Афганский прокол советского руководства

25 декабря 1979 года в 15 часов начался ввод советских войск в Афганистан

25 декабря 1979 года в 15 часов начался ввод советских войск в Афганистан

Теги:



1
26 Декабря 2018г. (17 Раби ас-сани)
Ровно 39 лет назад, 25 декабря 1979 года, руководство СССР приняло решение ввести войска в Афганистан, а 15 февраля 1989 года советские войска были выведены  оттуда. Чем дальше отдаляется от нас эти даты, тем быстрее забываются детали того, что происходило в то время. В связи с этим хотелось бы напомнить некоторые моменты из тех событий.

СССР был не первой страной, которая попыталась подчинить себе Афганистан. И не последней. В XIX- началеXX века Великобритания – сверхдержава того времени, над которой «никогда не заходило солнце», пыталась контролировать эту страну, которая по сути являлась транзитным коридором на пути из Малой и Средней Азии на Индийский субконтинент.

В 1919 году Афганистану удалось избавиться от английского контроля, и страна в качестве основы внешнеполитического курса взяла политику нейтралитета,  который удалось сохранить даже во время Второй мировой войны, хотя Германия и Япония прилагали огромные усилия для дестабилизации обстановки на границах Британской Индии.

Ситуация в мире стала стремительно меняться в конце 50 – начале 60-х годов прошлого века, когда стали рушиться колониальные империи и на карте мира возникли новые независимые государства, которым активную помощь оказывал СССР.  Оставаться нейтральным, имея могучего «северного соседа», Афганистану становилось все труднее и труднее.

С другой стороны США также не оставляли своим вниманием эту страну и в 1955 году предложили присоединиться к Багдадскому пакту, в который уже входили Иран, Ирак, Пакистан, Турция и Великобритания. Однако король Захир-шах отказался от их предложения. В 50-е годы  Афганистан постепенно  стал попадать под влияние СССР. Советский Союз поставлял афганской армии вооружение и боевую технику. Советские специалисты построили в стране десятки промышленных предприятий и ирригационных систем.

Москва хотела полностью подчинить себе Афганистан, также как еще раньше Монголию, которую в шутку называли «16 республикой СССР». Именно для этого в 1965 году при полной поддержке и с одобрения высшего руководства КПСС была создана Народно-Демократическая партия Афганистана. Ее руководители –Бабрак Кармаль и Нур Мухаммад Тараки открыто заявляли, что хотят свергнуть власть короля и перейти к строительству социализма.

Еще в ходе  буржуазных реформ короля Захир-шаха  в стране началась борьба враждующих идеологий – очень популярных в то время на Ближнем Востоке левых идей и исламского традиционализма и консерватизма. Ситуация резко изменилась когда в апреле 1978 года афганские коммунисты пришли к власти в результате военного переворота. Их режим принял явно антиклерикальную направленность. Коммунистическое правительство проводило политику вытеснения  религии и мусульманского духовенства из общественной жизни. Кроме того, представители  религиозных кругов, выступавшие против  политики правительства, подверглись репрессиям. Дело доходило до прямого осквернения мечетей, убийств религиозных деятелей, была произведена конфискация вакуфного имущества и земли.

Основу экономики Афганистана составляло сельское хозяйство, а основу сельского хозяйства –частная собственность на землю. Крестьяне, арендовавшие землю у собственников, не считали такое положение дел чем-то несправедливым, ведь оно сложилось и существовало в течение столетий, а собственник земли осуществлял строительство системы ирригации, жизненно необходимой в жарком климате, на которую у крестьян попросту не было денег.

Посчитав собственников эксплуататорами, доморощенные афганские марксисты не увидели главного – эти «эксплуататоры» были неотъемлемой частью социума, и их уничтожение влекло за собой его полный слом. В своем близоруком копировании они обрушились также и на духовенство, которое посчитали также врагом «народной власти», к тому же защищавшим незыблемость права частной собственности с точки зрения религии.

В ответ на политику слома традиционного устройства общества и внедрения социализма начались массовые протестные акции населения, которые нещадно подавлялись с помощью военной силы: среди военных, многие из которых получили образование в  СССР, было немало сторонников «прогрессивных преобразований».

Одно за другим вспыхивали антиправительственные вооруженные выступления в провинциях. Стали возникать оппозиционные движения под исламскими лозунгами – «Исламская партия Афганистана», «Исламское общество Афганистана», создаваться исламские комитеты. НДПА стала стремительно терять контроль над страной. Ее положение осложнялось еще и тем, что в самой партии не было единства. Ее раздирала межфракционная борьба, которая не ограничивалась лишь идеологическими дискуссиями: «верные ленинцы» стремились истребить друг друга физически.

СССР не мог допустить утери контроля над территориями, которые находились в его зоне влияния, и поэтому вмешался в борьбу за власть между различными афганскими политическими силами, приняв сторону идеологически близкой Народно-Демократической партии Афганистана, провозгласившей курс на строительство социализма по советским лекалам.

