А не записаться ли мишарином после заявлений историка Дамира Исхакова

Мишари-татары-мусульмане

На татарстанском телеканале ТНВ вышла новая передача под названием «Точка опоры», одним из ведущих которой выступил профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов, известный изучением письменного наследия татар и их древних рукописей. Отрадно, что в медийном пространстве поднимается тема татарской идентичности с участием нерядовых представителей национальных интеллектуальных кругов.

Впрочем, само обсуждение вызвало противоречивые чувства, а все потому, что в ходе передачи известным историком Дамиром Исхаковым был сделан ряд антимишарских выпадов, которые иллюстрируют истинное отношение части «казанской» интеллигенции к одной из крупнейших субэтнических групп татарского народа.

В ответ на реплики помощника депутата Саратовской областной Думы Дауда Давыдова и предпринимателя и общественного деятеля из Ульяновской области Радика Гафурова о том, что в сохранении татарской идентичности важнейшую роль играет религия ислам, Исхаков заявил буквально следующее: «Это татарско-мишарский взгляд здесь отражен. Именно у них на первое место вышло религиозное сознание. Это не случайно. Они живут достаточно дисперсно, и у них этническая культура плохо сохранилась, да она и не была у них слишком мощной и из-за этого они сейчас уцепились за религиозный фактор, но религиозный фактор является глобалистской тенденцией и очень быстро может смыть этническое начало. Это очень опасная вещь. Поэтому если мы будем цепляться за этот фактор, то мы очень быстро перестанем существовать». Дальше он, развивая свою мысль, пришел к совершенно неожиданным выводам: «Когда у нас ваххабизм усилился? Когда обессилело этническое начало. Тогда ваххабизм и усилился».

С одной стороны, господин Исхаков сокрушался о том, что татары разобщены, а с другой – своими заявлениями знатно поработал на это разобщение, с размаха «отрубив» мишарей от остальных татар, да еще и объявив, что у них практически отсутствует этническая культура. Плохо же вы знаете мишарей, господин Исхаков!

Но дело даже не в этом. Видимо Дамир Мавлявиевич напрочь забыл о польско-литовско-белорусских татарах, которые сохранились как этноконфессиональная общность, утратив свой язык, но сохранив свою национальную принадлежность и социальный статус именно благодаря религии ислам.

Более того, исторически социальный институт служилых татар сложился вокруг их вероисповедания и даже после его ликвидации продолжал играть особую роль в сохранении субэтноса татар-мишарей, так как в Российской империи учитывалась конфессиональная принадлежность, а не национальная.

И ни к какому «ваххабизму», к сведению историка Исхакова, это не привело! Наоборот, когда в среде казанских мусульман набирали силу разного рода модернистские течения, которые привели многих из них впоследствии к массовому отходу от религии и принятию атеистической идеологии, мишари продолжали сохранять в своей среде традиционный ислам.

История мишарей и польско-литовской татарской знати – как раз пример верного служения Российскому государству при сохранении своей религии, которая в свою очередь сохраняла и их, ведь те представители служилого сословия, которые принимали крещение, какого бы высокого положения в тогдашнем обществе не удостаивались бы, переставали принадлежать к татарскому этносу. Пример русской знати с татарскими фамилиями – самое яркое этому подтверждение.

Мы, мишаре, продолжатели былого могучего кипчакско этноса, хранители лингвистического наследия кипчаков – хозяев Дикого поля. Мы в не меньшей степени пострадали от дискриминации и насильственной христианизации в эпоху царизма, и сохранились не благодаря, а вопреки. И сегодня за нашей спиной не стоит республика с ее административными и финансовыми возможностями. Поэтому критиковать приверженность исламу и принижать его значение в сохранении идентичности мишарей по меньшей мере антинаучно. Удивительно и то, что никто из ведущих и соучастников этой передачи не поправил казанского историка, а кое-кто даже солидаризировался с ним.

В этой связи, хочется выразить осторожную надежду, что представители интеллектуальных кругов Казани все же будут более аккуратны в своих формулировках, чтобы у многих нижегородских, пензенских, ульяновских, касимовских и других татар не возникло ощущение того, что о них далеко невысокого мнения в Татарастане. А в преддверие предстоящей переписи населения такие программы противопоказаны вдвойне – как вызывающие у людей недоуменные вопросы и желание записаться "мишарами", отмежевавшись от борцов за "чистоту" татарского народа.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Наиль Гафаров 03 Февраля
Ответить

Мои дети в отличие от меня, татарина-мишара, не религиозны, но один из них, проживая в США, восстановил по переписке с архивариусами нашу родословную по ревизским сказкам до 18 века, а затем при помощи ДНК анализов, собранных в деревни, из которой в 1758 г выехали предки, нашёл первого известного пращура 1652 г.р. Касательно предков - кипчаков. Мои предки с удаленностью 2500 лет были прапермянами ( финно -угорская гаплогруппа N1c1) и «родня» моя есть не только среди татар, но и коми (пермяков и зырян) , есть уральский казак, а также удмурты и мокша. Отношение к религии- верю в Создателя и е...
Читать дальше

Ayrat 04 Февраля
Ответить

Странные слова, хотя я не воспринимаю этого человека в серьез, после одного его заявления. Казанлы и мишаре один народ -татары. И у татар ислам основа убрав которую мы увидим другой народ, а точнее отсутствие татарского народа. Ислам у нас с рождения и до смерти, в наших делах, традициях, словах. Вообще не понял что хотел сказать Дамир Исхаков.

Зариф 05 Февраля
Ответить

Нас делят и пилят, что бы мы стали совсем мелкими. В Казани и в других местах говорят, что не татары и не булгары. Просто говорящие на тюркском наречии и все. Москву человек попал и становятся русскими или Москвичами, а корни?

Гульнара Яхиновна 10 Марта
Ответить

Я настоящая Мишар из Нижегородских.Мой отец сорок лет преподавал татарский язык и литературу в школе.Что подразумевает этот господин под татарским этносом,к которому мы якобы не относимся?Что мы говорим иначе?Что не забываем своих предков и свои традиции ?И во многом успешнее “этнографически чистых татар»?

Гульнара Яхиновна 10 Марта
Ответить

Я настоящая Мишар из Нижегородских.Мой отец сорок лет преподавал татарский язык и литературу в школе.Что подразумевает этот господин под татарским этносом,к которому мы якобы не относимся?Что мы говорим иначе?Что не забываем своих предков и свои традиции ?И во многом успешнее “этнографически чистых татар»?

JERARAR 19 Марта
Ответить

S RELIGIEI..ISLAM .MICHARI..TATARbI....A .KAZANLbI...SHUGUNGAN..TATARLARbI....KRYACHENE..ISXAKOV...GPVORIT.V..UGODU..VREMENI..I..POLITIKI....PODOLbCHE..PRODERJATbSYA...DLYA..MENYA..EGO..MNENIE..NE..POKAZATELb

николай 29 Июня
Ответить

А вот я просто МИШАРЕВ..... Фамилия такая...и донской казак..... так Вы хотите сказать что я татарин или предки мои были татарами...пусть мишарями...кем угодно. так то ж замечательно......нас Мишаревых в излучине Хопра и Дона аж три рода.....живут предки очень давно еще до прихода туда Золотой орды.. А я все удивлялся почету и откуда дед свободно владел татарским, украинским и русским конечно.