сверхдержавами", крича "об отделении религии от политики". Но сие «уже не настоящая вера, а то, что наш народ называет "проамериканской религией".



Таким образом, налицо геополитическая подоплека текста тегеранского послания. Согласно воспоминаниям тогдашнего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе, в ответном письме Москва ограничилась рассмотрением перспектив межгосударственных взаимоотношений. В конце февраля 1989 г. Э.Шеварднадзе осуществил визит в Иран.



Ознакомившись с содержанием письма, Хомейни сказал мининделу: "Я слышал, что Горбачев разумный человек", однако "ответ на свой вопрос не получил". Естественно, вряд ли сказанное им объяснялось отсутствием происламской направленности кремлевского послания. Как представляется, речь шла о продолжении М.Горбачевым прозападного курса, что подтвердилось последующими шагами Москвы. В конце 1989 г., во время встречи с американским президентом Джорджем Бушем, глава СССР заявил об "обреченности" Вашингтона и Москвы на взаимодействие и сотрудничество. И, по словам помощника М.Горбачева – Анатолия Черняева, "две сверхдержавы, 45 лет державшие весь мир в напряжении конфронтацией друг с другом, отказались считать себя противниками"(3). Весьма симптоматично, что в рассматриваемый период и чуть позднее между СССР и Ираном были подписаны межправительственные соглашения на сумму в 5,1 млрд. долларов (в основном, в оборонной области).



А теперь, без каких-либо комментариев, перенесемся почти на 20 лет вперед. Ниже будут представлены выдержки из выступлений (интервью, посланий) Махмуда Ахмадинежада, начиная с 2006 года, так как именно с этого периода ситуация вокруг Ирана стала накаляться с особым размахом.



Скачок в год 2006-й



В мае 2006 г. М.Ахмадинежад направил послание тогдашнему президенту США Дж.Бушу. Можно ли допускать создание положения, приводящего к лишению людей «жизни, достоинства и права на существование", а "под предлогом возможного наличия оружия массового поражения в отдельной стране" подвергнуть ее "оккупации"? – вопрошал глава ИРИ. А ведь "каким был бы мир сегодня" в случае направления идущих на "военные цели и операции" средств на помощь слабым странам, развитие здравоохранения, просвещения, ликвидацию нищеты, прекращение расовых войн и т.п. При этом М.Ахмадинежад фиксировал единство всех божественных религий в вере «в единого Бога». Лишь "возвращение к законам пророков Божьих" остается единственным путем "к счастью и спасению". Констатировав крах понятий "либерализм и демократия западного образца", вследствие невозможности посредством их "приблизить человечество к его идеалам", М.Ахмадинежад отметил рост числа верующих. И обратился к Дж.Бушу: "Разве Вы не хотите быть вместе с ними?"



Тогда же в интервью немецкому "Шпигелю" он обратил внимание на использование "рядом стран" своего ядерного оружия для угрозы "другим народам". Отклонившись "от мирного использования атомной энергии", эти державы заявляют об обеспокоенности схождением с данного пути Тегерана. Хотя ИРИ предлагает "создать непредвзятую организацию" для разоружения ядерных стран. После чего М.Ахмадинежад назвал интересным непротивление в свое время Западом использованию "шахской диктатурой" ядерной технологии.



Вместе с тем, в связи с отсутствием ответа на свое письмо со стороны главы Белого дома, М.Ахмадинежад написал обращение к американскому народу. Где, в частности, назвал американцев "благородным", а также "богобоязненным, правдолюбивым и алчущим справедливости" народом. "Иранцы и американцы" готовы "всячески воплощать в жизнь идеалы сострадания, уважения прав человека, справедливости, защиты невинных и слабых от тиранов и сатрапов", – отмечал он. Но в преломление к Ближнему Востоку официальный Вашингтон "допускает чудовищные несправедливости против человечества". В то же время иранский лидер обвинил американскую администрацию в незаконных и аморальных действиях "не только за рубежом, но и в своей стране", так как "под предлогом "войны против терроризма" в США "все сильнее урезаются гражданские права и свободы". Вашингтон "не несет ответственности ни перед одной" структурой, подрывая веру "в международные организации, особенно – в ООН и Совет Безопасности". Однако «вести мир к лучшему» возможно лишь руководствуясь «стремлением к единству, монотеизмом, моралью, духовностью и писаниями Божественных посланников (мир им)».



Ну, а теперь можно приблизиться к дню сегодняшнему. Через находящийся на расстоянии вытянутой руки год 2009-й.



Год 2009-й



Каким образом "ожидать воплощения справедливости и мира" при легализованной дискриминации и создании законов силовым путем, принуждением, а не справедливостью и уважением к правам?" – задавался вопросом М.Ахмадинежад на конференции ООН по вопросам расизма. Многие могущественные страны "присвоили себе права принимать решения" за других, основываясь "на своих собственных интересах и по своему усмотрению". Они легко нарушают "все законы", игнорируя "общечеловеческие ценности". Ими создаются правила, "с единственной целью – защитить интересы обладателей богатства и власти". Потому избранное направление "рыночной экономики и конкуренции" лишает других "возможностей, вполне доступных при другой ситуации".



Методом борьбы с проявлениями такого рода М.Ахмадинежад назвал повышение "общей информированности и понимания в вопросах философии человеческого бытия", где сосредоточен ключ к пониманию истины, что "человечество является сердцевиной создания Вселенной". Здесь же формируется возвращение "к духовным и моральным ценностям", предпочтение "поклонения Богу Всемогущему". Поэтому логика коллективного правления "мировыми делами" должна исходить из благородных устремлений, в центре которых находятся "люди и верховенство" Всевышнего! Только таким образом возможно игнорировать "любую политику или планы, идущие вразрез с интересами наций".



Общей целью "всех людей" на протяжении хода мировой истории всегда было установление "справедливой мировой системы", обещанной Господом и его пророками. Реализация "такого будущего" зависит от соблюдения "божественных и человеческих" ценностей посредством обращения "к подлинному предназначению человеческого бытия". Базируемого на "уважении прав всех" без исключения. Данный фактор позволит выстроить глобальное общество, основанное «при участии всех стран мира» в определении путей «к этой возвышенной цели». А уже здесь М.Ахмадинежад один к одному высказывается созвучно излагаемому в послании имама Хомейни М.Горбачеву. В частности, отмечая достижение "своего конца" западным либерализмом и капитализмом, не воспринявшими "правду о мире и человеке" по сути.



В унисон чему в письме председателю УМК шейх-уль-исламу Аллахшукюру Пашазаде причиной "возникновения войн, бедности и разлада между людьми" М.Ахмадинежад определил длительность "эпохи господства безнравственных систем". Но чем больше "в глобальных отношениях и межгосударственных связях" станут использоваться "гуманные учения и нравственные нормы религий", тем меньше в мире будет войн.



Год 2010-й. Продолжение следует?



Ну а на конференции по пересмотру ДНЯО иранский президент употребил понятие "Идеальное общество", под которым подразумевается мировой социум, опирающийся "на монотеизм и справедливость". Но к достижению "всестороннего развития и благоустройства" невозможно подойти "без чувства прочной безопасности". Проблемность чего вызывается отдалением "от учений Божественных пророков" некоторых правительств, представляющих в своих стратегиях ядерную бомбу "фактором стабильности". Причиной непретворения в жизнь ядерного разоружения М.Ахмадинежад определил убежденность некоторых мировых центров в "превосходстве силы угроз и подавления других". Что касается ДНЯО, то механизм его реализации предусматривает "сложнейшие условия" для использования ядерной энергии "в мирных целях". Мало этого, договором не предусмотрено мер по устранению "фактической опасности ядерных вооружений", а МАГАТЭ, под предлогом нераспространения, оказывает сильнейшее давление на членов агентства, не имеющих ядерного оружия.



Вслед за чем лидер ИРИ заявил об угрозе оснащения ядерным оружием террористов, могущего произойти "исключительно со стороны государств", имеющих "длинный послужной список в поддержке" преступных экстремистов.



В то же время, расчет на оружие в международных отношениях М.Ахмадинежад включил в число пережитков «неразумных государств», т.к. идея создания новых мировых империй осталась иллюзией. Не лучше ли примкнуть к миру «общечеловеческой культуры и логики»? Ведь справедливое будущее возникнет «при помощи праведных людей во всех концах света», – резюмировал М.Ахмадинежад. Но это планетарное сообщество можно построить с учетом осуществления девиза: "Ядерная энергия – для всех, ядерное оружие – ни для кого!"



Заключение



Таким образом, как усматривается из вышеизложенного, отражаемая иранским президентом тематика в целом идентична позиции аятоллы Хомейни. А это явно демонстрирует преемственность внешней политики иранского руководства. При этом, как в свое время поступал духовный лидер иранской нации, Ахмадинежад в своих выступлениях не отделяет геополитическую канву от духовного фактора.



Теймур Атаев, политолог

Азербайджан

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

python339 13 Мая 2010г.
Ответить

Отчёт об общей экономической ситуации в Исламской Республике за март 2010 г http://iimes.ru/rus/stat/2010/07-05-10a.htm

Яндекс.Метрика