Откровения саудовской принцессы

news-x5l4h7lHFH
Принцесса Рим аль-Фейсал – внучка убитого короля Саудовской Аравии Фейсала, недавно открыла свою фото-галерею в Дубае. Об этом, о положении женщин, о конфликте в Газе и о многом другом она рассказывает в интервью одной из крупнейших газет ОАЭ «Халидж таймс».

«Халидж таймс». Почему вы открыли галерею, которая полностью посвящена фотографии?



Рим аль-Фейсал. Арабский мир нуждался именно в такой галерее. Имеется множество галерей, выставляющих фотографии, но они также представляют и другие произведения искусства. Здесь же у нас даже есть книги о фотографии. Мы открыли галерею работами Евы Арнольд. Она приезжала в ОАЭ в конце 60-х и много снимала в этой стране. Сейчас ей 96 лет.



«ХТ». Вы – саудовская принцесса. Почему вы открыли галерею в Дубае?



Р. Ф. Мой партнер в данном проекте – Эли Домит, убедил меня открыть эту галерею. Помимо того, Дубай – один из центров, как в культурном, так и в географическом плане, и сюда приезжают люди со всего мира. Если бы я открыла галерею в Саудовской Аравии, то она была бы лишь для арабского мира.



«ХТ». Какой жанр фотографии привлекает вас больше всего?



Р. Ф. Тот, что принято называть документальным. Мне нравится запечатлевать городскую жизнь. Я делаю только черно-белые снимки и не использую цифровую камеру. Я не считаю, что образы должны сохраняться только в компьютере. Сегодня люди делают снимки и складывают их в своих laptops, и никто не видит их. Они больше не кладут их в альбомы. Я использую камеру Contax 645 Medium Format. Компания Contax прекратила свое существование. Если моя камера выйдет из строя, я не знаю, что буду делать. Хорошо еще, что камера состоит из различных заменяемых компонентов, которые пока можно отыскать…



«ХТ». Почему вы не открыли галерею своими собственными работами?



Р. Ф. Я никогда не буду выставлять свои работы в моей галерее. Мне представляется это неправильным. Я продолжу выставляться в других галереях. И я буду выставляться в других галереях Дубая, но только не у себя.



«ХТ». Чего вы надеетесь достичь посредством своей галереи?



Р. Ф. Я надеюсь предоставить хорошим фотографам Ближнего Востока место, где они могут показать свои работы. Я также хочу поощрять молодое поколение к использованию фотографии как художественного средства самовыражения. Мне хочется, чтобы люди со всего мира приходили сюда и демонстрировали свои таланты. Все это могло бы положить начало своего рода диалогу цивилизаций.



«ХТ» Будете ли вы поощрять женщин-фотографов проводить выставки их работ?



Р. Ф. Я не собираюсь уделять особое внимание женщинам. Я буду поощрять каждого, кто того заслуживает. Я не буду поощрять женщину лишь потому, что она женщина.



«ХТ». Думаете ли вы, что мир был и все еще остается несправедливым по отношению к женщинам?



Р. Ф. Я верю в справедливость. Но я верю в справедливость для всех – мужчин и женщин. Это включает в себя равные возможности на получение хорошего образования и занятия места в обществе. Если это будет гарантировано, каждый найдет свое место в обществе. Поэтому я не заинтересована в возвышении лишь женщин, а всех бедных и угнетенных, независимо от того, мужчины они или женщины.



«ХТ». Не думаете ли вы, что в бедных и угнетенных общинах наиболее незащищенными являются женщины?



Р. Ф. Да. И женщины страдают больше всего, когда общество несправедливо. Но при этом также страдают слабые и бедные. Поэтому я полагаю, что необходимы реформы на благо каждого. Я не считаю, что обретение чьих-то прав может быть достигнуто за счет ущемления прав других.



«ХТ». Существует ли равенство в саудовском обществе?



Р. Ф. Нет, там наблюдается дисбаланс, вызванный многими причинами. Одна из главных причин – это то, что мы развивались очень быстро. Действительно, чересчур быстро. В течение моей жизни страна перешла из 13-го века в двадцатый. Это привело к многим болезненным явлениям, от которых страдают не только женщины. Несправедливость наблюдалась в отношении многих людей.



«ХТ». Что вы подразумеваете под этим?



Р. Ф. Традиционное общество было весьма сбалансированным. Женщины старших поколений обладали большим влиянием. Все несправедливости вроде того, что женщинам не позволяется водить машину, возникли в 70-х… после нефтяного бума. Да, еще до появления нефтяного богатства женщины покрывали свои лица, но они были равны мужчинам. Они занимались торговлей, они отправлялись на рынок и на равных разговаривали с мужчинами. Никогда не считалось, что женщина – всего лишь сексуальный объект. Странным образом все это пришло с модернизацией. Традиционное общество и роль как мужчин, так и женщин изменились. Но мы не сумели создать новый баланс. Вот почему женщины страдают.



«ХТ». Вы и те, кто придерживается схожих взглядов, выступаете за возвращение к утраченному балансу?



Р. Ф. Да, я за баланс и справедливость к женщинам. И я считаю, что великая справедливость к женщинам будет в осуществлении реформы юридической системы. Мне безразлично, дозволено ли мне водить машину или нет. Но я хочу, чтобы мои права были закреплены в легальной системе. В действительности, мы обладаем очень хорошими правами согласно нашему исламскому закону. Мы можем соблюдать их. Мы хотим, чтобы они соблюдались.



