По следам шейха и атамана в Баишево

Мечеть – единственный общественный объект в Баишево

Мечеть – единственный общественный объект в Баишево

Теги:






14
07 Января 2013г. (24 Сафар)

Новогодние каникулы – хорошее время для круиза по мечетям отдаленных деревень. В обычные дни народ не застать на месте: многие на работе, если не в своем селе, так в соседних населенных пунктах, райцентре. В первой же декаде января народ, как правило, дома, есть возможность собрать людей в мечети, провести проповедь, обсудить текущие дела.

Актив Тюменского казыята ежегодно использует первые дни января для поездок по заболотным деревням, до которых летом не добраться, кроме как по воздуху, и в отдаленные вагайские леса. На этот раз глава Казыятского управления Фатых Гарифулин с коллегами проехался, намотав около 1000 км, по старинным аулам Тобольского и Вагайского районов вплоть до деревни Баишево, известной из сибирских летописей и сачара, как место упокоения атамана Ермака и шейха Хаким-ата.

Мечеть Баишево расположена у самого въезда в аул. В деревне нет имама, и джума здесь не проводится, но мечеть не всегда под замком. Шейх Хаким-ата, чья астана (некрополь) находится на кладбище Баишево, считается самым почитаемым в крае суфием, и тропа к его могиле не зарастает летом, и не заносится снегом зимой. На хатымах в сибирских аулах, вознося дуа и, отдавая дань уважения местным шейхам, первым всегда произносят имя Хакима-ата.

Иногда в Баишево наведываются целыми группами. Гости проводят аш (трапезу с чтением Корана и дуа) в мечети, оставляют садака (пожертвования).

- Приезжали к нам даже из Москвы, – рассказала нам смотрительница астаны шейха Нурикамал апа Кучашева. – Из Омской, Новосибирской областей, из Казахстана приезжали.

- Вот, – продемонстрировала она новое офисное кресло. – Купила на садака для будущего имама мечети.

Откинув скатерть, смотрительница астаны показавала новые полированные столы, приобретенные для мечети на пожертвования гостей.

На встречу с гостями из Тюмени пришло около пятнадцати человек. В Баишево около 40 домов. Нет ни школы, ни магазинов, ни каких-либо других объектов социокультурного значения. Мечеть – единственное общественное место. Местная мусульманская община под руководством председателя Рината Шихова является религиозной группой Казыятского управления. Ринат Шихов – один из немногих мужчин аула, имеющих постоянную работу по месту жительства. Глава общины возит на автобусе детей на учебу в школу соседнего села.


Жители Баишево работают на лесозаготовках, ездят на вахту в северные автономные округа. Большинство населения живет за счет личного подсобного хозяйства. В свое время смотрительница астаны Нурикамал апа (в прошлом зоотехник местного совхоза) держала 18 коров, но, говорит она, доходы не оправдывали расходов, молоко приходилось сдавать за бесценок, а корма покупать по высокой цене, поэтому пришлось сократить поголовье до двух голов и распрощаться с мечтой о фермерском хозяйстве.

Баишево раскидано вдоль берега Иртыша, в лесах много брусники и дичи. Постепенно, говорят местные, народ возвращается к занятиям предков, живших натуральным хозяйством.

Начало строительству мечети в Баишево было положено в 1996 году. Первые средства внесла тогдашняя смотрительница астаны пенсионерка Слиха Кучашева-Шихова. В феврале сего года этой старейшей жительнице деревни должно исполниться 100 лет. Должность хранителя астаны издавна в сибирских аулах передается по наследству. С ухудшением здоровья С.Хучашевой-Шиховой обязанности смотрителя перешли ее дочери Анисе Шиховой, которая и возглавила процесс сбора средств и строительства мечети. Через четыре года, в июне 2000 года, мечеть торжественно открылась при большом стечении мусульман со всей области. Некоторое время имамом ее прослужил лидер тюменских суфиев, ныне покойный Рафаель Валишин.


В разговоре с активом общины муфтий Гарифуллин предложил направить кого-либо из молодых людей на учебу в областной центр, где хотя и нет медресе, но во всех мечетях работают курсы по основам ислама. Один из юношей изъявил желание приехать на учебу. Фатых Гарифуллин поинтересовался, как в деревне обстоит дело с «зеленым змием», на что местные отвечали, что, Субхан Аллах, народ в Баишево трезвый, как и должно быть в «астаналы» ауле, т.е. в населенном пункте, где есть астана шейха. Глава Казыята заметил, что неспроста села и деревни, где есть некрополи средневековых шейхов-миссионеров, называют в народе «астаналы жир»: жители их осознают ответственность, и не допускают харама.

Шейх Хаким ата известен из старинных источников «сачара», повествующих о принятии ислама тюрками Сибири, как один из «потомков имама Шафиги рахматуллахи». Астана его представляет собой шестиугольный сосновый сруб, длина грани – 6 метров. По данным тюменского краеведа Ришата Рахимова, некрополь обновлялся в 1954 г., после того, как сгнили старые бревна, затем в 1990 году. Несколько лет назад сруб обнесли железной изгородью.

Где-то тут на Баишевом кладбище должен покоиться и атаман Ермак, если верить Ремезовской летописи, которая сообщает, что татары, найдя тело атамана в водах Иртыша: »...погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе… Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю»...

Из летописей известно, что хан Кучум лично распорядился похоронить атамана с почестями. Где именно на Баишевском кладбище лежит Ермак, никто не знает: кудрявых берез за столетия на кладбище выросло много. Местные говорят, что все это сказки, нельзя верить летописям, Ермака в Баишево не было, и нет. Однако, что написано пером, не вырубить топором. Поэтому и не зарастает тропа к Хакиму ата. Посещают астану не только правоверные, но и православные из поклонников Ермака, подозревая, что на самом деле здесь покоится атаман, погребенный по мусульманскому обычаю.


На встрече в Баишевской мечети гости из Тюмени узнали, что экс-председатель мусульманской общины Аниса Шихова в связи с возрастом и состоянием здоровья передала должность хранителя астаны родственнице Нурикамал Кучашевой, председателем же избран Ринат Шихов. Фатых хазрат и коллеги в знак уважения посетили старейшую жительницу Баишево, без считанных дней 100-летнюю Слиху Кучашеву, и пожелали ей увидеть прапраправнуков. В мечети Баишево гости провели проповедь.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

абаул 08 Января 2013г.
Ответить

Уважаемый господин Кабдулвахитов ,в какой части Ремизовской летописи описаны «почести Ермаку » Разве сибирские татары счетали его мусульманином ? Разве ни началась после его похода христианизация Сибири ? Да и вообще Ермак , Ермолов два сапога пара !

ренатт 08 Января 2013г.
Ответить

Непонятно почему дожность хранителя астаны передается по наследству среди женщин. Это какой то местный обычай?

абаул 08 Января 2013г.
Ответить

Уважаемый господин Кабдулвахитов ,в какой части Ремизовской летописи описаны «почести Ермаку » Разве сибирские татары счетали его мусульманином ? Разве ни началась после его похода христианизация Сибири ? Да и вообще Ермак , Ермолов два сапога пара !

ренатт 08 Января 2013г.
Ответить

Непонятно почему дожность хранителя астаны передается по наследству среди женщин. Это какой то местный обычай?

Яндекс.Метрика