Опыт политического прагматизма в исламе

Успех движения "Хизбалла" в том, оно не исключает тесный союз с политическими организациями суннитов, христиан и друзов в условиях постоянной военной угрозы со стороны Израиля

Успех движения "Хизбалла" в том, оно не исключает тесный союз с политическими организациями суннитов, христиан и друзов в условиях постоянной военной угрозы со стороны Израиля

Теги:



3
08 Июля 2010г. (26 Раджаб)
Прагматизм в политическом исламе явление не новое и являлось в прошлом идеологической или политической установкой, помогающей решать поставленные перед политическим деятелем или движением проблемы с минимальными потерями и максимальным получением политических дивидендов. Но при этом всегда существовали определенные ограничения на основе морально-этических норм.



И на сегодняшний день в большинстве случаев политический прагматизм в исламских политических организациях превращается в способ достижения своих целей, который характерен как получение сиюминутной выгоды, без учета перспектив в будущем.



Развитие политического ислама, начиная с эпохи Пророка и халифов, имело одну последовательную закономерность, которая стала одной из причин упадка и деградации мусульманской общины не только в области науки, но и в политике. Что естественным образом отражалась на всем спектре жизнедеятельности мусульманской общины, в частности, в системе государственного устройства и управления. Суть этой закономерности заключалась в том, что многие политические концепции и установки в области государственного управления, оставленные пророком Мухаммадом, не были реализованы в полной мере, и вскоре забыты в политической борьбе за власть.



Вообще же первоначальная концепция власти в исламе основывалась на политическом прагматизме Мухаммада, который и решил вопрос противостояния Мекки и Медины мирным путем. И это только один из многих примеров достижения целей с минимизацией потерь в политическом и идеологическом плане.



Дальнейший ход развития политического ислама уже в двадцатом веке прошел путь от радикальных взглядов, с полным отрицанием иных точек зрения в сфере государственного устройства, до преобладания прагматизма в политическом мышлении. И вполне естественно, что эта непростая борьба двух полярных воззрений одной идеологии имела свой специфический оттенок, который расходился в способе реализации.



Наиболее показательным примером радикального подхода к этой проблеме были политические движения и партии Турции середины прошлого века, которые позиционировали себя идеологически как исламские. Это, например, Партия национального порядка, переродившаяся в Партию национального спасения.



На протяжении всего своего существования эти партии вели непримиримую борьбу со светскостью, жестко критиковали западную модель демократии, видя панацею от всех бед в создании условий для установления шариата в Турции на примере Саудовской Аравии. Вместе с тем они использовали социальные лозунги, понятные и востребованные для большинства населения страны. Но жесткие критерии отбора членов партии в руководящие органы и религиозная пропаганда свели их популярность к ограниченному кругу избирателей. Хотя расчет, возможно, делался именно на религиозные чувства жителей Турции, судя по политической риторике и предвыборным выступлениям.



Одной из причин неудач исламских партий в Турции прошлого столетия можно считать отсутствие политического прагматизма. Очевидно, что в формировании идеологической и политической установки, основой которой стала религия, был упущен одни немаловажный момент. Вероятно, буквальная трактовка тезиса "Вся власть принадлежит Аллаху" в идеологии привела к отрицанию всего положительного в государственном управлении, выработанного в течение нескольких сотен лет, в том числе принципов парламентаризма в западной модели демократии.



Однако, наверное, следует понимать, что ислам является не только посланием Бога к людям или же инструментом борьбы за власть, что, к сожалению, наблюдается в современной политике. Это также определенные рамки для поля деятельности человека, в том числе и в политике, в пределах которых он сам волен выбирать способы и методы достижения поставленных задач, не выходя за ограничения, установленные религией. И наверняка крайне ошибочным был бы отказ от использования в достижении своих целей опыта взаимодействия в социуме или же отдельных элементов системы государственного управления, будь-то западная или восточная модель.



Доказательством этому может служить то, что ни в Коране, ни в Сунне не имеется четких указаний для построения какой-либо формы государственного устройства, а есть только морально-этические и правовые аспекты. Тем более ислам как религия является абсолютом, который стоит выше всего мирского, в том числе и государства.



На сегодняшний день можно сказать, что политическая элита Турции в лице Партии справедливости и развития учла ошибки предшественников, что, соответственно, привело к тому, что были найдены пути примирения со светской системой. В ряды партии вошли представители светской интеллигенции и других слоев турецкого общества с либеральными взглядами, что естественным образом увеличило число сторонников партии.



Во многом благодаря политическому прагматизму Партии справедливости и развития ислам смог объединить как верующих, так и людей светских, для которых такие политические термины западной демократии как "гражданское общество" – в мусульманском понимании "умма", "совещательная демократия" – "шура" или же "плюрализм" стали иметь одинаково функциональное значение.



Наравне с этим в идеологии партии вопросы экономики, борьбы с коррупцией и обеспечения высокого уровня жизни для населения стали преобладать над идеологией борьбы со всем "неисламским", которая, к сожалению, стала господствующей во многих мусульманских политических движениях.



И это все в совокупности абсолютно не противоречит исламу, тем более что Пророк при создании своей общины отталкивался от того, что основные принципы государственного управления должны не исходить от людей, а служить для них, невзирая на вероубеждения или социальный статус.



Следующий пример прагматизма в политике хорошо заметен в деятельности ливанского политического движения "Хезболла", которое стоит особняком от других многочисленных партий Ливана.



Главное отличие шиитской "Хезболлы" и ее успех заключаются в том, что партия, несмотря на свое конфессиональное происхождения, не исключает тесный союз с политическими организациями суннитов, христиан и друзов в условиях постоянной военной угрозы со стороны Израиля. Хотя на одном из этапов гражданской войны в Ливане "Хезболла" из-за политического просчета верхушки партии была втянута в 1987 году в кровавые столкновения с другим шиитским движением "Амаль".



Но в дальнейшем "Хезболла" для укрепления позиций в стране использовала в своих политических маневрах прагматизм, что позволило партии заключить в 2006 году союз с влиятельной в Ливане группой националистов во главе с маронитом Мишелем Ауном.



Этому также содействовала политическая тактика и риторика национального характера, наряду с религиозными лозунгами, в основу которых были положены принципы суверенитета, независимости Ливана и борьба с иностранным вмешательством во внутренние дела страны.



В целом же "Хезболла" как организация избежала втягивания в бесконечный внутриливанский конфликт. При этом она стала не только реальной политической силой в стране, но и приобрела широкую популярность среди ливанцев, создав свою инфраструктуру из коммерческих предприятий, сети медицинских учреждений и учебных заведений, в которых простое население Ливана, находящегося в состоянии постоянных военных столкновений, получает стабильную экономическую, медицинскую и иную помощь, причем независимо от конфессиональной принадлежности.



В заключение, наверное, можно сказать, что гибкость и прагматизм в современном политическом исламе постепенно станут преобладающими. Хотя бы из-за того, что путь радикализации религии и борьба с "неисламским" скорее всего являются тупиковым путем.



И наоборот, необходим отказ от излишней идеологизации политической деятельности, в особенности партийной идеологии, при формировании которой фундаментом должна быть не только религия, но специфика и особенности народа или страны. Ведь именно в этом кроется залог успеха ливанской "Хезболлы" и турецкой Партии справедливости и развития, имеющих разные подходы в решении поставленных перед ними задач, и тем не менее, основывающихся на прагматичном видении будущего.



Нурдин Мамбетов, заместитель директора аналитического центра "Prudent Solutions".

Автор: Нурдин Мамбетов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Mitad-1 11 Июля 2010г.
Ответить

Avtor chto to ne to skazal. V Turcii v proshlom veke kakoy tam bil Islam? Rabotal yagudskiy virus. I otsutstvie politicheskogo uspeha est' nichto inoe kak otsutsvie religii. Eksperti tozhe mne.

Темирлан 11 Июля 2010г.
Ответить

Дурик, ты бы хоть разобрался с символикой. Вскидывание руки - это ветхозаветный символ, не имеющий ничего общего с фашисткой идеологией. "Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли…" (Быт.14:22)

Печкин 11 Июля 2010г.
Ответить

Держат руку в нацистком приветствии, лавры адольфа не дают им покоя.

Яндекс.Метрика