Однако «Кремлевские старцы» противоречили сами себе: в Афганистане не было никакой революционной ситуации, учение о которой является одним из краеугольных камней марксистско-ленинской идеологии. В Афганистане также не было пролетариата, который является движущей силой социалистической революции.

В 1979 году началась война в Афганистане, в которой приняли участие различные части и подразделения Вооруженных сил СССР. Нет недостатка в ее оценках с разных точек зрения. Лучше всего предоставить слово тем, кто непосредственно командовал «ограниченным контингентом». Так, в газете «Завтра», в номере 4 (845) от 27 января 2010 года, были опубликованы мемуары командующего 40-ой армией в 1985-86 годах генерала Родионова «Звезды, пронесенные сквозь ад». Его оценка этой войны – взгляд человека, который не просто принимал в ней непосредственное участие, но руководил всеми военными действиями в указанный период времени:

«40-я армия воевала не первый год и сменила на тот момент уже четырех командующих, в 85-м году я стал пятым. За это время успело случиться всякое, но главное – не было победы. Год за годом средства массовой информации всеми имеющимися у них способами пытались успокаивать, заглушать, сообщая, что ситуация вот-вот стабилизируется и наладится. В разговорах же по спецсвязи с командующими, а мы друг друга знали, вырисовывалась иная картина…

…Мы, армия, которая была введена для того, чтобы взять на себя охранные функции и высвободить контингент афганских вооруженных сил для ведения боевых действий с контрреволюцией, как тогда говорили в СМИ, постепенно переваливали все боевые действия на свои плечи. В итоге мы стали воевать вместо афганцев.

Армия стала терять авторитет и поддержку у афганского народа, т.к. в погоне за победой побыстрее и любой ценой были неоднократно приняты решения о применении дальней авиации, систем площадного поражения ГРАД, стиравших с лица земли кишлаки со всеми жителями, включая стариков и детей. Вот так самый уважаемый в Афганистане советский человек, руками которого так много было сделано для улучшения качества жизни афганского народа, превратился в убийцу и врага».

Что касается рассуждений о военной победе, которая как будто бы была уже почти достигнута, то опять можно привести свидетельства генерала Родионова: «Мы мечтали закрыть границы с Ираном и Пакистаном для более активной борьбы с караванами, но это было невозможно. Эти территории занимали горы, пустыня. Чтобы сделать это, нужно было иметь еще две такие армии, как 40-я. В принципе можно было бы их ввести, но слаборазвитая инфраструктура Афганистана препятствовала осуществлению подобных задумок. Представьте, одна дорога из Союза в Кабул, пролегающая через перевал Саланг, и окружная дорога вдоль границы по периметру, которая соединяла все более-менее крупные города и узловые объекты, на этом всё. Остальное – караванные тропы. И если закрыть границы с привлечением дополнительных сил, то сразу встает вопрос: как снабжать, как обеспечивать, как охранять?»

Это понимали и в политическом руководстве СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС 13 ноября 1986 года тогдашний Генсек ЦК КПСС М.С. Горбачев назвал политику в Афганистане провальной. Он заявил: "В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать еще 20–30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Мы что, будем бесконечно воевать, расписываясь в том, что наши войска не смогут справиться с ситуацией? Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время".

Его поддержал не кто иной, как реликт сталинской эпохи,  бывший министр иностранных дел, член  ЦК КПСС  и председатель Президиума Верховного Совета СССР (номинальный глава Советского государства) А.А. Громыко: «Видимо, с нашей стороны был недоучет трудностей, когда мы дали афганскому руководству согласие на нашу военную поддержку. Социальные условия в Афганистане сделали невозможным решение проблемы в короткое время. Мы не получили там внутренней поддержки. В афганскую армию сколько набирается призывников, столько их и дезертирует. <...> Что касается американцев, то они не заинтересованы в урегулировании обстановки в Афганистане. Наоборот, им выгодно, чтобы война затянулась». Это тем более удивительно, потому что в 1979 году тот же Громыко, будучи тогда главой МИДа СССР, на секретном заседании специальной комиссии Политбюро ЦК КПСС, на которой рассматривался вопрос о вводе войск в Афганистан, голосовал «за».

Невозможность решить проблему военными средствами подтвердил и начальник Генерального штаба ВС СССР маршал С.Ф. Ахромеев: "Нет ни одной военной задачи, которая ставилась бы, но не решалась, а результата нет. Все дело в том, что военные результаты не закрепляются политическими. В центре власть есть, а в провинциях ее нет. Мы контролируем Кабул и провинциальные центры, но на захваченной территории не можем установить власть. Мы проиграли борьбу за афганский народ. Правительство поддерживает меньшинство народа. Наша армия воевала пять лет. Она и сейчас в состоянии удержать обстановку на том уровне, который существует. Но в этих условиях война будет продолжаться долго".

Вмешавшись во внутриафганскую ситуацию из идеологических соображений, советское руководство не представляло себе, с чем оно столкнется. В результате Афганистан из мирной нейтральной страны, дружески относившейся к СССР, начал свое превращение в то, что он представляет собой в настоящее время.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

готлиб израиль 26 Декабря 2018г.
Ответить
-8

da

Яндекс.Метрика