«ХТ». Ну, а как быть с вождением? Разве запрет на него не является нарушением прав?



Р. Ф. Разумеется, это нарушение. Я говорю о том, что есть более важные вещи, чем вождение. Вождение – чрезвычайно поверхностный аспект всей проблемы. Нужно глубже подходить к ее решению. Права женщины не сводятся к вождению, и женщине должны быть обеспечены ее права.



«ХТ». Как достичь этого?



Р. Ф. Посредством упорной и тяжелой работы – через образование, проведение социальных реформ…



«ХТ». Есть ли сдвиги в данном направлении?



Р. Ф. Да, есть. Это происходит главным образом потому, что все больше и больше женщин получают образование. Чем больше вы осознаете себя и свои права, тем больше вы можете добиваться их.



«ХТ». Итак, вы не против вождения в Саудовской Аравии?



Р. Ф. Нет, вовсе нет, хотя лично мне не нравится водить. Я пользуюсь общественным транспортом, когда я в Париже или Дубае. Я беру такси здесь, и я ожидаю, когда начнет действовать метро.



«ХТ». Вы не только фотограф, но и писатель…



Р. Ф. Не только писатель. Я считаю себя журналистом – политическим журналистом. Я пишу, в основном, для Arab News и иногда для Khaleej Times.



«ХТ». Преследовали ли вас или же вы чувствовали себя преследуемой за выражение своих откровенных взглядов?



Р. Ф. Нет, но я подвергалась нападкам как женщина-фотограф. Меня много критиковали за мои взгляды, главным образом американские читатели. Но я привыкла сталкиваться с проблемами, ибо я делаю снимки.



«ХТ». Каким нападкам вы подвергались как женщина-фотограф?



Р. Ф. На меня таращили глаза, меня оскорбляли. Я не скажу всего, но многие люди проявляют агрессию, когда я снимаю в Саудовской Аравии. Они даже могут избить…



«ХТ». Что вы снимаете в Саудовской Аравии?



Р. Ф. В основном, я работаю в период хаджа. Это предмет моих работ в течение последних трех лет. Трудно получить разрешение на съемку хаджа; то, что я женщина, делает это еще труднее. Но я добиваюсь своего. Через несколько недель в издательстве Garnet Publishers выходит моя книга «Хадж», в которой представлены мои 180 фотографий.



«ХТ». Каково ваше мнение о женитьбе в детском возрасте?



Р. Ф. О, да, дети восьми и девяти лет. Да, это дозволено. Полная ерунда!



«ХТ». Недавно это объявлено законным…



Р. Ф. Пусть объявляют. Но это не означает, что я соглашусь с этим!



«ХТ». В основе этого – закон или его интерпретация?



Р. Ф. Видите ли, у нас имеются основные законы. Все дело в судье. Ему предоставлена интерпретация законов. Он же может делать все, что пожелает.



«ХТ». Поговорим о недавнем конфликте в Газе. Не кажется ли вам, что арабский мир должен был бы говорить единым голосом? Не думаете ли вы, что был заговор молчания?



Р. Ф. Не только заговор молчания, но и деятельная конспирация. Совершенно скандальная ситуация!



«ХТ». Была ли в этом тоже повинна Саудовская Аравия?



Р. Ф. Я полагаю, что Саудовская Аравия могла бы сделать больше, потому что Саудовская Аравия – сердце мусульманского мира.



«ХТ». Возможно ли когда-либо арабское единство?



Р. Ф. Да, возможно. Оно возможно тогда, когда арабы станут уважать друг друга.



«ХТ». Будет ли решена палестинская проблема?



Р. Ф. Да.



«ХТ». Будет ли Барак Обама тем, кто решит ее?



Р. Ф. Нет, это будет ХАМАС. В действительности же, это дух сопротивления, будь то ХАМАС или Фатх. Видите ли, палестинцы – не ХАМАС, палестинцы – не Фатх. Это сопротивление палестинцев – вот что решит проблему.



«ХТ». В случае претворения в жизнь теории двух народов будет ли достигнуто мирное сосуществование?



Р. Ф. Да, когда израильтяне поймут, что им надо выживать в регионе, что мы не приемлем иностранцев в арабском мире, по крайней мере, длительное время. Люди представляют себе, что Османская империя была колонизаторской. Это не так. Османы были мусульманами, и мы женились на них, и они женились на нас, и мы были частью друг друга. Поэтому не существовало никакого национализма в определенном смысле этого термина. Так, мы рассматривали турок как мусульманских лидеров. В одно время весь мусульманский мир был управляем турками. Моголы были турками, сафавиды были турками. Все говорят о них, как о части Персидской империи, но они были турками. Это не было колонизацией. Но в тот самый момент, когда начала проявляться турецкая национальная идентичность, мы выкинули их вон!



Итак, как долго существует Израиль? 60 лет? Для нас это всего лишь мгновение. Если Израиль хочет продолжить свое существование еще какое-то время, ему нужно идти на уступки. Он должен предоставить свободу Газе, Западному берегу, и ему следует отдать, по крайней мере, половину Иерусалима.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика