Три беды мечетей: чудовища, невежество и некомпетентные чиновники

Юрий Михайлов является автором ряда концептуальных трудов по государственно-исламским отношениям

Юрий Михайлов является автором ряда концептуальных трудов по государственно-исламским отношениям

Теги:






48
27 Сентября 2012г. (11 Зу-ль-када)
Мечеть в классической архитектурной традиции – это символ рая. Но, наверное, совсем не рай видят жители, выступающие против, считает известный российский мыслитель, президент Научно-издательского центра "Ладомир" Юрий Михайлов. О своем видении решения проблемы мечетей в Москве философ рассказал ИА IslamNews.



Юрий Анатольевич, за последние дни мы стали свидетелями сразу двух протестных акций жителей против религиозных учреждений – против мечети в Митино и против храма в Граде Московском. С чем вы связываете эти события? Начнем с Митино…



Что касается мусульман, можно отметить следующее. До тех пор, пока во власти не увеличится число компетентных чиновников, занимающиеся вопросами религий, нас будут сотрясать проблемы, которые, казалось бы, не должны были бы иметь столь высокий резонанс. За всеми этими, на мой взгляд, легко разрешаемыми проблемами стоит некомпетентность отдельных людей на местах. Когда у нас в Крымске случилась трагедия, очень много тамошних чиновников было снято, причем публично. За то, что происходит в области религиозных отношений (а здесь, совершенно очевидно, идет нарастающая волна кризиса), ни один местный чиновник не пострадал. Значит, это кого-то устраивает! Они, конечно, все это интерпретируют так, будто бы некие лица как бы сдерживают ситуацию, и не будь этих персон, могло быть и хуже, но, на мой взгляд, все наоборот. Они своей некомпетентностью только усугубляют ситуацию.



А кому выгоден подобный саботаж?



Ислам – это не такая простая штука, чтобы ею с легкостью манипулировать. Мусульманин – это человек, сознание которого открыто, разум – на первом месте. Это социально активная личность. Поэтому проще проблему не замечать, делать вид, что все хорошо, а не брать на себя ответственность.



При этом общеизвестно: ислам – это религия, которая должна приносить облегчение тем, кто с этой религией сталкивается. Этим людям должно быть комфортно в жизни. Но если посмотреть на ситуацию со стороны, получается, что там, где мусульмане начинают проявлять активность, возникают проблемы. Поэтому у нас очень много лиц, обличенных происламской властью, священноначальников, стараются прятаться от этих проблем. Они только на приёмах хорошо выглядят – красивые, ухоженные, пышущие здоровьем. А все остальное их как бы не волнует.



Но давайте посмотрим на то, какую роль должна играть мечеть в градостроительном ландшафте. Этот объект должен украшать город! Появление мечети в городском пространстве не может вызывать отторжения – это какой-то нонсенс. А связан он с тем, что общество плохо себе представляет что это, за теми проблемами, которые в обществе вызывают раздражение. Предположим, собирается огромное количество мусульман на праздники. При этом у немусульман, находящихся поблизости, возникает дискомфорт. Значит, надо построить мечеть, где достаточно площади, но ведь не это же вызывает раздражение москвичей! Они просто не хотят видеть рядом с собой объект, куда будут приходить большие массы мусульман, считая, что эта масса людей может оказаться неуправляемой, что русская культура будет размыта и вытеснена (хотя значительная часть мусульман у нас является именно представителями русской культуры).



Так что, на ваш взгляд, следует делать?



Если бы хотели решить задачу, следовало бы начать с конкурсов архитектурных проектов. Без них мечети строиться не должны. Во время этих конкурсов все желающие должны иметь возможность принять участие в обсуждении. Но главное, в итоге мечеть должна быть красивой, отвечать современным градостроительным нормам, окружающая среда в результате появления мечети должна создавать комфорт для всех, кто с этой средой соприкасается. Ведь мечеть – в классической архитектурной традиции – это символ рая. И сады и фонтаны, которые традиционно устраиваются рядом с мечетью, это тоже видение архитектором того образа рая, который ему открылся при чтении Корана. Но, наверное, не рай видят те жители, которые выступают против! Надо ставить задачу, чтобы все, кто соприкасается с данной религией, ощущали для себя повышенный комфорт.



Кроме того, конкурс должен быть открытый. Нужно привлекать ведущих архитекторов. Вот возьмем Тадж-Махал в Индии: это мавзолей, посвященный женщине, символ трона Бога, тоже образ рая. И весь мир едет на него смотреть! Это выдающееся достижение исламской архитектуры. Спрашивается: если бы в каком-то районе Москвы кто-то предложил построить здание, по художественному уровню сопоставимое с Тадж-Махалом, разве кто-то был бы против? Трудно себе представить местных жителей, которые стали бы по этому поводу митинговать и требовать прекратить стройку. Значит, в предлагаемых объектах – храмовых сооружениях и мечетях – они не видят того, что следовало бы делать! Причем того, что соответствует канонам ислама.



Поэтому, суммируя, нужны открытые конкурсы, привлечение местных жителей, участие этих жителей в реализации идей. У нас парков и фонтанов не хватает в городе! Так вы постройте такой сад рядом с мечетью, чтобы все местные жители туда потянулись! И всем станет от этого хорошо. Кто же будет против?



Протестующие жители говорили не про архитектуру, а про отрезанные бараньи головы, наркотики, преступность и побудки в 5 утра…То есть речь шла о бытовых неудобствах, связанных в общественном мнении с мусульманами. С этим что делать и кто в таком имидже виноват?



Ну, конечно, с мусульман-то не надо снимать вину. Не кто-то же подбрасывает им все, что некоторые наблюдают. И – как, что делать? Надо строить такое культовое сооружение, чтобы вопросы, связанные с культом, вызывающим недопонимание, этого раздражения не вызывали (а для этого надо выделить соответствующую площадь). Во-вторых, еще раз, если проект будет проходить открытое обсуждение, и макет будущего сооружения будет открыт для этого обсуждения, таким опасениям неоткуда будет взяться! В проекте должны быть показаны дорожки для проезда скорой помощи, место, где будет совершаться жертвоприношение, причем это место должно быть закрытым, и так далее.



Есть такое выражение – "сон разума рождает чудовищ". Разум спит, и все у нас в чудовищах, и кто во что горазд! И, к сожалению, вместо того, чтобы компетентно возражать таким паникерам, у нас в ответ молчат, будто и сказать нечего, кроме того, что надо искать другое место. Но представляете, что это такое – выйти к обществу, немусульманину, и аргументированно возразить пенсионеркам и прочим гражданам, которые выступают с таких вот антиисламских позиций! Для этого надо иметь гражданское мужество. А они прячутся, говорят, что прислушиваются к мнению жителей. Но если бы реально прислушивались, мы не имели бы того повседневного бардака, который имеем.



А они превратили вопрос культовых сооружений в какую-то нерешаемую проблему, трагедию. Получается, мечеть нужно где строить? На пустыре? За несколько километров от жилых объектов? В глухом лесу? Это просто какая-то сегрегация по религиозному принципу. У нас, конечно, общество светское, но получается, что везде, где появляются верующие, остальные начинают воспринимать их появление как покушение на собственные свободы. Кому-то спать хочется, а тут кто-то начнет кричать азан. А с чего он это взял-то? Почему он думает, что мусульмане спят и видят, как начать оглашать этот азан на всю округу? Он это где видел, по телевизору? Чудовища выпирают из всех углов, чудовища, невежество и некомпетентные чиновники.



А чем тогда объясняется ситуация в Граде Московском, где граждане – довольно успешно – противятся православным культовым объектам?



Я думаю, что природа этого явления другая, поскольку само строительство православных храмов начинает принимать у нас характер открытия станций метро. Есть план по валу, и эти храмы начинают печь просто по графику. Причем такое ощущение, что сверху спущена директива, где и сколько их построить. И я думаю, что протесты – своего рода реакция. Причем и тут моя позиция остается прежней – красивыми должны быть храмы! А они христианские храмы превращают в какие-то хрущобы, типовые проекты с небольшой вариативностью, и давай, значит, их строить с частотой дорожных указателей. Это, по-моему, некоторое извращение. У меня бабушка была сверхрелигиозная, все время читала Евангелие. Она и блокаду-то пережила за счет веры в Бога. И она ездила в церковь в какую-то далекую деревню, никогда не рассматривала это как проблему, возвращалась просветленная. Я никогда от нее не слышал никаких жалоб, хотя она была в очень приличном возрасте! А здесь борются за комфорт в каждом дворе, но я не уверен, что такова реальная потребность. Тут, мне кажется, РПЦ решает экономические вопросы – создать как можно больше мест, где будет производиться сбор пожертвований в церковную кассу. Не даром же у нас священники стали на спортивных автомобилях в аварии попадать...

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

impuls 27 Сентября 2012г.
Ответить

....Тут, мне кажется, РПЦ решает экономические вопросы – создать как можно больше мест, где будет производиться сбор пожертвований в церковную кассу. Не даром же у нас священники стали на спортивных автомобилях в аварии попадать... Папы порасторопнее оказались наших муфтиев по бизнесу. Получается каждому попу по цеху.

impuls 27 Сентября 2012г.
Ответить

Передал Исмаил Ибн Абдурахман ас-Сабуни, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, эта религия началась чуждой и закончится чуждой, подобно тому, как и началась. Туба – райские блаженства для гъураба (чуждых). Его спросили: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто они, чуждые (гъураба)?». Он ответил: «Это те, которые оживят мою Сунну, и объяснят её рабам Аллаха (людям)».

miskin-00 27 Сентября 2012г.
Ответить

статья очень актуальная и правильная

ренатт 27 Сентября 2012г.
Ответить

Пусть сначала примет Ислам, а потом рассуждает.

impuls 27 Сентября 2012г.
Ответить

....Тут, мне кажется, РПЦ решает экономические вопросы – создать как можно больше мест, где будет производиться сбор пожертвований в церковную кассу. Не даром же у нас священники стали на спортивных автомобилях в аварии попадать... Папы порасторопнее оказались наших муфтиев по бизнесу. Получается каждому попу по цеху.

impuls 27 Сентября 2012г.
Ответить

Передал Исмаил Ибн Абдурахман ас-Сабуни, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, эта религия началась чуждой и закончится чуждой, подобно тому, как и началась. Туба – райские блаженства для гъураба (чуждых). Его спросили: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто они, чуждые (гъураба)?». Он ответил: «Это те, которые оживят мою Сунну, и объяснят её рабам Аллаха (людям)».

miskin-00 27 Сентября 2012г.
Ответить

статья очень актуальная и правильная

ренатт 27 Сентября 2012г.
Ответить

Пусть сначала примет Ислам, а потом рассуждает.

Яндекс.Метрика