Последние переговоры в Москве президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева прошли под эгидой Дмитрия Медведева. Пресс-служба Кремля сдержанно прокомментировала это событие, сказав лишь, что оно прошло «в конструктивном ключе». А кое-кто высказался следующим образом: поговорили, пообедали, сходили на скачки – вот и все. Как бы там ни было, повода для радости, кажется, не было ни у кого из троих участников. Продвижения в плане сближения позиций Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху эти переговоры не принесли. Впрочем, это было легко предвидеть заранее: за несколько дней до приезда в Москву Ильхам Алиев заявил в Лондоне о готовности Баку предоставить Карабаху максимальную автономию, но отметил, что независимость этой республики Азербайджан не признает ни при каких условиях.
Проблема, вероятно, заключается в том, что поддерживать ситуацию в Карабахе в ее нынешнем виде в качестве инструмента одновременного воздействия на Баку и Ереван Москва больше не может. Не может она пока и встать на сторону кого-то из оппонентов. Последовательная поддержка Армении может всерьез испортить отношения с Азербайджаном. Поддержка же Азербайджана лишит «стратегического союзника», хотя некоторые политологи уже задаются вопросом, а является ли таковым Армения в действительности? В то же время балансировать посередине становится все сложнее, особенно после того, как недавно в Анкаре подписали межправительственное соглашение по проекту газопровода «Набукко» в обход российской территории: Азербайджан, несмотря на договоренности о покупке «Газпромом» азербайджанского экспортного газа, рассматривается участниками этого проекта как один из основных поставщиков и транспортеров сырья.
На Южном Кавказе складывается крайне неприятная ситуация для России: отказ от поддержки требований Азербайджана о восстановлении его территориальной целостности может означать окончательный разворот Баку в сторону «Набукко», согласие с требованиями разочарует Ереван и ускорит его сближение с Анкарой. Однако оно едва ли возможно без прогресса в карабахском урегулировании. Существуют некоторые шансы на достижение в обозримом будущем некоего компромисса по поводу районов «зоны безопасности» – собственно азербайджанской территории, фактически оккупированной армянами. С другой стороны, любое политическое движение в сторону подобного компромисса активизирует в Армении националистическую оппозицию. В таком случае Серж Саргсян рискует оказаться в положении своего основного противника на выборах 2008 года, первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, лишившегося в 1998 г. поста после опубликования плана урегулирования отношений с Азербайджаном и Турцией.
Очевидно, что распутать карабахский узел мирными путями, к чему, несомненно, стремится Россия, надеясь, между прочим, увеличить тем самым свой политический вес в регионе, увы, является, откровенно говоря, mission impossible.
Ответить
все напряжённости на границах россии выгодны ей. Это одна из сторон её "величия". Т.к. нефть всему голова.