"Женщина Востока в литературе и обществе": научный подход или очередная порция исламофобских баек?

news-Xt0JpdrDLk
Издательство Института востоковедения Российской Академии наук выпустило в свет тематический сборник статей, озаглавленный "Женщина Востока в литературе и обществе". Он посвящен положению женщин в некоторых мусульманских странах – Египте, Ливане, Ираке, Алжире, Иордании и Афганистане.

Авторами книги являются 9 специалистов в разных отраслях востоковедения, которых объединяет "строгий научный подход к проблеме", сообщает Радио Свобода.



Исследователи утверждают, что художественная литература может считаться источником и рассматриваться не с точки зрения "дискурсивных коннотаций", а как отражение реальности: судьбы героинь неотделимы от того, что происходило с женщинами на самом деле.



Некоторые из авторов статей, вошедших в сборник, уделяют особое внимание конфликту религии и обычаев разных стран [часто не имеющих ничего общего с религией]. Так, в одной из статей рассказывается о незавидной доле женщин в прошлом и позапрошлом столетиях в ближневосточной глубинке, где мифы о ее предназначении, а также роли в семье и обществе укоренились в сознании местного населения настолько, что любое отступление от принятых [в местной общине] норм стало считаться настоящим преступлением [даже если поведение женщины и соответствовало общим нормам исламского закона].



Реакцией на притеснения – несправедливые и порожденные невежеством, в том числе и в области религии – стала эмансипация женщин, которой способствовало и насаждение западной культуры в арабских странах в середине XX века.



Иллюстрируя ситуацию, сложившуюся в современном ближневосточном обществе, автор цитирует отрывки из стихов знаменитого иракского поэта Мааруфа ар-Русафи:



Улемы невежества – это разносчики эпидемий…



Они порвали свитки заповедей всех вероучений и сшили из них покровы лицемерия.



Они создали из религий только мотивы и предлоги для разжигания смут…



Эти мужчины сами превратились в рабов, обзаведясь в своих норах покорными рабынями…



Позорно, когда ваши мужчины наряжаются в женские платья…




Наряду с интересным анализом положения женщин в мусульманских странах, на страницах книги появляются и весьма странные истории, а также выводы, свидетельствующие о предвзятом отношении экспертов к некоторым нормам исламского закона.



Так, в статье про Афганистан, в качестве примера "освобождения женщины Востока" приводится…отказ от чадры и платка – традиционного предмета одежды мусульманок.



В статье про Иорданию, в качестве примера жестокого отношения к девочкам даже со стороны их матерей (!), приводится следующий рассказ. Мать учит сына: "Ты должен обращаться с сестрой сурово: если она согрешит, разбей ей нос. Она полностью в твоей власти, хоть ты младше ее". А дочери внушает: "Отдай ему свои игрушки, потому что у него больше прав… на развлечения".



Подобные истории, цель которых, по всей видимости, заключается в устрашении западного читателя и формировании у него определенных стереотипов в отношении последователей ислама, на самом деле имеют мало общего с действительностью.



Ислам предписывает относиться к женщинам и девочкам с любовью и уважением. Агрессия, проявленная по отношению к любому человеку (не говоря уже о малолетних родственниках) является грехом и подвергается осуждению со стороны общества, а в некоторых случаях – и наказанию.



Вероятно, такая история могла произойти в какой-нибудь глухой иорданской провинции, однако она является возмутительным исключением из правил, и, соответственно, ее нельзя приводить как пример отношения иорданских мусульман к девочкам и женщинам.



После ознакомления с ужасающими и почти невероятными фактами, у подготовленного читателя складывается не самое лучше мнение о квалификации "специалистов", публикующих исламофобские байки и претендующих при этом на "научный подход к проблеме".



Однако вывод, сделанный в конце книги, свидетельствует о том, что ученые все же постарались хотя бы частично оправдать свое заявление о "непредвзятости мнений при изучении вопроса".



Оказывается, востоковеды все-таки считают, что для того, чтобы изменить средневековый менталитет, характерный для некоторых представителей не только мусульманских, но и прочих азиатских, и даже европейских стран, надо бороться не с религией, а с невежеством и бескультурьем.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика