В бывшем центре мусульманского мятежа в Сибири прошел сход граждан

В старой мечети Ирека в советское время размещался клуб

В старой мечети Ирека в советское время размещался клуб

Теги:



0
09 Сентября 2010г. (30 Рамадан)

В последние дни Рамадана делегация Тюменского казыята дважды совершила поездку по селам и деревням региона.

На юге Тюменской области около полутораста татарских аулов. В царское время на территории Тобольской губернии их было значительно. Десятки «юрт» исчезли в основном в 50-60-е годы в период «укрупнения» хозяйств. Исчезли не только многие маленькие аулы типа Юрт Тачимовских (Шулгун), одним из последних жителей которых был нынешний глава ДУМАЧР Нафигулла Аширов. Не стало и такого крупнейшего старинного волостного центра как Юрты Кашегальские.

Край кишит тюрко-арабской топонимикой. Название некоторых населенных пунктов изменились настолько, что только краеведы знают, что Велижаны, например, прежде носили название Валижан, а деревня Комарово – это основанные бухарцами Юрты Комароу. Аулы продолжают исчезать. Только за последнее десятилетие в одном лишь Вагайском районе не стало таких деревень как Таргачи, Курманаки, Уфа, Истяцкая, Курмаши, Малые Конданы, Первые Аслы. Но, как говорится, если в одном месте убывает, то в другом – прибывает. Одни аулы исчезают, другие, напротив, разрастаются вширь и в длину, обрастают новыми улицами из двух-трех этажных коттеджей, это Юрты Андреевские, Нижние и Верхние Тарманы, Ембаево и др.

Каждый раз, когда проезжаем через небольшую речушку Аталык по тобольскому тракту, я интересуюсь у попутчиков, что значит данное слово, и мало кто знает, что аталыками столетия назад называли воспитателей ханских сыновей. Немногим также известно, что на месте села Карачино под Тобольском была вотчина ханского Карачи.

- Слово «карача» переводится как «смотрящий», – информируя я попутчиков.

- Да, – подтверждает глава казыята Фатых Гарифуллин. И добавляет, что названия всех четырех городов юга региона – Тюмени, Тобольска, Ялуторовска, Ишима – имеют тюркское происхождение.

Первая остановка в деревне Верхнее Сидорово, которая сто лет назад называлась Юрты Утяшевские. Ранее мы сообщали, что выходец из этой деревни Мударис Юлдашев, работающий бригадиром топливной базы на железнодорожной станции, выкупил за 80 тысяч рублей бывший отцовский дом у новых хозяев и передал здание под мечеть вместе с 17 сотками земли. С наступлением Рамадана Мударис вместе со своими братьями уехал в деревню, чтобы проводить дни поста на родине, параллельно завершить строительство пристроя к новой мечети.

К отцовскому дому, ставшему мечетью, братья Юлдашевы добавили большой пристрой

К визиту делегации братьев Юлдашевых на месте не оказалось.

- Они только что ушли в лес собирать грибы, – пояснила соседка.

Пока разговаривали с женщиной, подтянулись и другие местные жители. Они рассказали, что в деревне проживают только пожилые люди, молодежь разъехалась в поисках работы. Раньше здесь была деревянная мечеть с красивым минаретом, которая в тридцатые годы была закрыта, а впоследствии разобрана. Соседи тепло отозвались о братьях Юлдашевых, поблагодарили их за передачу дома под мечеть и попытку оживить жизнь в родной деревне. Фатых Гарифуллин представил людям главного областного чиновника по делам религии Игоря Боброва, который изъявил желание также прокатиться в канун Уразы-байрам по мусульманским общинам области.

На сходе граждан в Иреке было много детей и женщин

К слову сказать, Игорь Владимирович резко отличается от того образа чиновника, навеянного нам отечественной литературой и кинематографией. Бобров, кажется, живет своей работой. Он частый гость в религиозных общинах самого разного толка, за что его не особенно жалуют представители радикальной части православной общественности, считая, что госслужащий Бобров незаслуженно много уделяет внимания протестантам, иудеям и мусульманам. Прежде еще ни один ответственный за религиозный вопрос чиновник не видел жизнь мусульманских общин изнутри, как Игорь Бобров, путешествуя вместе с тюменским казыем по татарским аулам.

Следующая остановка была в деревне Ирек Тобольского района. Накануне в офис Казыятского управления в Тюмени позвонила Тузмухаметова Нафиса Наиловна жительница этого аула. Она рассказала, что в деревне сохранилось здание мечети дореволюционной постройки, которое возможно еще можно отремонтировать; местные жители хотели бы создать мусульманскую организацию, открыть мечеть. Женщина пригласила Фатыха Гарифуллина на собрание жителей, где будет решаться вопрос по мечети. На сход, который проходил в самом оживленном месте деревни – возле единственного магазина смешанных товаров – глава Тюменского казыята приехал вместе с начальником отдела по делам религии Игорем Бобровым. В деревне из 62 домов нет ни школы (дети учатся в соседнем селе Байкалово), ни клуба, ни других объектов соцкультбыта.

Возле магазина машину с казыем ждали практически все жители деревни, и стар и мал. Первым делом все вместе отправились осматривать старую мечеть, точный возраст которой неизвестен.

- Мой отец родился в 1905 году, – рассказала 74-летняя Равита Баширова. – Он даже не знал точный возраст мечети, что уж говорить о нас.

Школьники Сабанаки красят навес для Ураза-байрама

Аул Ирек имеет и второе название – Арткаул. В начале прошлого века эту деревню знали больше как Верхние Бехтери. Здесь на рубеже 20-30 годов находился один из центров по подготовке мусульманского мятежа (против коллективизации) под руководством муллы Фазыла Шафикова. Возможно, смена названия связана именно с этим событием, подумалось мне.

Тем временем, участники осмотра пришли к выводу, что строение не подлежит восстановлению, легче будет построить новую мечеть. Жители деревни проголосовали за создание мусульманской религиозной группы. Председателем общины был избран пенсионер Абдулхай Юлдашев, супруг самой активной жительницы Ирека, депутата Байкаловского сельсовета, председателя кооператива СХПКА «Байкалово», главного зоотехника агрофирмы «Рассвет» Гульбара Юлдашевой. Новую мечеть жители Ирека решили построить из леса.

Возле мечети третьего населенного пункта под названием Сабанаки кипела жизнь. Местные школьники под руководством имама Рахимчана Бухардинова красили только что построенный навес.

- В мечеть на Уразу-байрам народ не вместится, вот мы и решили построить навес для праздничного стола, – рассказал Рахимчан-хаджи.

Юное поколение князей Кульмаметьевых на улицах родового села Сабанаки

В Сабанаках Фатых-хазрат посетил пенсионера Мухаматуллу Кульмаметьева, главу княжеского рода Кульмаметьевых. Большинство жителей села Сабанаки носит фамилию Кульмаметьевых, являются потомками мурзы Сабанака Кульмаметьева, главы Тобольского магометанского иррегулярного казачьего войска, дворянский титул которому был присвоен царицей Екатериной.

Мухаматтула Кульмаметьев в прошлом работал председателем колхоза, окончил высшую партийную школу, но оказалось, что он мало знает и помнит о предках. Он родился в 1936 году и рос в то время, когда непринято было гордиться такими предками как мурза Сабанак.

Оставив вотчину Сабанака, делегация казыята и Игорь Бобров направились в мечеть поселка Сумкино, а вечером их ждал ифтар в мечети деревни Турбинская Тобольского района, в бывших Юртах Турбинских, где с конца 19 века по 30-е годы 20 века жил и проповедовал ишан Халил Халилов, ученик ишана Зейнулла Расулева. Гости и хозяева отведали сибирскую шурпу, грибные пироги, варенья из ягод, которыми кишат местные леса.

Ифтар в Турбинской мечети. На почетном месте Игорь Бобров с аспиранткой Аленой

Спустя пару дней состоялась вторая поездка Фатыха Гарифуллина и его коллег по раскиданным средь лесов и болот сибирским аулам, но это уже другой рассказ.

Автор: Калиль Кабдулвахитиов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика