Мурат Галеев: Вакф – достояние всего мусульманского общества

Мурат Галеев, председатель Мусульманской религиозной организации "Вакф"

Мурат Галеев, председатель Мусульманской религиозной организации "Вакф"

Теги:


1
11 Августа 2009г.
- – —
В наш материальный век общество, как никогда, нуждается в возрождении наилучших традиций благотворительности и социального служения. В этой связи уместно вспомнить, что в России, как и в других странах распространения ислама, одним из наиболее эффективных инструментов решения социально-благотворительных задач традиционно являлся вакф.



С юридической точки зрения, вакф (араб.) представляет собой недвижимое имущество, отказанное государством или отдельным лицом на благотворительные цели. Вакф является достоянием всего мусульманского сообщества, поэтому не может отчуждаться в пользу государства или частных лиц.



Вакфы оказывали материальную помощь, содействовали в получении образования, в духовном воспитании, возводили учебные заведения, дома, библиотеки, бани, больницы, гостиницы, постоялые дворы. На средства вакфов рылись колодцы, прокладывались каналы для воды, сооружались трубопроводы и т.п. В ведении вакфов находились столовые для нуждающихся, сиротские приюты, дома для младенцев. Вакфы занимались освобождением пленных и рабов, обеспечением неимущих дровами, подготовкой приданого девушкам-сиротам и девушкам из нуждающихся семей, выплатой долгов за должников, помощью вдовам и сиротам, обеспечением школьников одеждой и едой, похоронами бедных и одиноких, защитой женщин, помогали молодым людям обзавестись семьей, заботились о старых, одиноких и т.п.



К сожалению после Октябрьской революции институт вакфа в России прекратил свое существование, все вакуфное имущество было конфисковано. Сегодня в некоторых регионах страны предпринимаются попытки его возрождения. О том, как это происходит в Республике Татарстан, мы попросили рассказать председателя Мусульманской религиозной организации "Вакф" Галеева Мурата Ильдаровича.



- Мурат Ильдарович, как пришла идея создания вакфа?



- Инициатива создания вакфа была продиктована насущной необходимостью в нем как в неотъемлемом институте ислама. Общаясь с рядовыми мусульманами, мы увидели, что назрела необходимость возрождения вакфа. Мы довели эту идею до руководства Духовного управления мусульман Республики Татарстан, и она также была поддержана, после чего было принято решение создать вакф, как единую структуру, действующую в целях увеличения благосостояния всего мусульманского сообщества нашей республики. В процессе своей деятельности мы познакомились с опытом работы вакфов за рубежом (в Турции, Кувейте, Катаре и т.д.), На законодательном уровне понятия вакф в России пока не существует. Поэтому мы пошли по пути создания местной мусульманской религиозной организации под названием "Вакф", на которую в данное время оформляются земельные участки.



- Каковы географические рамки вашей деятельности?



- В настоящее время мы работаем в городе Казань, в перспективе речь идет о всей республике Татарстан. При наличии возможности мы будем рады помогать мусульманам в других регионах России.



- Сколько вакфного имущества в настоящее время находится в вашем распоряжении?



- В данное время один земельный участок оформляется под строительство объекта религиозного назначения, второй проходит согласование. Также достигнута договоренность с частным лицом о пожертвовании нежилого помещения в пользу вакфа.



Сейчас мы думаем о некоторых коммерческих проектах, для чего получено в аренду одно помещение с целью создания коммерческого вакфа. В порядке пояснения необходимо отметить, что вакф бывает коммерческий и некоммерческий. Некоммерческий – это мечети и другие объекты культового назначения, которые не извлекают никакой прибыли из своей деятельности, и являются бюджетными. Коммерческий – это объекты, приносящие прибыль, которая распределяется в соответствии с его уставными целями.



- Вы сказали, что на законодательном уровне в России не существует такого понятия, как вакф. В таком случае, каким образом обеспечиваются гарантии целевого использования вакфного имущества.



- Переданное вакфу имущество автоматически становится неотчуждаемой собственностью всей уммы. Согласно шариату, оно не может быть никем отобрано, не должно продаваться, дариться и переходить по наследству. Оно навечно обязано принадлежать умме, пользу от него должна извлекать вся мусульманская община, независимо от организационно-правовой формы. Мы избрали такой механизм: в состав нашей религиозной организации вошли десять человек, которые совместно принимают решения по любым вопросам деятельности вакфа, в том числе об использовании и распределении средств, полученных от деятельности коммерческих вакфов. Таким образом, никто не может принимать решения единолично, никто не вправе в одностороннем порядке вывести долю из вакфа. В числе этих десяти человек – люди, получившие религиозное образование, которые выступая в роли экспертов, консультируют руководство вакфа по поводу соответствия тех или иных решений нормам шариата.



Естественно, нужно двигаться в направлении создания в России более универсальных и эффективных форм вакфа. В прошлом году эта проблема была озвучена во время посещения Казани президентом России Дмитрием Медведевым, соответствующее обращение было направлено в адрес правительства Российской Федерации. Надеемся, что этот вопрос не останется без внимания руководства страны.



- В России любая организация может быть ликвидирована в соответствии с законом. Какова будет судьба вакфа в случае гипотетической ликвидации вашей организации?



- В уставе предусмотрены форс-мажорные обстоятельства и, естественно мы будем учитывать их. В соответствии с уставом будет определен правопреемник.



Беседовал Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

doctor_halim 18 Августа 2009г.
Ответить

_QUOTEНа законодательном уровне понятия вакф в России пока не существует Практически полным аналогом вакфа является неделимый фонд потребительского общества (кооператива).