«Не мечом, но миром». Роль мусульманских торговцев в призыве

Джума мечеть в Тимбукту(Мали) – центре африканской исламской мысли

Джума мечеть в Тимбукту(Мали) – центре африканской исламской мысли

Теги:






0
03 Сентября 2013г. (27 Шавваль)
Призыв к Единобожию и исламу – это обязанность каждого ответственного и сознательного мусульманина. Поскольку в исламе нет духовенства или священнослужителей, обладающих особым сакральным статусом, обязанность просвещения, не может быть ограничена некоей группой «профессиональных клириков» как в других религиях. В исламе каждый мужчина (или женщина) по своему являются и служителями религии, и все будут нести ответственность перед Создателем за то, насколько им удалось выполнить свои просветительские обязанности искренне и в полную силу своих возможностей.



Призывая мусульман к ответственности в этом вопросе, Всевышний говорит в Коране: «И кто лучше в речи, чем тот, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: " Воистину, я-один из мусульман». (Коран 41:33).



Для того чтобы призывать людей к исламу, необязательно быть выдающимся улемом или факихом-правоведом. Мусульманину надлежит призывать людей к своей религии не только знаниями, но хорошим поведением и позитивным образом жизни, ибо только красивыми словами до сердец и душ людей не достучаться. Кроме того, в подобных случаях призывающий рискует навлечь на себя гнев Всевышнего, ибо сказано: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего вы не делаете? Самый ненавистный это с Аллахом, что вы говорите то, чего вы не делаете.» (Коран 41:33).



Принцип «действия говорят громче, чем слова» был успешно воплощен в многовековой истории ислама через распространение веры в некоторых частях Азии, Африки и Европы. Вера в Единого и Всемогущего Аллаха распространялась благодаря добродетельному поведению мусульманских купцов.

Вот краткий исторический обзор распространения ислама «не мечом, но миром».



К XIV веку, благодаря усилиям индийских и китайских купцов-мусульман, ислам проложил себе путь на территорию нынешней Малайзии, где уже распространились политеистическая религия индуизма и буддизм – «религия без Бога». В условиях того времени именно ислам стал основой для легетимизации феодальных правителей тогдашней Малайзии – султанов. Именно в это время стали тождественными исламская религиозная и малайская национальная идентичности, хотя еще довольно долгое время индуистские и даже доиндуистские обычаи продолжали бытовать в малайзийской культуре.



В целом, мусульманскому присутствию в Юго-Восточной Азии около шести столетий. Оно восходит к 1400 г, хотя многие исследователи утверждают, что ислам в этом регионе появился даже раньше – в 1100 г в регионе Асех в северной части о. Суматра (ныне, Индонезия). Но что бы мы не брали за хронологическую основу, несомненно одно – исламу на территории нынешних Малайзии, южного Таиланда, Индонезии, Камбоджи и Филиппин несколько столетий. Причем современные историки утверждают, что в начале XVI столетия местные жители контактировали не только с мусульманскими купцами из Индии и Китая, но также и из непосредственно Аравии.



Успешному распространение ислама в Индонезии, Малайзии и на Филиппинах способствовали наличие здесь Корана и других религиозных мусульманских книг. Ныне же 90% населения Индонезии – мусульмане. Половина малайзийцев также исповедники ислама. А вот на Филиппинах испанцам (а позднее американцам) благодаря военной силе удалось большинство обратить в христианство.



В качестве особенности ислама в Африке следует отметить, что его распространение на «черном континенте» стало одновременно причиной и следствием роста городов и экономического развития в целом. При этом ислам был также непосредственным источником развития здесь наук, искусств и ремесел. Хотя апогей исламского правления в Африке продлился чуть более столетия, именно на это время пришелся наибольший расцвет местной культуры.



Ислам в Африке южнее Сахары начал распространяться значительно раньше начала XVI в. Первым городом, где большинство населения составили мусульмане, стал Гао на реке Нигер (нынешняя территория Мали). Это произошло до 990 года, когда правитель этого города обратился к исламу. К 1040 г. мусульманами стали значительные группы населения Сенегала. Отсюда ислам начал свое распространение на нынешние территории западной части Мали и гвинею. После того, как в 1076 году ислам принял народ Сонинке в Гане, религия пророка Мухаммада распространилась по всему течению реки Нигер.



Мусульманское королевство в Мали образовалось в XIII-XV вв, исторические следы государства Сонгаи восходят к 1465-1600 гг. Самым восточным в зоне Сахары стало королевство Канем-Бурну, близ озера Чад.



Также, как и на востоке Азии, ислам распространялся на западе Африки через торговцев. Первыми мусульманами, как это часто было в средние века, становились правители, а за ними уже следовал и весь народ. Одновременно сформировалась, научная, прежде всего, правовая школа африканской мусульманской мысли в городе Тимбукту (Мали), где жили факихи и улемы. Именно, благодаря мусульманской религии, в тогдашней Африке сформировались торговые и социальные коммуникации, связавшие огромные территории, от нынешних Нигерии и Ганы на юге, до Ливии и Туниса на севере.



В Восточной Африке купцы уже к X веку распространили ислам по береговой линии Индийского океана на территории нынешних Сомали, Кении и Танзании. Волна исламизации прокатилась по населению Нубии, к югу от Египта исключительно в результате мирного переселения сюда арабо-мусульманских племен и ассимиляцией ими (в том числе и религиозной) местного населения.



Однако эта волна не пошла дальше, на юг от Хартума. Тамошние племена продолжали исповедовать первобытные верования, к которым позднее примешалось принесенное европейскими колонизаторами христианство. Это откликнулось событиями нашего времени, когда ранее единый Судан оказался ныне разделенным по этнорелигиозному принципу.



По материалам Arab News



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика