Мусульмане Перми восстанавливают свою историю

Олег Кисленков: Для меня ислам это умиротворение, душевное спокойствие

Олег Кисленков: Для меня ислам это умиротворение, душевное спокойствие

Теги:




2
07 Июля 2014г. (09 Рамадан)

Многие российские мусульмане уже привыкли к тому, что в рамках Духовных управлений действуют самые разные структурные подразделения: Советы улемов, отделы по работе с мигрантами, с военнослужащими, с заключенными, бракосочетаний. Но, пожалуй, самое необычное структурное подразделение действует при Пермском мухтасибате Духовного управления мусульман Европейской части России – историко-этнографический музей. Ему чуть больше года, его директором является русский предприниматель и коллекционер Олег Валентинович Кисленков. Он любезно согласился рассказать ИА IslamNews о первых шагах молодого музея.

- Олег Валентинович, как возникла идея создать при Пермском мухтасибате историко-этнографический музей, кто выступил инициатором?

- Инициатором выступил я, поскольку давно сам увлекаюсь коллекционированием, а Пермский мухтасибат в лице Председателя Духовного управления мусульман Пермского края (Пермского мухтасибата) Ильхама-хазрата Бибарсова поддержал эту инициативу. Основная цель – сохранение историко-культурного наследия мусульман Пермского края, популяризация ислама и для воспитания толерантности и веротерпимости у подрастающего поколения. Мы собираем не только исторические предметы, связанные с исламом, но и с историей и культурой татар и башкир, которые издревле проживают в Пермском крае.

- На основе каких коллекций он был создан?

- Дело в том, что в советское время Пермская соборная мечеть, а точнее с 1939 по 1986 гг., использовалась в качестве Пермского областного архива КПСС, в годы войны из Казани в связи с угрозой занятия города немцами сюда были эвакуированы музейные и документальные ценности, часть из которых, прежде всего книги, разместили в здании мечети. После войны их не вывезли обратно. Когда мечеть передали верующим, они обнаружили здесь более 200 старопечатных и рукописных книг на арабской графике. Это Кораны, труды по фикху, другим исламским наукам, а также учебники по таким предметам, как астрономия и садоводство. Эти книги, датируемые XVIII-XIX вв. и послужили основой нашего музейного фонда. Кроме того, в музей я передал значительную часть своей личной коллекции восточных предметов, среди которых средневековые арабские и персидские монеты, булгарская и иранская посуда и другие артефакты. Также значительную часть исторических предметов нам принесли прихожане мечети и мусульмане города, когда мы бросили среди них клич о том, что создается подобный музей. Дело в том, что многие булгарские или казанские изделия, монеты, манисты, кораницы, филактерии, украшения, в татарских и башкирских деревнях носили вплоть до XIX в., некоторые вещи сохранились в татарских и башкирских семьях от бабушек и дедушек и их передали нам.

- Где-то можно увидеть эти раритеты?

- К сожалению, пока нигде. Наш музей пока не имеет своего помещения. В течение прошедшего года я занимаюсь описанием и каталогизацией предметов, оформлением всевозможных документов, в том числе актов приемки и актов хранения. Поскольку здесь я работаю один и на общественных началах, к тому же, не очень хорошо был знаком с музейным делом, работа продвигается не очень быстро. Основная проблема – это помещение. В комплексе Пермской соборной мечети, конечно, имеются свободные помещения, но отдельные экспонаты, в частности, холодное оружие, изделия из драгоценных металлов требуют особых условий хранения и экспонирования. Мы обратились в администрации области и города с просьбой выделить соответствующие помещения, пока вопрос рассматривается, если от властей мы ничего не сможем добиться, то музей разместится в рамках исламского комплекса, который возводится сейчас в одном из районов Перми.

- Но, насколько мне известно, часть экспонатов уже демонстрировалась общественности.

- Это правда. Фактически презентация нашего музея состоялась на IV Межрегиональном форуме исламской культуры «Мусульманский мир», который проходил с 13 по 16 марта 2014 года в Перми. Одним из организаторов и участников Форума выступило Духовное управление мусульман Пермского края (Пермский мухтасибат). На стенде Пермского мухтасибата мы впервые и выставили самые интересные артефакты из наших коллекций, которые вызвали большой интерес у посетителей выставки.

Старинные книги


- Что это за изделия?

- Например, коллекция посуды XI-XII вв., в том числе кумган из чистого серебра весом в 1,5 кг, кувшин, котелок. Некоторые изделия имеют арабскую вязь на фарси. Средневековые монеты арабского, среднеазиатского и иранского происхождения, кавказское и турецкое оружие, булгарские ремесленные изделия.

- Возникает вопрос, откуда все эти диковинные вещи взялись в Пермской крае?

Ответ на этот вопрос очень простой. Практически вся иранская коллекция российского Эрмитажа – это восточные клады, найденные в Пермской губернии. После прихода ислама в Иран сасанидская серебряная посуда с изображением животных, людей и мифологических созданий стала безжалостно уничтожаться – ее переплавляли в слитки или перековывали на монеты. Предприимчивые восточные купцы при посредничестве волжских булгар вывозили эту посуду в Поволжье и обменивали у местного тюркского и финно-угорского населения на меха, высоко ценившиеся на востоке. Археологически доказано, что в Пермском крае существовали булгарские торговые фактории, которые выступали посредниками «закаменной» торговли, т.е. торговли через Уральский хребет. Основная часть серебряной посуды использовалась предками коми-пермяков в культовых целях. Иногда они процарапывали на ней свои рисунки-символы, приспосабливая эти предметы к своему миропониманию. И сегодня во многих семьях манси и ханты сохранились сасанидские серебряные тарелки, статуэтки, которые являются их тотемными символами. В XIX-XX вв. было найдено значительное число монетно-вещевых кладов арабо-персидского происхождения. В 1851 г. крепостные крестьяне Иннокентий Ужегов и его сын Евгений во время вспахивания целинного поля в верховьях ручья Лаштовки вблизи д. Волчиной Соликамского уезда Пермской губернии обнаружили двенадцать предметов из серебра общим весом более 5 фунтов (около 2 кг). Самым крупным предметом клада оказалась серебряная тарелка, или небольшое блюдо, с чеканным цветочным орнаментом, обрамляющим изображение оленя с тавром на задней ноге. Его принято относить к персидским сосудам Сасанидской эпохи. Ягошурский монетно-вещевой клад, найденный в 1867 г., состоял из 1500 редких куфических монет. Здесь же были найдены серебряный слиток и кувшин, другой клад, обнаруженный в Чердынском уезде в 1860 г., содержал 6 тыс. арабских монет. По данным археологов, в Прикамье и Удмуртии в вещевых кладах VII – XI вв. найдено более 8 тысяч монет. И эти клады продолжают находить до сих пор в так называемом «золотом треугольнике», расположенном на территории Чердынского района между слиянием Вишеры и Камы. Там повсюду археологи находят городища, поселения, капища и святилища наших предков.

На IV Межрегиональном форуме исламской культуры «Мусульманский мир» в Перми


- А как вы, русский человек, увлеклись исламской историей?

- Мне 47 лет, 2 года назад я стал мусульманином.. У меня 3 высших образования – юридическое, военное и гуманитарное, от природы я скептик, но, став мусульманином, понял, что Коран не мог сочинить обычный человек, это Божественное писание, в котором я нашел ответы на все мучавшие меня вопросы.

- Кто повлиял на Ваш духовный выбор?

- Для меня ислам это умиротворение, душевное спокойствие. Я являюсь последователем Накшбандийского тариката. До середины ХХ в. в Пермском крае были суфийские учителя, ишаны, но их в 1948 г. подвергли репрессиям. Я воспринял суфизм как бесконечный источник мудрости и счастья. Я являюсь мюридом Гавс Сани Сейда Абдульбаки , это учитель, шейх, проживающий в Турции, он является потомком пророка Мухаммада по фатимидской линии. В Пермском крае, в Перми и в Бардымском районе, есть его мюриды и вакили (доверенные лица).

Булгарское серебро

- Каковы перспективы Вашего музея?

- Сейчас меняется музейное законодательство, еще не совсем понятен статус частных музеев, но надеемся, что перспективы хорошие. Сейчас мы должны закончить оформление всей документальной части, потом будем решать вопрос с помещением и вот тогда будем готовы представить наши коллекции для широкой общественности.

Серебренная чаша

Автор: Алексей Старостин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Любовь 18 Августа 2021г.
Ответить

как он мог говорить о душевном спокойствии, если этот человек реальный псих и ни с того, ни с сего послал меня? при этом постоянно психует как его вижу

Елена 27 Января 2022г.
Ответить

У него всё хорошо?

Яндекс.Метрика