Рожденный вне брака

Центральная мечеть Парижа
На днях в общественной жизни Франции произошли два весьма любопытных и показательных события. Во-первых, крупнейшая организация мусульман страны – Французский совет мусульманской религии (ФСМР) отправила в отставку своего руководителя Далиля Бубакера. Во-вторых, теперь уже экс-председатель ФСМР отказался выставить свою кандидатуру на прошедших 22 июня выборах нового главы Совета.

Французский совет мусульманской религии (ФСМР) – структура относительно новая и для Европы нетрадиционная уже тем, что инициатором ее создания выступили не сами мусульмане, а французские власти в лице тогдашнего министра внутренних дел Николя Саркози. Собственно это обстоятельство позволяет провести прямую аналогию с ситуацией в России, где государство контролирует ислам через созданную еще во времена Екатерины II систему духовных управлений мусульман (ДУМов) – строго централизованных и лояльных административных структур, построенных по иерархическому типу. Государство, формально не вмешиваясь в дела религии, оказывает влияние на решение кадровых и финансовых вопросов ДУМов, имеет среди их руководства своих фаворитов и нежелательных персон. Нечто подобное попытались сделать в 2003 году и французские власти, создавая ФСМР. Кандидатуру его первого руководителя, этнического алжирца Далиля Бубакера, поддержал лично Николя Саркози.



Рожденный в государственной "пробирке" ФСМР с самого начала зарекомендовал себя как организация, неспособная эффективно решать насущные проблемы в отношениях государства и ислама. По официальным заявлениям, структура, номинально призванная содействовать межконфессиональному диалогу и интеграции мусульман во французское общество, на деле не справилась с поставленной задачей. "У нас нет другого выбора, кроме как провести голосование, – озвучил принятое решение Лаж Тами Брез, председатель Союза исламских организаций Франции, крупнейшей организации в составе ФСМР.



Неудачи в работе объясняются главным образом внутренними трениями между различными национальными диаспорами – алжирской, марокканской и турецкой, ведущими негласную борьбу за влияние в Совете. Получить большее представительство в ФСМР своим бывшим согражданам помогают мусульманские страны. Например, консульство Марокко выделило по 50.000 евро каждой общине, чей представитель прошел в ФСМР. По некоторым сведениям, активно стремятся продвинуть представителей своих диаспор в ФСМР Турция и некоторые страны Персидского залива.



Однако прошедшие выборы показали, что в отличие от российских ДУМов, построенных по авторитарному принципу и формируемых административным путем, ФСМР все же продемонстрировал способность к саморегуляции. По прошествии пяти лет мусульмане Франции посчитали, что пришло время сменить руководство Совета. По мнению большинства, оно не справляется с возложенными на него функциями, а именно – не оказывает реального противодействия проявлениям исламофобии во Франции, демонстрирует пассивность в защите права на ношение хиджаба в учебных заведениях, что, по мнению французских мусульман, являлось его прямой обязанностью.



Большая парижская мечеть, представляющая алжирскую общину, бойкотировала выборы. Лидер алжирцев Далиль Бубакер, ставленник Николя Саркози, возглавлявший ФСМК с 2003 года, отказался от выдвижения своей кандидатуры в знак несогласия с изменением порядка проведения выборов. По его мнению, система, при которой число делегатов зависит от размера мечети (община направляет по одному человеку со ста квадратных метров площади мечети), не дает адекватного представительства мусульманского населения Франции.



Но не все согласны, что причиной, по которой Большая парижская мечеть и ее лидер Далиль Бубакер отказались от участия в выборах, заключается именно в этом. Как считает глава объединения проживающих во Франции турок Хайдар Демириюрек, один из кандидатов на место Бубакера, "представители Большой парижской мечети понимали, что потеряют места в новом Совете".



По итогам голосования в нынешний состав Совета вошли 4863 делегата, представляющие 1039 французских мечетей. Его руководителем был избран профессор математики марокканского происхождения Мухаммад Моссауи. Кстати, тот факт, что интересы французских мусульман будет отстаивать представитель интеллигенции, а не выпускник медресе, является еще одним существенным отличием организации европейских мусульман от российских единоверцев. Но это уже несколько другая тема.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика