От “духовных управлений” к духовному управлению

В России множится число ДУМов

В России множится число ДУМов

Теги:




11
31 Мая 2013г.
- – —
До 20 процентов из почти 150-миллионного населения России составляют мусульмане. И особенностью российской уммы является также беспрецедентно высокое количество управленческих структур различного характера и уровня, часто параллельных. По некоторым подсчетам у нас ныне более 80 мусульманских управленцев, именующих себя муфтиями и еще больше учреждений под странным и солидным названием “Духовное управление мусульман N-ского региона”. Хотя во многих странах, где мусульмане составляют традиционное большинство, вполне оказывается достаточно одной управленческой структуры и ее руководителя.



Наверное многие мусульмане часто задавали себе вопрос – чем, кем и как духовно управляют ДУМы. Приходящие в мечеть, преимущественно на джума-намаз, те, кого принято считать средним, типичным мусульманином прекрасно видят, что есть молитвенная жизнь, есть халяльный магазин, есть бюро ритуальных услуг, но все это-дело каких-то иных людей, чем те, что сидят в духовных управлениях. Эти последние появляются на публике лишь тогда, когда надо высказаться от имени мусульман, или представить их на высокопоставленных (и не очень) посиделках.



Или взять многочисленных ныне муфтиев. По определению БСЭ, муфтий (араб. муфти, от афта – высказывать мнение), у мусульман высшее духовное лицо, облечённое правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. То есть должность муфтия должна существовать там, где принципы шариата охватывают нечто большее, чем сугубо богослужебную практику, как это принято у нас в стране. Либо, даже если нормы шариата никак не действуют за оградой мечети, все равно нужен образованный мусульманин, могущий просто дать ответ на тот или иной вопрос верующих с точки зрения исламского вероучения, то есть вынести фетву. Но у нас пока количество вынесенных фетв значительно меньше числа “муфтиев”. Хотя, слово “муфтий” звучит, несомненно, приятнее, чем заскорузлое “главный администратор”.



Может показаться, что мы стремимся доказать, что ДУМы, “муфтияты” и прочие имеющиеся у мусульман управленческие структуры, центры, ассоциации и т.п. – это плохо. Вовсе нет. Ислам, в отличие от христианства с его созерцательностью, упором на красивый, но сложный обряд – религия не только слова, но и дела, действия. И именно последнего ждет от уммы молодежь, которая в исламе, в отличие от других религий, сегодня составляет явное большинство. Конечно, за этим стоят желания показать себя свои реальные способности, может быть, даже подняться по социальной лестнице. И в этом нет ничего плохого, когда такой процесс идет в нормальных здоровых рамках. Но это возможно только, если этим процессом будут реально “духовно управлять”. И здесь есть хорошая возможность для ДУМов реализовать свой организационный, можно даже сказать, менеджерский потенциал, пока что уходящий куда-то не туда, что обедняет внутреннее содержание “мусульманских структур”, оставляя от них одну лишь форму.



Есть уже и первые положительные примеры. В ряде духовных управлений уже приняты обязательства по созданию молодежных волонтерских отрядов, начато их выполнение. Первые результаты этих действий уже поступают, например, в Фонд поддержки исламской культуры – одну из организаций, поддерживающих такого рода начинания.



Волонтерство – лишь одна из форм организации людей, на совершение активных действий, но на данном этапе, и тем более для религиозной организации она является, может быть, даже единственной. Именно развитие волонтерства помогает наиболее просто выявить характер и наклонности людей, и использовать их на благие дела. Даже пусть эти дела будут для начала небольшими – например, убраться в парке, на кладбище, у исторического мемориала, перевести бабушку через дорогу, принести пенсионерам на дом продукты и лекарства, но они позволят во-первых, человеку проявить свое подлинное я перед собой и другими, а во-вторых почувствовать себя включенными в жизнь нашего общества и государства. Ведь не секрет, что очень часто мусульмане закрывают или пытаются закрыть себя в некоей духовной оранжерее, чистый воздух которой не портит внешняя жизнь. Только вот организмы в таких тепличных условиях формируются слабыми.



А перед ДУМами в таком случае становится одна задача, простая и сложная одновременно – направлять этот процесс в позитивное русло и развивать его по восходящей – сегодня волонтерство, завтра – более сильные объединения творческого, социального, культурного и иного направления, послезавтра – реально дееспособные структуры мусульман как части российского гражданского общества. Работа эта рутинная, где-то тяжелая, но интересная и полезная. И она сможет вернуть ДУМам главное, чего им сейчас так не хватает – реальный авторитет в глазах большинства верующих.



Оглядывая религиозную жизнь России за последние десять-пятнадцать лет, замечаешь, что и практичные иудеи, и “созерцательные” христиане давно и серьезно ведут разветвленную и полномасштабную социальную работу, причем (и это главное) силами самих верующих. Мусульмане, увы, по этой части пока отстают. И для того, чтобы отставание это не стало непреодолимым надо начинать уже сегодня, сейчас. Говорят, что начать – это самое трудное дело, но в нашей ситуации нет ничего трудного. Просто “духовно управляющим” нужно повернуться лицом к верующим, и стать духовными управленцами без кавычек.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

muminka 31 Мая 2013г.
Ответить

«духовно управляющим” нужно повернуться лицом к верующим Только хотят ли они этого? Мусульмане России более заинтересованы в диалоге с муфтиями, нежели они сами. Верующие желают, чтобы они услышали и увидели проблемы Уммы и, начали выражать достойную позицию имамов, представителей мусульман.

miskin-00 31 Мая 2013г.
Ответить

число муфтиятов растет не для «духовного управления»,а лишь ради меркантильных интересов-как фирмы «однодневки»,как говорят «бабло рубить»(правда это слово я несовсем понимаю)

Okir 31 Мая 2013г.
Ответить

«...из почти полуторамиллионного населения России...» - наверное, надо исправить на «почти 150-ти млн...» Удачи)))

muminka 31 Мая 2013г.
Ответить

«духовно управляющим” нужно повернуться лицом к верующим Только хотят ли они этого? Мусульмане России более заинтересованы в диалоге с муфтиями, нежели они сами. Верующие желают, чтобы они услышали и увидели проблемы Уммы и, начали выражать достойную позицию имамов, представителей мусульман.

miskin-00 31 Мая 2013г.
Ответить

число муфтиятов растет не для «духовного управления»,а лишь ради меркантильных интересов-как фирмы «однодневки»,как говорят «бабло рубить»(правда это слово я несовсем понимаю)