Почему лишь католики поздравили мусульман с Рамаданом?

Папа Иоанн Павел Второй и шейх Египта и имам каирского университета Аль-Азхар Мухаммад Сайед Тантави

Папа Иоанн Павел Второй и шейх Египта и имам каирского университета Аль-Азхар Мухаммад Сайед Тантави

Теги:



0
27 Сентября 2010г. (19 Shawwal)
Межконфессиональный диалог и сотрудничество предполагают элементарную вежливость и способность поздравлять друг друга. Так почему изо всех христианских конфессий только католики в этом году сформулировали серьёзное послание в честь Ураза-байрамf? Об этом размышляет культуролог Джаннат Сергей Маркус, специализирующийся на диалоге цивилизаций, один из организаторов и участников первой в истории России и СНГ исламо-католической конференции «Ислам и христианство: на пути к диалогу», проведённой Советом муфтиев России и митрополитом Тадеушем Кондрусевичем в Москве в 2005 году.



Лишь Второй Ватиканский cобор дал новый взгляд христиан на Ислам



Человек, далёкий от проблем истории религии, удивится: а что в этом особенного? Разве это не обычная практика – поздравлять соседа с его праздником, будь он семейным или общественным? Оказывается – нет. Представьте себе человека, с детства впитавшего «романтику крестовых походов» через книги и кино: разве он сможет хоть как-то по-доброму отнестись к мусульманину? К сожалению, многовековые навыки вражды всё ещё огромны и тяжестью своею давят и на нас в 21 веке. Учёные называют это «наследием трайбализма (психологией племенного уровня)», «средневековым языком вражды».



Так вот – среди всех направлений в христианстве именно католики ныне стараются взглянуть на Ислам не так, как их предки в Средние века – не ради «измены предкам». Но во имя истины. Как же это случилось?



Точка отсчёта здесь – 21 по счёту Вселенский собор, вошедший в историю под названием Второго Ватиканского собора (1961-1965 гг.). Он стал крупнейшим событием 20 века не только для католиков, но и для всего мира, ибо на нём были сформулированы (а затем стали действовать!) новые принципы отношения христиан ко многим вопросам современности – от истории религии до новинок технологий и новшеств в политике. От вопросов о том, справедливо ли было преследовать Галилея и Коперника, враждебно относиться к цыганам, евреям и мусульманам – до проблем капитализма и социального неравенства…



На Втором Ватиканском cоборе в течение пяти лет собирались и работали над документами несколько сотен католических богословов со всего мира. Они впервые в истории христианства сформулировали не негативно-осуждающие, как было принято в Средние века, но диалогичные по сути концепции отношения к авраамическим религиям: к Иудаизму и к Исламу. Подчеркнём: лишь в 20 веке среди всех христиан только католики в своих взглядах на Ислам перешли от средневекового «языка вражды» к «языку диалога». Такого не сделала ни одна из христианских церквей или общин!



Где же прочитать об этом?



Главным документом, зафиксировавшим эту перемену, стал обязательный для всех католиков мира документ – он называется Декларация об отношении к нехристианским религиям «Nostra Aetate» (по латыни сокращённо NA, в переводе «Наши времена…», это первые слова текста). Третий раздел Декларации излагает новый взгляд на Ислам – так было положено начало диалогу между двумя мировыми религиями – впервые за 1400 лет после возникновения Ислама. В чём же суть перемен? Ватикан осудил практику «крестовых походов», дал позитивную характеристику исламского вероучения и призвал к поиску общих основ в наследии праотца Авраама (мусульмане именуют его пророком Ибрахимом), а также к совместным социальным проектам.



Ведущий в России историк исламо-христианского диалога Алексей Журавский не преувеличивает, когда пишет, что «впервые за 14 веков сосуществования двух религий Церковь официально высказалась в позитивном плане о мусульманах, признавая их особый религиозный статус. Католическая печать уподобила изменение позиции церкви по отношению к Исламу «коперниковскому повороту». Это сравнение не покажется преувеличенным, если учесть, что ещё в конце 1950-х годов энциклика Пия XII «Fidei Donum» (1957 г.) расценивала распространение Ислама в Африке как «угрозу для Церкви», а четырёхтомная «История католических миссий» рассматривала его растущую активность как бедствие, сравнимое разве что с коммунизмом».



Итак, новый доктринальный текст Собора гласил: «Церковь с уважением относится и к мусульманам, которые поклоняются Единому Богу, Живому и Сущему, Милосердному и Всемогущему, Творцу неба и земли, который говорил людям. Они всем существом своим стремятся подчиниться Его сокрытым предписаниям, как подчинился Богу Авраам, к которому мусульманская вера охотно себя возводит. Они, хотя и не признают Христа Богом, почитают Его как пророка; они чтят и Его непорочную матерь Марию, иногда благоговейно взывая к Ней. Сверх того они чают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они высоко ценят нравственную жизнь и прославляют Бога, особенно – молитвой, милостыней и постом.



Хотя в течение веков между христианами и мусульманами не раз возникали раздоры и вражда, Святой Собор призывает всех забыть прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию, к защите и осуществлению на благо всего человечества общественной справедливости, моральных ценностей, мира и свободы».



Декларация принята – но жизнь сложна и вносит коррективы



Духовный прорыв, закреплённый в Декларации, с одной стороны, привёл к важнейшим переменам, к сближению католиков с мусульманами. По этому пути вели свою паству папы Римские Павел VI и Иоанн Павел II. Но при этом выявилась и сила противодействия – ведь отнюдь не все хотели отказываться от стереотипов прошлого. В первых заявлениях нового папы Бенедикта XVI многие услышали чуть ли не возврат к вековой конфронтации. Однако, недавно были предприняты заново усилия, чтобы путь к взаимопониманию, который проложил Второй Ватиканский собор, был открытым. Установлен прямой контакт с университетом Аль-Азхар в Каире, представляющим традицию суннитского Ислама.



Плодом этого нового драматичного усилия стал и предлагаемый вашему вниманию текст официального Приветствия в честь Рамадана, где каждое слово взвешено, как на весах крупицы золота. Прежде чем вы ознакомитесь с ним, позвольте с горечью заметить, что нам в России так не хватает подобной же серьёзной проработки в отношении Ислама со стороны наших сограждан православных и протестантских конфессий, от Русской православной церкви Московского патриархата, старообрядческих церквей – до церквей евангелического направления. Нет смысла призывать копировать католиков, но очевидно, что всем нам нужно встречное духовное усилие.



Мусульмане к этому готовы давно, изначально. Ибо аят 136 из 2 суры Корана повелевает нам заявлять: «Мы веруем в Бога и в ниспосланное нам откровение, в ниспосланное Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и коленам, в полученное Моисеем и Иисусом – в полученное всеми пророками от Господа их, не делая меж ними различия». И ещё сказано (смысл): «Воистину, верующие в [Коран], иудеи, сабеи и христиане, всякий, кто верует в Бога и Судный день, верша добрые деяния, – о них не должно тревожиться, и не знать им печали (5:69)».



Справедливо сказано на исходе трагического 20 века: «без диалога религий не будет диалога цивилизаций, а без диалога цивилизаций не будет мира на земле». В применении к нашей стране, как и ко всем странам СНГ, всё более очевидным становится, что без подлинного диалога Ислама и Христианства в России и в государствах СНГ просто нет будущего.

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий