На севере Омской области найдены 16 могил мусульманских миссионеров

Фрагмент свитка сачара

Когда на научных конференциях ученый-краевед, этнограф Ришат Рахимов идет к трибуне с докладом, зал дружно покидают некоторые «духовные лица», болезненно воспринимающие любую информацию о некрополях средневековых шейхов-миссионеров в Сибири, видящие в этом пресловутый «ширк-многобожие».

По следам бухарских шейхов

Не стала исключением и последняя конференция в Тобольске, посвященная исторической судьбе Искера – столицы Сибирского ханства. Как только Рахимов пошел к трибуне, зал демонстративно, подобно американцам при речи президента Ахмадинежада, покинули два представителя духовного управления. Директор центра музейных технологий ООО «Museum-Студия» Ришат Рахимов, человек, в честь которого «Рахимовским» назван первый палеонтологический памятник природы на юге Тюменской области, помимо прочих дел занимается выявлением и паспортизацией «астана» – некрополей средневековых миссионеров ислама. Это и вызывает неприязнь у отдельных представителей «духовенства», которые видят в деятельности ученого «ширк».

Доклад Рахимова на Тобольской конференции был посвящен поездке в соседнюю Омскую область. Отправляясь на трехнедельную экспедицию, краевед знал, где будет первая остановка, ехал он на поиски следов бухарских шейхов не наугад. Согласно старинной рукописи сачара*, захоронения шейхов должны были находиться возле населенных пунктов Саургачи, Уллы Бурян, Тебендя.

Вот как выглядит перевод сачары (Катановской рукописи) по этим астанам:

1. «в Тебенди шейх Анджетан, был из внуков шейха ба-Мачин»;

2. «у устья Ишима, именно в селении Большой Буран мавзолей шейха Бигач-ата, Бигач-ата был внук Джамия, основателя ордена Мевлеви, спутники его с 3 камнями лежат на берегу озера»;

3. «шейх Муслиху-д-дин из Керама, с двумя дочерьми он участвовал в войне за веру, старшая Салиха-биби, она пала в овраге, называемом Чарбий, у селения Саургач и легла».



По следам средневековых миссионеров сотрудники «Museum-Студия» Ришат Рахимов и Владимир Адаев отправились по бездорожью вдоль Иртыша, гнали по вагайским лесам на внедорожнике «Тойота-Раф» на всех газах, поскольку буквально по пятам гнался ураган, нужно было успеть пересечь опасный участок на стыке двух областей.

Буря настигла коллег в деревне Саургачи Усть-Ишимского района Омской области. Ураган валил деревья, метал сено и шифер, рвал провода. Электричества не оказалось и районном центре Усть-Ишим, где в первый день экспедиции ночевали исследователи.

Все эти деревни – Саургачи, Ашеваны, Тебендя, Уллы Бурян (другое название Тюрьметяки), Кипа-Куллары и десятки других татарских аулов вплоть до Тары – в незапамятные времена были селениями и крепостями Сибирского ханства, позже «юртами» Тобольской губернии. При новом административно-территориальном делении в советское время большая часть сибирско-татарских деревень оказалась в составе Тюменской области, меньшая часть – в составе Омской.

В Саургачах Рахимов и Адаев без труда нашли искомую астану шейха Муслихитдина – насыпь овальной формы с надмогильным сооружением в виде сруба пирамидальной формы из сосновых бревен в четыре ряда. Потомственного хранителя некрополя не оказалось, но выяснилось, что не утеряна сачара, она хранится в другом населенном пункте. Отметим, что потомки хранителей астана весьма неохотно делятся информацией. Рахимову в его исследовательской деятельности помогает одно обстоятельство – он сам из рода хранителей «Истяцкой астаны», потомок шейхов, поэтому ему доверяют, как «своему», и делятся сокровенным.

Таинственные камни Бигач-ата

Самой значительной, «большой», среди мусульман Усть-Ишимского района считается астана шейха Бигач-ата в деревне Уллы Бурян (Большой Буран). Она упоминается в грамотах сачара (Катановской и Карагайской): «У устья Ишима, именно в селении Большой Буран мавзолей шейха Бигач-ата, Бигач-ата был внук Джамия, основателя ордена Мевлеви, спутники его с тремя камнями лежат на берегу озера». В другой сачара, получившей название «Грамота хранителя Юрумской Астаны», говориться, что: «В местности Приишимья Улуг Буран могила Бикач ата шейха газиза, он был из потомков Мавляна Джалялитдина».
Под «потомком» в данном случае, по мнению исследователей, имеется в виду не родовая, а духовная преемственность – силсила. Т.е. шейх Бигач был из последователей Мавляны Джалялетдина, который известен во всем мире как поэт Руми.

Обратите внимание, в сачарах говорится о неких трех камнях «спутники его с тремя камнями лежат на берегу озера». Местные жители рассказали Ришату Рахимову, что раньше на берегу озера Уллы Бурян действительно лежали два камня овальной формы, размерами около 30-40 см, серо-голубого цвета, гладкие, без надписей. Они могли самостоятельно… переворачиваться и передвигаться. В середине 20 в. хранитель астаны Вагап Назыров закопал их на кладбище. Третий камень, чуть меньше размером (примерно 20 на 30 см), по воспоминаниям М.Алтынбаевой 1930 г.р., внучки хранителя Г. Ганеева, находился у них в огороде. Если вечером его заносили домой, то утром он каким-то таинственным образом снова оказывался на улице.

За века появилось много различных небылиц вокруг камней и шейхов-миссионеров. Один из омичей рассказывал автору этих строк, что два камня сами собой катятся-гуляют по лесам, кто увидит их, тому будет удача… Можно посмеяться над этим, но ведь камни все-таки были, если их зафиксировали столетия назад авторы сачары. В самих старинных свитках, кстати, нет ничего неправдоподобного. Значит эти камни еще долго пролежали у озера, если память о них сохранилась среди местных жителей, незнакомых с текстом сачары.

Астана Бигач-ата и его спутников находится на берегу озера Улу Бурян, расположенного между деревнями Ашеваны и Тюрмитяки (Большой Буран). Представляет собой комплекс, состоящий из нескольких погребений, центральное из которых считается могилой шейха, а остальные могилами его спутников (единомышленников, последователей) и родных (жены и сыновей). Последний хранитель Назыров Вагап умер в 1985 году. В связи с отсутствием приемника, и нездоровой интригой вокруг грамоты хранителя, он завещал похоронить сачару вместе с собой, что и было сделано. Ришат Рахимов полагает, что сибирские рукописи сачара, хранящиеся в филиале Института востоковедения РАН (г. Санкт-Петербург), являются списками грамоты хранителя этой самой Тюрмитякской астаны.

В районе деревни Тебендя коллеги выявили пять астана. Ни на одной из них не сохранилось каких-либо сооружений. Как астану воительницы Сулейхи биби местные жители показали яму диаметром около 3 м и глубиной около 1,7 м. на высоком мысу над рекой Чарбий. Кто разворошил могилу, археологи или т.н. черные копатели, местные не знают. Сулейха биби известна по свиткам как старшая дочь «шейха Муслиху-д-дина из Керама», похороненного возле Саургачей. Потомственного хранителя астаны также не оказалось, но гости из Тюмени выявили цепочку хранителей, которые смотрели за этой и другими некрополями тебендинского комплекса.

Возле деревни Эбаргуль зафиксировали две астаны. У деревни Кипа-Куллары, той самой, которую столетия назад несколько дней штурмовали казаки Ермака и не могли взять, помимо астаны оказался еще и археологический памятник «Кипо-Кулларовский девичий курган».

Тюменские исследователи нашли некрополи шейхов Нигматуллы (у деревни Каенаул), Абдулгазиза (в окрестностях деревни Самты), Ниязуллы и Хаджигирея (возле бывшей деревни Тайлакские юрты).

«Дабы шейхи не осрамили потомства их»

За три недели ученые из Тюмени посетили более 20 населенных пунктов в Усть-Ишимском и Тевризском районах, выявили и зафиксировали 16 астана. Ночевали в палатках, когда приходилось подолгу задерживаться в лесу. Рахимову и Адаеву не привыкать к спартанской жизни. Коллегам приходилось работать в более сложных условиях Ямала, неделями ждать вертолет на материк у Карского моря. Ришат рос на берегу руки Вагай, в таежном краю, где в стародавние времена, когда климат был более мягкий, паслись мамонты и носороги. Подростком он коллекционировал кости доисторических животных, однажды нашел кости широколобого лося, который жил задолго до мамонта. Все свои находки Рахимов подарил областному краеведческому музею, организовывал экспедиции по родным местам, которые позже получили название «Памятник природы «Рахимовский». Много лет, после окончания Института искусств и культуры по специальность «Музейное дело и охрана памятников», проработал в краеведческом музее. Такие редкие экспонаты музея, как скелеты пещерного медведя, арктического дельфина, кости шерстистого носорога, мамонта, добыты Рахимовым или с его участием. Около 200 предметов по истории и культуру сибирских татар также переданы в музей этнографом Рахимовым.

Паспортизацией астана Ришат занимается, прежде всего, для придания им статуса охраняемых памятников историко-культурного наследия сибирских татар. Многие из некрополей шейхов находятся в лесах, и бывало так, что они оказывались в радиусе выделяемых под распиловку делянок. По данным Рахимова, в Омской области при трелевке леса тракторами была уничтожена одна из астана.

Лет восемь назад на одной из научных конференций Ришат Рахимов выступил с докладом по проблеме спасения мест упокоения бухарских миссионеров. Вскоре областной комитет по охране памятников культуры выделил деньги на выявление, изучение и паспортизацию десяти памятников астана. За несколько лет число паспортизированных и включенных в реестр памятников регионального значения некрополей достигло сорока пяти.

В последние годы комитет по охране памятников культуры уже не выделяет средств. Безусловно, ученым хотелось бы участия со стороны государства в выявлении и паспортизации мест упокоения средневековых миссионеров ислама, как памятников историко-культурного наследия сибирских татар. Пока что Рахимов с Адаевым занимаются этим самостоятельно, один, повинуясь своему долгу потомка шейхов и этнографа, занимающегося изучением истории и культуры сибирских татар, второй, помогая коллеге и другу.

К настоящему времени на территории двух областей – Тюменской и Омской – Рахимовым выявлено около 80 астана, из них паспортизированы и включены в реестр памятников регио
нального значения, повторюсь, 45 некрополей на территории Тюменской области.

Согласно средневековым свиткам сачара, всего в Западной Сибири должно быть более 300 астана. Месторасположение части их, напомню, приводятся в грамотах сачара, большая же часть некрополей, более 200, еще не найдены. Об этом сообщается в самих старинных свитках:

"Покорнейше просим, чтобы святые могилы оберегались неукоснительно, будь они на речках, впадающих в Иртыш, будь по берегам Иртыша самого или на болотах. 251 шейх всадник, не объявились, остались сокрытыми. Благочестивые и миролюбивые мужчины, женщины и девицы, если кто-нибудь в тайных отношениях к Господу Всевышнему получит точные указания Его относительно сокрытых мужей или если эти мужи о себе дадут им какие-то намеки и знамения, то, пожалуйста, да не будут нерадивы относительно объявления могил и построения мавзолеев, для того чтоб шейхи не разгневались на них и чтобы не осрамили ни их, ни потомства их!". (Перевод Н.Катанова)



* Сачара – старинная рукопись на арабской вязи, повествующая об истории принятия ислама сибирскими тюрками, и сообщающая о местонахождениях могил шейхов-миссионеров «астана», их силсиле (цепочке духовной преемственности). Сачара передавалась по наследству внутри рода-хранителя астаны. Большинство рукописей были утрачены в советские годы.
До поездки в Омскую область было известно о существовании шести сачара. Первую рукопись удалось отыскать профессору Казанского университета Н.Ф. Катанову около ста лет назад, она известна как «Катановская рукопись», получившая при переводе название «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири». В 2004 году Ришат Рахимов обнаружил вторую сачара. Свитки хранила смотрительница Юрумской астаны в Аромашевском районе пенсионерка Шарбига Саитчабарова. В том же году Рахимовым и тобольским краеведом И.Беличем в селе Большой Карагай найдена третья сачара, оказавшаяся протографом «Катановской рукописи». В 2008 году Рахимовым в Тобольском районе обнаружена четвертая сачара. В этом году им же уже в Омской области найден пятый свиток, содержание рукописи еще не переведено. Шестая сачара хранится в Институте востоковедения РАН в Санкт-Петербурге.


Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

shamvil 02 Января 2011г.
Ответить

Halida, а почему вы тут написали РОДА ПЛЕМЕНИ ТАТАРСКОГО-в переди а мусульманского позади? что вам важнее нация или религия? Это вопрос а не упрек.

Halida 02 Января 2011г.
Ответить

Я горжусь Вами Калиль и Ришат! Счастлива быть одного рода племени -татарского и мусульманского - с Вами.

Яндекс.Метрика