Нужны ли России имамы?

«Из выпуска МИУ 2012 года выпускники пошли работать на базары и стройки - никто не пошел на работу имамом»  - ректор МИУ

«Из выпуска МИУ 2012 года выпускники пошли работать на базары и стройки - никто не пошел на работу имамом» - ректор МИУ

Теги:




8
03 Июня 2013г.
- – —
Представители мусульманских высших учебных заведений должны активнее взаимодействовать с государственными вузами, в частности, привлекать оттуда преподавателей, чтобы давать полноценное, качественное образование учащимся, заявил заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике Михаил Белоусов в понедельник на всероссийской научно-практической конференции "Проблемы стандартизации в системе мусульманского образования России", проводимой Советом по исламскому образованию (СИО).



Представитель администрации президента отметил: "взаимодействие с государственными вузами: к сожалению, это еще на начальной стадии, и очень тяжело развивается, особенно в некоторых регионах. Светские преподаватели должны приходить в исламские вузы, они должны преподавать общие дисциплины. Не сможете вы со своими ограниченными ресурсами обеспечить такой полноценный образовательный процесс, в соответствии с государственными стандартами", – передает РИА Новости.



"Идите в государственные вузы – они должны относиться к этому с пониманием", – добавил он, обращаясь к собравшимся на конференции руководителям и представителям религиозных учебных заведений мусульман.



По мнению Белоусова, серьезной проблемой является то, что далеко не все выпускники мусульманских вузов по окончании обучения идут работать имамами или преподавателями, с пользой применяя полученные знания. В частности, как сообщил ранее ректор Московского исламского университета (МИУ) Дамир Хайретдинов, из выпуска МИУ 2012 года выпускники пошли работать "на базары и стройки", и "никто не пошел на работу имамом, хотя на их обучение тратились ресурсы и труд преподавателей".



"Важно, чтобы люди, прошедшие эти программы (в исламских вузах), оставались на служении, именно служили духовным интересам наших граждан", – отметил в свою очередь Белоусов.



В то же время, как заявил ИА IslamNews ректор РИУ Рафик Мухаметшин, на конференции обсуждались проблемы, связанные с выработкой единых образовательных стандартов. "Единые образовательные стандарты очень важны для того, чтобы система образования соответствовала определенным требованиям. Государственные вузы работают по образовательным стандартам, по этим стандартам государство их контролирует, поэтому, естественно, очень важно, чтобы была определенная система и для эффективного мусульманского образования. В данном случае речь идет о том, чтобы систему исламского образования могли контролировать и соответствующие религиозные структуры, оказывать на нее определенное влияние, чтобы эта система полноценно функционировала", – сказал он.



Проблем в системе исламского образования было много, напомнил собеседник IN. "Медресе, в основном, работали каждое по своей программе, единых стандартов не было. Но сегодня выступавшие говорили о том, что загнать все медресе под какие-то жесткие стандарты тоже будет не совсем правильно. Например, до революции все татарские медресе строились вокруг известных ученых, у которых была определенная специализация, кто-то специализировался по Корану и тд. Так что надо учитывать и определенные богословские традиции", – подчеркнул ректор РИУ.



По его словам, система высшего образования тоже нуждается в стандартизации. "Обсуждался вопрос о том, кого должны готовить исламские вузы. Есть медресе, которые, в принципе, способны готовить имамов для мечетей. А вузы должны готовить имамов для городских мечетей, крупных соборных мечетей, или мусульманскую интеллигенцию? Тут мы подходим к вопросу компетенции выпускников, концепции самой системы высшего мусульманского образования. Должны ли мы акцентировать внимание только на подготовке религиозных деятелей, или мы должны думать о подготовке, в том числе, мусульманской интеллигенции, экономистов, юристов, теологов, лингвистов, журналистов? Многие вузы работают по-разному. Например, в нашем считают, что важна подготовка и религиозных деятелей, и мусульманской интеллигенции. Некоторые же считают, что можно специализироваться только на подготовке религиозных деятелей. Но чтобы вуз функционировал как полноценный вуз, безусловно, в нем надо готовить специалистов по различным направлениям, иначе поддерживать высокий уровень и статус вуза практически невозможно. Так что, с одной стороны, подготовка мусульманской интеллигенции – это потребность общества, а с другой стороны, это некий стимул для того, чтобы вуз поддерживал свой уровень наравне с другими, светскими учебными заведениями", – отметил собеседник агентства.



Особое место, по его словам, занимает низшее звено системы мусульманского образования – воскресные курсы. "Сегодня им уделяется мало внимания, хотя это очень важное звено, поскольку самое массовое. Есть мечети, куда приходит до 800 человек. В Татарстане эти курсы посещает более 20 тысяч человек. Люди получают знания из самых разных источников – насколько они достоверны, насколько освещают традиционные ценности? Эту систему тоже нужно рассматривать, с точки зрения подготовки типовых программ, учебных пособий, оно тоже требует особого подхода", – полагает ректор РИУ.



По словам Рафика Мухаметшина, на конференции была создана рабочая комиссия. "Следующий этап – стандарты для средних специальных мусульманских учебных заведений, медресе", – сказал он.



Что касается тезисов, озвученных г-ном Белоусовым, "это очень важный вопрос, поскольку мусульманские учебные заведения в принципе нуждаются в подготовленных кадрах", заявил ректор РИУ. "И мы привлекаем преподавателей светских вузов, естественно, должна быть координация. Тем более что есть совместная федеральная программа углубленного изучения ислама, в которой участвуют и светские вузы, и религиозные. В рамках ее реализации нам очень важно, чтобы светские вузы оказывали нам и методическую помощь в написании программ, и проблему кадров решали по мере сил. Это для нас актуальная задача", подчеркнул собеседник агентства.



Отвечая на вопрос IN о том, как поднять престиж исламского образования в России, Рафик Мухаметшин заявил: проблема престижа вуза – не только проблема самого вуза. "Вуз может готовить специалистов на высоком уровне, но проблема престижа вузов связана, в том числе, и с востребованностью выпускников, это проблема мотивации родителей, детей, "кем я буду после окончания вуза, кем я смогу работать". Этот вопрос сегодня остается открытым. Мусульманские общины России, особенно в сельской местности, сегодня не способны содержать своих имамов. Проблемы социальной защищенности, зарплаты, жилья остаются открытыми. И родители с детьми думают, кем они устроятся после окончания? Юристом высокооплачиваемым, экономистом? Это престиж самой профессии. Сегодня, увы, нельзя сказать, что имам является очень престижной профессией. Поэтому вопрос не только в профессиональном уровне вуза, ситуацию надо оценивать в комплексе. В обществе-то они востребованы, но насколько мусульманское сообщество, религиозные институты, духовные управления готовы принимать наших выпускников, оплачивать, решать их самые элементарные вопросы? Проблем на местах очень много, вопрос открыт", – считает ректор РИУ.



Подводя итог, он напомнил: в 90-е годы на волне эмоционального подъема желающих поступать в исламские вузы было много, "но сегодня молодые люди и их родители более прагматичны". "И желающих учиться в мусульманских учебных заведениях, к сожалению, меньше. Поэтому мы стараемся, помимо религиозной подготовки, давать им и другие знания, которые помогут выпускникам устроиться на светскую специальность", – подытожил собеседник IslamNews.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ivan petrov 03 Июня 2013г.
Ответить

никто не хочет мне на йоту положить 900 рублей ,через 3 минуты время кончается.где же вы настоящие братья?

нагимович 03 Июня 2013г.
Ответить

Исл.ВУЗы должны привлекать высококлассных специалистов,различных прикладных и научных специальностей,со всего мира.А Ислам должен в них присутствовать в виде обобщающей платформы,не навязчивой.Главное знания,и статус заведения,востребованность профессий.Таковы были некоторые ВУЗЫ в Кордовском Омеядском Халифате,которые привлекали лучшие умы со всего ислам. мира.И до эпохи Ренесанса,пытливые умы из числа христиан,старались пройти в них обучение.А сейчас есть желающие поступить в наши ВУЗы,имеют ли «вес» их дипломы для будущих работодателей? Не мусульмане,умные студенты,пройдя обучение ...
Читать дальше

ivan petrov 03 Июня 2013г.
Ответить

никто не хочет мне на йоту положить 900 рублей ,через 3 минуты время кончается.где же вы настоящие братья?

нагимович 03 Июня 2013г.
Ответить

Исл.ВУЗы должны привлекать высококлассных специалистов,различных прикладных и научных специальностей,со всего мира.А Ислам должен в них присутствовать в виде обобщающей платформы,не навязчивой.Главное знания,и статус заведения,востребованность профессий.Таковы были некоторые ВУЗЫ в Кордовском Омеядском Халифате,которые привлекали лучшие умы со всего ислам. мира.И до эпохи Ренесанса,пытливые умы из числа христиан,старались пройти в них обучение.А сейчас есть желающие поступить в наши ВУЗы,имеют ли «вес» их дипломы для будущих работодателей? Не мусульмане,умные студенты,пройдя обучение ...
Читать дальше