Путь к Всевышнему Василя Ханнанова

Арабская каллиграфия сама по себе уже навевает определенные мысли и способствует созданию серьезного произведения.

Арабская каллиграфия сама по себе уже навевает определенные мысли и способствует созданию серьезного произведения.

Теги:



0
15 Августа 2011г. (15 Рамадан)
«Любая профессия – это твой путь к Всевышнему». Эти слова, сказанные когда-то известным башкирским художником Василем Ханнановым на одной из презентаций его экспозиции в Уфе, я вспомнила, когда вчера оказалась на его выставке «Вспомните Меня, и вспомню Я вас», развернутой в московском Музее Востока. Экспозиция посвящена священному месяцу Рамадан и раскрывает тему Корана.



«Картина – это своего рода молитва, – говорил он тогда, – с каждым новым полотном я постигаю самого себя и постепенно приближаюсь к Всевышнему».



По словам мастера, к теме религии он не обращался в своих произведениях последние лет десять. Но вот прошлый и нынешний год был занят исключительно только ею. Объясняет он это тем, что хотел заново вернуться к первооснове, к Корану.



В экспозиции, представленной в Музее Востока, около тридцати работ. Среди них – как традиционные по форме картины, так и полотна, представляющие собой своеобразные дорожки. Названия работ взяты из Корана: «Совет», «Покаяние», «Милосердный» и другие.



«Эти картины – обращение к предкам, – объясняет Василь, – в частности, воспоминания о бабушке, которая в советские времена прятала свой Коран, и лишь в конце 80-х, когда страна обратилась к своим истокам, передала его мне».



Священная книга, когда попала в руки Василя, была в плачевном состоянии: потрёпанной, без начала и конца. Мастер восстановил недостающие страницы. А в работе использовал только их ксерокопии. В итоге в картинах художника старый Коран обрел новую жизнь.



Вообще, как известно, в исламе запрещено изображать живые существа. В. Ханнанов придерживается этого канона. Поэтому в его работах текст Корана завуалирован мыслями художника, переданными на полотно красками. Все это и является тематической составляющей представленной на картине суры. По мнению специалистов, это новое явление в искусстве.



«Я воспринимаю суры как поэзию, содержащую глубокую философию, а Коран – как своеобразное полотно. В совокупности от всего этого веет такой энергией, что передо мной встают образы будущих картин».



Каждое полотно, представленное на выставке, отличается оригинальностью композиции. В одной – арабская каллиграфия в ажуре бабушкиного старого платка, в другой на мешковине, в третьей на платочке.



Сам художник признается, что арабского языка не знает, поэтому читал Коран в переводе. Но арабская каллиграфия сама по себе уже навевает определенные мысли и способствует созданию серьезного произведения. Поэтому работы заставляют задумываться о смысле жизни, о вечности, о роли человека в этом мире.



К слову, Василь Ханнанов заслуженный художник РБ, лидер творческого объединения "Чингисхан", директор Музея современного искусства РБ им. Н. Латфуллина.



Автор: Зиля Шейх

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика